Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:40, реферат
Даже человек, который поверхностно знаком с учением ислама, может отметить практически бесправное положение женщины-мусульманки, ее полную зависимость от мужа. Такое положение дел усугубляется пониманием того, что, по мнению мусульман, Сам Бог считает приемлемым именно такое отношение к ней. Кроме того, незнание истории зарождения ислама и первоначального отношения к женщинам на том этапе, а также неосведомленность о статусе женщины в доисламский период укрепляет данную позицию и позволяет считать, что ислам значительно возвысил женщину по сравнению с тем положением, в котором она находилась до этого.
Обзор данного материала позволяет нам сделать следующие выводы. В обществе до возникновения ислама существовал патриархальный уклад, в котором имущественное и социальное неравенство достигли значительных размеров. В регламентировании брачно-семейных отношений выступали патриархально-родовые традиции. Естественно, что в таком обществе женщина не могла играть главную роль. Как мы видим, в этом обществе предпочтение отдавалось мужчине, а не женщине. Но в то же время женщина была свободна, участвовала в общественной жизни.
Ислам
утвердил новый взгляд на женщину, новое
к ней отношение. С одной стороны,
был введен запрет об убийстве новорожденных
девочек, имущественное положение
женщины стало более
Прежде чем мы перейдем к изложению основных концепций, социальной доктрины ислама о браке, семье и положении женщины в семье и обществе, нам необходимо ознакомиться с основными документами ислама, которые регулируют семейные отношения. Краткий анализ идейных источников позволит нам увидеть корни возникновения отношения к женщине.
Коран. Позиция Корана в отношении женщины
Главное место среди документов занимает Коран (араб. ”чтение вслух, наизусть”). Коран исключителен тем, что он, как считают мусульмане, “слово” Бога и существует вечно (суры 2:80; 9:3,6; 48:15). Подлинник хранится на седьмом небе под престолом Аллаха20(20 Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.М.: Политиздат, 1986. С.5). В период возникновения ислама это был основной источник регулирования семейных отношений. Коран содержит в себе основные принципы новой религии и отражает идеи первоначального ислама.
Вначале Коран передавался по памяти. Так было во дни Мухаммада. Лишь некоторые суры и айаты были записаны арабским письмом на костях животных, камнях и других материалах. После смерти Мухаммада эти записи были собраны и были записаны новые из уст людей, которые были близки Мухаммаду.
Существовало несколько версий Корана. Лишь в 651 году по приказу третьего халифа Усмана специальной коллегией была составлена одна версия Корана, а все другие были уничтожены21.( Акбаров Х. Вчера и сегодня. Шефилд, 1997.С. 48)
Коран состоит из 114 сур, которые делятся на айаты. Сура - это глава Корана, айат - это стих. Самая длинная сура, ”Корова”, состоит из 268 айатов, и самая короткая сура, “Помощь” состоит из 3 айатов. Сура расположена по содержанию хаотично непоследовательно, а по мере сокращения их длины. Считается, что 90 сур Корана написаны в период пребывания Мухаммада в Мекке (610-622 гг.), и 24 суры - в течении мединского периода (622-632 гг.)22. Они отличаются тем, что мединские суры длиннее мекканских, а мекканские - поэтичнее. (Религии мира. М.: Просвещение, 1994. С.106.)
С канонизации Корана начинается новый период в истории семейных отношений - период письменного изложения доктрины, законодательства и принципов морали о браке, семье и семейных отношений.
Коран записывался в феодальный период развития Арабского государства. В семье главой был мужчина. И естественно, что это отразилось в Коране. Нельзя сказать, что женщина бесправна, но она не самостоятельна. Она в подчинении у мужа, хотя Коран призывает мужчину к особой любви и заботе по отношению к женщине. Коран не противоречит себе, но, показывая равенство мужчины и женщины, он всегда дает понять, что мужчина все же превосходит ее.
Для того, чтобы увидеть отношение Корана к женщине, сделаем небольшой обзор.
Духовное равенство мужчины и женщины
3:196: “ Не допущу Я, чтобы пропал труд кого либо из среды вас, будь то мужчина или женщина. ...Посему, кто из вас переселился и был изгнан из дома своего и подвергся преследованию во имя Мое и сражался и был убит, истинно, Я очищу их от зол их и введу их в Сады, по которым текут ручьи”.
33:36:
”Истинно, мужчины, которые покоряются
Богу и женщины, которые
покоряются Ему, и верующие
мужчины и верующие женщины,
и послушные мужчины и
16:98:
“Всякому, кто поступает праведно,
будь то мужчина или женщина,
и кто верует, истинно даруем
Мы ему чистую жизнь; и
57:13: “И подумай обо дне, когда увидишь ты верующих мужей и верующих жен, с лучами света их, сияющими впереди них и правых рук их, и когда сказано будет им: “Благая весть вам в этот день! Сады с текущими через них реками, в которых будете вы обитать”.
