Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 09:17, курсовая работа
Цель – исследовать современное развитие взаимодействия России и Китая для выявления проблем и перспектив их экономического сотрудничества.
Данное исследование заключает в себе следующие ключевые задачи:
Охарактеризовать современное состояние сотрудничества России и Китая;
Дать оценку торгово-экономическому взаимодействию России и Китая;
Проанализировать динамику развития инвестиционного сотрудничества России и Китая;
Рассмотреть российско-китайское сотрудничество в научно-технической сфере и выявить его перспективы;
Введение 3
Глава 1. Международное экономическое сотрудничество и его формы 4
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность России и Китая на
современном этапе 9
Глава 3. Проблемы и перспективы экономического
сотрудничества России и Китая 20
Заключение 28
Список использованной литературы
Так, в 2006 г. в провинцию Хэйлунцзян привлекли 25 сельскохозяйственных технологий, что заполнило пробелы в данной сфере этой провинции. С 2003 г. по март 2007 г. в провинцию было привлечено уже 146 российских технологий на сумму в 92,53 млн дол., в основном в области ядерной энергетики, авиации, космонавтики и электроники. Пока это небольшое число объектов и незначительная сумма, но сотрудничество развивается [11].
Официальные
экономисты не отрицают того, что за
впечатляющими абсолютными
В 2006 г. Китаю впервые за последние годы удалось снизить энергозатраты на единицу ВВП на 1,2% [12].
В 2006 г. на НИОКР в КНР расходовалось 1,23% ВВП (против 2,7% в США и 3,3% в Японии) [1]. Китай постоянно увеличивает расходы на науку – в 2007 г. они достигли 1,4% ВВП, что, впрочем, признается китайским руководством как еще явно недостаточный уровень финансирования науки.
Проблема
в том, что инновационный потенциал
Китая формируется за счет главным
образом заимствований из-за рубежа,
и это по мнению китайских лидеров,
не позволяет Китаю стать
Китай – крупный производитель цветных телевизоров и мобильных телефонов, однако более 50% ключевых технологий их производства принадлежит транснациональным корпорациям [12].
В настоящее время в рамках российско-китайской программы научно-технического сотрудничества реализуется более 170 проектов по следующим направлениям: новые материалы, биотехнология и микробиология, атомная физика и физика высоких энергий, химия и нефтехимия, экология, экологически чистые и ресурсосберегающие технологии, машиностроение, приборостроение и автоматика, телекоммуникации и спутниковая связь, электроника и информатика, сейсмология, сельское хозяйство и многие другие. Над проектами работают более 60 исследовательских организаций, государственных и частных компаний обеих стран [16].
Китайско-российское
техническое сотрудничество вышло на
новый этап: четко определена цель, обозначено
главное звено сотрудничества – заимствование
высоких и новых технологий и промышленная
трансформация с учетом коммерческой
выгоды и преимуществ международного
сотрудничества. Привлечение в Китай российских
научно-технических объектов выступает
важным направлением китайско-российского
научно-технического сотрудничества [11].
Глава
3. Проблемы и перспективы
экономического сотрудничества
России и Китая
С началом 21 века по мере непрерывного углубления политических отношений между Россией и Китаем, устойчивого и непрерывного роста их экономик, объем торговли между двумя странами и их регионами непрерывно увеличивается. В 2006 г. общий объем товарообмена между Россией и Китаем достиг более 6,8 млрд дол. За первые 8 месяцев 2007 г. этот рубеж был уже превзойден. Однако даже такой рост торговли неадекватен экономической мощи и географическим преимуществам регионов наших стран, намного отстает от чаяний их населения. Например, общий объем китайско-корейской торговли в 2006 г. составил 134,3 млрд. долл., увеличившись в 27 раз по сравнению с показателем 1992 г. (время установления дипломатических отношений). Главами государств России и КНР намечена цель довести к 2010 г. двусторонний товарооборот до 60-80 млрд. долл.[11].
Изменения
в структуре российско-
Этот вопрос все больше волнует российских экономистов, так как в последние годы резко ухудшилось и продолжает ухудшаться не только торговое сальдо, но и структура экспорта и импорта в торговле с Китаем. К сожалению, составить точную картину весьма затруднительно – российские и китайские данные резко отличаются друг от друга, что, видимо, связано с высокой долей «серого» товарооборота, когда в целях минимизации таможенных платежей и налогообложения цены на одну и ту же партию занижаются по одну сторону границы и завышаются по другую. Впрочем, неутешительная для России тенденция очевидна.
