Законодательство в области международной инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:23, реферат

Описание

Определяя специфику международной инновационной деятельности в качестве особого предмета правового регулирования, необходимо учитывать как сложившееся положение в правовом обеспечении инновационных процессов в России и в мире, так и возможные перспективы их развития. Если оценивать состояние правового регулирования инновационной деятельности в нашей стране, то есть все основания констатировать, что на сегодняшний день комплексно этот вопрос не решен. Так, пока не принят базовый законодательный акт, в котором были бы закреплены понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Правовое регулирование инновационной деятельности в России………… 4
2. Государственная инновационная политика………………………………… 8
3.Правовое регулирование международной инновационной деятельности… 14
Заключение………………………………………………………………………. 16
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 43.81 Кб (Скачать документ)

   Главные задачи государственной инновационной  политики:

   -обеспечение правового регулирования и защита интересов участников инновационной деятельности;

   -прямая и косвенная поддержка базисных и улучшающих инноваций в соответствии с государственными инновационными программами;

   -содействие развитию конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства;

   -формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры;

   -содействие активизации инновационной деятельности в регионах России;

   -поддержка совместных инновационных программ и проектов стран СНГ, создание совместных инновационных предприятий, развитие международного инновационного сотрудничества с учетом национальных интересов России.

   Государственная инновационная политика РФ формируется  и осуществляется исходя из следующих  основных принципов:

   -признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

   -обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

   -концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

   -создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

   -создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

   -активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

   -укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

   Формирование  и осуществление государственной  инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной  исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации  формируется и реализуется органами государственной власти субъектов  Российской Федерации с учетом государственной  инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики должны привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

   Политика  в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:

   -четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;

   -органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

   -информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;

   -инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

   Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

   -совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

   -создания условий для экономического стимулирования к инновационной деятельности предприятий всех форм собственности, например, через систему налоговых льгот (в том числе по налогу на добавленную стоимость или земельному налогу для предприятий, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);

   -участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

   -организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения. 

   По  характеру государственного воздействия  на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной  и внешнеэкономической политики). 

   Прямое  регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной  сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных  контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).

   В качестве негативных сторон прямого  государственного регулирования можно  отметить:

   -неуверенность в отношении кратко- и среднесрочной ориентации государственной политики, ограниченной бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры и др.;

   -субъективный подход к принятию решений со стороны чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в средствах или не задействованы непосредственно в реализации своих решений;

   -замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим характером оформления заявок;

   -концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии;

   -неприемлемость для частного бизнеса вмешательства государства в принятие решений об инвестициях.

   Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными  возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и  разработках. Сущность косвенного регулирования  заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении  организаций, ориентированных на инновационную  деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в  общественном мнении и престижа образования  и науки. При этом государство  не контролирует конкретные научные  проекты.

   Одним из основных нормативных документов, регламентирующих государственную  инновационную политику в РФ, являются «Основы политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Переход к инновационному развитию страны определен в этом документе как основная цель государственной  политики в области развития науки  и технологий. И как одно из важнейших  направлений государственной политики в области развития науки и  технологий — формирование развития национальной инновационной системы. 

   Основные  задачи, которые призвана решать федеральная  целевая программа:

   -определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация;

   -развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнерства;

   -развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России;

   -содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности вузов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др. 

   По  шести основным научно-техническим  направлениям сформированы приоритеты:

   1) наноиндустрия и перспективные  материалы;

   2) энергосберегающие технологии и  альтернативные источники энергии;

   3) технологии живых систем;

   4) информационно-телекоммуникационные  системы;

   5) экология и рациональное природопользование;

   6) безопасность и противодействие  терроризму. 

   Меры  государственной инновационной  политики могут быть реализованы  через бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере; Российский фонд технологического развития (РФТР) или Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

   РФТР  — внебюджетный фонд, который формируется  из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются  за счет 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку  серьезных научно-технических, инновационных  проектов.

   Цель  РФФИ — поддержка научно-исследовательских  работ по всем направлениям фундаментальной  науки, содействие повышению научной  квалификации ученых, развитие научных  контактов, в том числе поддержка  международного научного сотрудничества в области фундаментальных исследований. Финансирование Фонда осуществляется за счет средств федерального бюджета (в настоящее время — 6% от средств, выделяемых на науку). Допускается прием добровольных взносов от организаций и частных лиц для использования в уставных целях. 

   Для достижения основной цели Фонд:

   -проводит отбор проектов на конкурсной основе;

   -разрабатывает и утверждает порядок рассмотрения представляемых на конкурс проектов, порядок проведения экспертизы проектов и предложений;

   -осуществляет финансирование отобранных проектов и мероприятий, а также контролирует использование выделенных средств;

   -поддерживает международное научное сотрудничество в области фундаментальных научных исследований, включая финансирование совместных научно-исследовательских проектов;

   -осуществляет подготовку, выпуск и распространение информационных и других материалов о деятельности Фонда;

   -участвует в выработке предложений по формированию государственной научно-технической политики в области фундаментальных научных исследований.

   РФФИ  проводит конкурсы на получение грантов  для выполнения российскими учеными  фундаментальных научных исследований по следующим областям знаний:

   1) математика, информатика и механика;

   2) физика и астрономия;

   3) химия;

   4) биология и медицинская наука;

   5) науки о Земле;

   6) науки о человеке и обществе;

   7) информационные технологии и  вычислительные системы;

   8) фундаментальные основы инженерных  наук.

   Все решения о поддержке проектов в РФФИ принимаются по результатам  экспертизы. Каждая заявка проходит в  РФФИ независимую многоэтапную экспертизу. После регистрации заявку рецензируют  два-три эксперта, работающих независимо и анонимно. Экспертом РФФИ может  быть признанный авторитетный специалист высшей квалификации с ученой степенью доктора (в основном) или кандидата  наук (как исключение) из числа активно  работающих ученых. Всего в состав экспертов Фонда входят более 2 тыс. человек.

   3.Правовое регулирование международной инновационной деятельности.

   Одним из ключевых международных актов  для инновационной деятельности является Парижская конвенция по охране промышленной собственности  от 20 марта 1883 г. (далее — Парижская  конвенция) с последующими многочисленными  поправками, в том числе в связи  с подписанием 14 июля 1967 г. и вступлением  в силу в 1970 г. Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Россия как правопреемница СССР считается участницей Парижской  конвенции с 1 июля 1965 г.

Информация о работе Законодательство в области международной инновационной деятельности