48:6: “Дабы мог Он ввести верующих мужей и верующих жен в Сады с текущими реками, чтобы они обитали там”.
40:41:
“...творящий добро, будь он
мужчина или женщина, и
(4:125 ; 9:71- 72 ; 36: 50-58 ; 43:70-74 и другие суры)
33:74:
“Аллах накажет лицемерных
48:7: “И
дабы Он мог наказать
43:75-77:
“Те, которые виновны, без
Приведенные выше места ясно показывают нам, что Коран не делает различия между мужчинами и женщинами в духовных вопросах. Всем верующим вне зависимости от пола обещана защита, награда, вечность. Все неверующие и неверные вне зависимости от пола получат наказание.
Статус мужчины и женщины
Творец мужчины и женщины - Аллах
4:2: “Бог создал вас [люди] из единой души; затем Он сотворил из нее подругу ей, и от них двоих распространил множество мужчин и женщин”.
39:7: “Он создал вас из единого существа; затем Он сотворил подругу ему”.
16:73: “Аллах создал для вас супруг и супругов из вашей среды”.
42:12: “Он создал пары из вас самих”.
7:190: “Он сотворил вас из одного человека, и создал из него подругу ему, дабы он мог снискать утешение в ней”.
30:22:
“И среди знамений Его есть
то, что Он сотворил жен вам
из среды вашей, дабы вы
49:14: “Создали Мы вас из мужчины и из женщины и сделали вас”.
В
этих айатах мы не видим, что женщина
ущемлена чем-то по достоинству и
по происхождению. Хотя постоянно подчеркивается,
что женщина создана как
Необходимо
заметить, что есть и другие места,
которые показывают, что мужчина
по достоинству превосходит
2:229:
“И в отношении справедливости
они (женщины) имеют
4:35: “Мужчины - покровители женщин, ибо Аллах сотворил одних превосходнее других, и ибо они (мужчины) расходуют из богатства своего. Итак, добродетельны те жены, которые повинуются и блюдут тайны мужей своих при покровительстве Аллаха”.
Эти места говорят нам о том, что права у мужчин и женщин равны, но мужчины созданы по достоинству выше, чем женщины. Причина главенства мужчины над женщиною в том, что он расходует на нее свои средства.
Брак
Теперь рассмотрим положения Корана, регулирующие брачные отношения.
4:20: ”О, вы, верующие, незаконно для получать в наследие женщин против воли их”.
2:188: ” Они одежда для вас, как и вы для них”.
Одежда - средство, призванное обеспечить надежность, достоинство и украшение.
2:224: ”Ваши жены - пахотное поле для вас”.
2:229:
здесь описывается ситуация, когда
женщина после развода
4:35:В
данном месте отражается
1) муж увещевает жену,
2) отказ на время от ложа с ней,
3)
муж применяет телесное
Анализируя эти пункты, можно сделать вывод, что счастье женщины в браке зависит от благородства ее мужа. Несмотря на призывы Корана к взаимной любви и уважению между супругами, женщина предоставлена во власть мужа. И теперь все зависит от того, что муж посчитает правильным - предписания любви и терпения по отношению к жене или же предписания, позволяющие мужу воспитывать и наказывать жену при необходимости.
Полигамия
Коран разрешает многоженство, однако ограничивает число жен до четырех.
4:4: ”...возьмите себе в жены из женщин, сколько вам желательно, двух, трех или четырех.”
Правда, Коран ставит условие, что необходимо одинаковое отношение ко всем женам.
4:4:
”А если вы боитесь, что
не будете поступать по
Интересно, что в другом айате записано утверждение о том, что равное отношение к женам невозможно.
4:130:
”И не можете вы поддерживать
совершенного равновесия между
женами, как бы вы не желали
того. Но не проявляйте склонности
к одной, оставляя другую в
временно отстраненном
Такое противоречие в повелении о многоженстве позволило по-разному трактовать эти айаты из Корана. Даже говоря о числе жен, некоторые мусульмане имели до девяти законных супруг, суммируя цифры, приведенные в суре 4:4 “... двух, трех или четырех.” Впоследствии те, кто был не согласен с полигамией, считали, что сурой 4:130 Мухаммад запретил полигамию, так как иметь равное отношение к женам невозможно.
Информация о работе Женщина в Аравии: ее статус и роль в семье и в обществе