Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:23, реферат
Определяя специфику международной инновационной деятельности в качестве особого предмета правового регулирования, необходимо учитывать как сложившееся положение в правовом обеспечении инновационных процессов в России и в мире, так и возможные перспективы их развития. Если оценивать состояние правового регулирования инновационной деятельности в нашей стране, то есть все основания констатировать, что на сегодняшний день комплексно этот вопрос не решен. Так, пока не принят базовый законодательный акт, в котором были бы закреплены понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Правовое регулирование инновационной деятельности в России………… 4
2. Государственная инновационная политика………………………………… 8
3.Правовое регулирование международной инновационной деятельности… 14
Заключение………………………………………………………………………. 16
Список использованной литературы………
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Правовое
регулирование инновационной |
4 |
2. Государственная
инновационная политика…………………… |
8 |
3.Правовое
регулирование международной |
14 |
Заключение…………………………………………………… |
16 |
Список использованной литературы…………………………………………… | 17 |
Содержание
Введение
Определяя специфику международной инновационной деятельности в качестве особого предмета правового регулирования, необходимо учитывать как сложившееся положение в правовом обеспечении инновационных процессов в России и в мире, так и возможные перспективы их развития. Если оценивать состояние правового регулирования инновационной деятельности в нашей стране, то есть все основания констатировать, что на сегодняшний день комплексно этот вопрос не решен. Так, пока не принят базовый законодательный акт, в котором были бы закреплены понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.
Если
сопоставить нормативные
1. Правовое регулирование инновационной деятельности в России.
Следует подчеркнуть, что правовой базой инновационных процессов в России на сегодняшний день является законодательство об интеллектуальной собственности, принятие которого в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находится в федеративном ведении.[1] Согласно ст. 138 ГК РФ в качестве интеллектуальной собственности признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции и выполняемых работ или услуг. Вместе с тем в ГК РФ нет специальных норм, определяющих инновационную деятельность как объект регулирования, что дает основание для констатации факта отнесения законодателем инноваций к специфическому объекту, который не может быть отнесен к традиционным гражданско-правовым институтам.
Характеризуя систему источников правового регулирования инновационной деятельности, необходимо отметить особую роль таких федеральных законов, как Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.) (далее — Закон о товарных знаках), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.) (далее — Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 24 декабря 2002 г.) (далее — Закон о правовой охране программ для ЭВМ), Закон о техническом регулировании, Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях» (далее — Закон о селекционных достижениях). Сопоставление норм этих законодательных актов приводит к выводу о регулировании ими только отдельных видов отношений, связанных с инновационной деятельностью, что свидетельствует об отсутствии необходимой комплексности в решении данной задачи.
Так,
Закон о товарных знаках определяет
правовую природу обозначения, используемого
для индивидуализации товаров, выполняемых
работ или оказываемых услуг.
В Законе о правовой охране программ
для ЭВМ закрепляется не только понятие
программы как совокупности данных и команд,
предназначенных для функционирования
ЭВМ с целью получения намеченного результата,
но и баз данных, трактуемых в качестве
совокупности систематизированных с использованием
ЭВМ баз данных. Наряду с этим аспектом
инновационной деятельности значимым
является закрепление легального порядка
оформления оптимальной топологии интегральных
микросхем, созданных в результате научно-исследовательских
разработок с определением пространственно-
В
сравнении с указанными актами Закон
о техническом регулировании
нацелен на установление требуемых
со стороны государства
В
числе актов, нормы которых регулируют
инновационные отношения, следует
выделить уже упоминавшийся в
предыдущем параграфе Федеральный
закон «О науке и государственной
научно-технической политике»
В
соответствии со ст. 5 Патентного закона
под полезной моделью понимаются
конструктивно выполненные
Данным
актом обеспечивается необходимая
охрана патентных прав для их широкого
включения в экономический
В рассматриваемой сфере большое количество подзаконных актов представлено документами профильных ведомств. Так, Постановлением Госкомстата РФ от 3 августа 1998 г. № 80 была утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению. Необходимо также отметить совокупность подзаконных актов Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатента). В качестве примера можно привести утвержденные Приказом Роспатента от 17 апреля 1998 г. № 83 Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель.
В этих правилах дан перечень признаков, которыми может характеризоваться полезная модель, а именно: наличие конструктивного элемента; наличие связи между элементами; взаимное расположение элементов; форма выполнения элемента или устройства в целом, в частности, геометрической формы; формы выполнения связи между элементами и их взаимосвязь; материал, из которого выполнен элемент или устройство в целом; среда, выполняющая функцию элемента. Приведенные в указанных правилах требования к полезной модели практически не отличаются от соответствующих требований, содержащихся в аналогичных Правилах по изобретению.
Представляют
также интерес и другие подобные
документы, в числе которых выделим
утвержденные Приказом Роспатента от
5 марта 2003 г. № 32 Правила составления,
подачи и рассмотрения заявки на регистрацию
товарного знака и знака
Наряду
с указанными документами следует
обратить внимание на наличие других
нормативных правовых актов соответствующих
ведомств, в том числе о порядке
взимания пошлин за патентование и
регистрацию тех или иных объектов
промышленной собственности, правил, определяющих
составление и порядок подачи
заявок на регистрацию отдельных
объектов, процедуру их рассмотрения
с выдачей необходимых
Обобщение
состояния анализируемых
В последующем по поручению Президента РФ Минэкономразвития России провело работу по подготовке плана мер по развитию инновационной деятельности для внесения его на рассмотрение в Правительство РФ в 2006 г. В этом документе определяется прежде всего технология закрепления инфраструктуры инновационной деятельности, а именно:
-стартовый капитал;
-связь науки и образования;
-развитие предпринимательства в научно-образовательной среде;
-защита интеллектуальной собственности;
-трансферт технологий и другие мероприятия, включая шаги по облегчению налогообложения НИОКР, в том числе ускоренная амортизация и списание расходов по НИОКР на затраты.
Данные
шаги свидетельствуют о
2. Государственная инновационная политика
Государственная
инновационная политика — это
составная часть социально-
Цель
государственной инновационной
политики — развитие, рациональное
размещение и эффективное использование
научно-технического потенциала, формирование
его структуры, увеличение вклада науки
и техники в развитие экономики
страны, реализацию важнейших социальных
задач, в обеспечение прогрессивных
структурных преобразований в сфере
материального производства, повышение
его эффективности и
Информация о работе Законодательство в области международной инновационной деятельности