Китай наращивает экспорт в Россию, пользуясь господдержкой, что может привести к закрытию или резкому сокращению производства в автопроме, производстве промышленного оборудования, а в перспективе – и черной металлургии. В 2006 г. ввоз в Россию китайских транспортных средств вырос на 138% и составил 585,52 млн. долл. Но в то же время, по словам пресс-секретаря группы «ГАЗ», китайцы не представляют катастрофическую угрозу для российского автопрома, «учитывая низкое качество их машин». Китайские автомобили будут составлять растущую конкуренцию российским производителям, хотя полностью заместить российский автопром не смогут [19].
В
ближайшие десятилетия будет
усиливаться тенденция
Открытие в последние годы ряда крупных месторождений углеводородов (Ордосский и Таримский бассейны, Бохайваньский залив и др.) стимулирует развитие инфраструктуры транспортировки, переработки и потребления нефти и газа. Но удовлетворить рост энергетических потребностей КНР ни сейчас, ни в будущем эти открытия не смогут. В этих условиях Китай вынужден искать источники поставок энергоносителей в различных регионах мира – на Ближнем Востоке, в Южной Америке, в Африке, СНГ. Однако наибольший интерес для Китая с позиции ресурсной обеспеченности, технологической эффективности и территориальной сбалансированности поставок представляют Россия и страны Центральной Азии.
Из перспективных источников сырья к емкому рынку Китая наиболее приближены Западная Сибирь (восток Ямало-Ненецкого АО, Ханты-Мансийский АО, Томская область), Восточная Сибирь и Дальний Восток. В этих условиях, исходя из базовых принципов национальной энергетической доктрины, Китай заинтересован, чтобы приросты добычи и часть существующих экспортных поставок нефти из Западной Сибири были переориентированы на китайский рынок, а также направлены новые поставки из Восточной Сибири и Дальнего Востока, были обеспечены приемлемые цены (ниже уровня рынка) и долгосрочная надежность (гарантии) поставок, китайские компании получили доступ к добывающим активам в России.
Россия
в свою очередь заинтересована в
сохранении национального суверенитета
над ключевыми отраслями
Кроме того, первый шаг со стороны России по допуску китайских компаний к разведке и добыче нейти на территории РФ сделан – компания «Синопек» (Sinopec) владеет 50% одного из крупных нефтедобывающих подразделений «Роснефти» - ОАО «Удмуртнефть». В обмен на допуск китайских компаний к добывающим активам России российские вертикально-интегрированные компании – «Роснефть», «Газпром», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз» - должны получить возможность контроля над НПЗ и сетями АЗС на территории КНР, прежде всего в районах (северо-восток, восток), получающих нефть и нефтепродукты из России. Важно отметить, что для России очень важны китайский опыт и технологии по добыче нефти из месторождений на падающей стадии добычи, добычи тяжелых нефтей и т.п.
Активное сотрудничество с Китаем в нефтегазовой сфере, несомненно, является важнейшим направлением усиления экономических и геополитических позиций России в мире, диверсификации экспорта, повышения структурной и территориальной сбалансированности нефтегазового комплекса, обеспечения экономической безопасности страны. Но конкретные мероприятия и реальные шаги в рамках такого сотрудничества должны быть всесторонне обоснованы, экономически и политически оправданны с учетом интересов государства, нефтегазовых компаний, населения России.
Главный принцип взаимодействия – обоснованное усиление наших экономических позиций на территории КНР при сохранении полного национального суверенитета над стратегическими объектами в России, особенно в восточных районах страны. И возможности для реализации этого принципа в нефтегазовом секторе имеются [7].
Серьезные
возможности и перспективы, в
том числе с точки зрения общего
подъема дальневосточных
Особую
актуальность приобретает строительство
моста на пограничном переходе Благовещенск
– Хэйхэ в свете реализации
проекта Транссибирского
Говоря в целом, сотрудничество в сфере железнодорожного транспорта стало основой российско-китайского взаимодействия в области транспорта. В настоящее время на железные дороги приходится 65% всего объема грузооборота между Россией и Китаем.
Активизация сотрудничества в сфере дорожного строительства, сооружения мостов, общего развития транспортной инфраструктуры даст толчок экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири, создаст новые рабочие места, привлечет новые инвестиции как из европейской части России, так и из-за рубежа, создаст условия для привлечения к регион рабочей силы из перенаселенной европейской части России.
Огромные резервы сотрудничества таятся в сфере развития авиасообщения между регионами России и Китая, а авиационном транспорте, авиастроении и освоении космоса [20].
В
крупных инвестиционных проектах, которые
реализуются совместными
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность России и Китая на современном этапе