Женщина в Аравии: ее статус и роль в семье и в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:40, реферат

Описание

Даже человек, который поверхностно знаком с учением ислама, может отметить практически бесправное положение женщины-мусульманки, ее полную зависимость от мужа. Такое положение дел усугубляется пониманием того, что, по мнению мусульман, Сам Бог считает приемлемым именно такое отношение к ней. Кроме того, незнание истории зарождения ислама и первоначального отношения к женщинам на том этапе, а также неосведомленность о статусе женщины в доисламский период укрепляет данную позицию и позволяет считать, что ислам значительно возвысил женщину по сравнению с тем положением, в котором она находилась до этого.

Работа состоит из  1 файл

I глава.docx

— 46.54 Кб (Скачать документ)

     Обзор данного материала позволяет  нам сделать следующие выводы. В обществе до возникновения ислама существовал  патриархальный уклад, в котором имущественное и социальное неравенство достигли значительных размеров. В регламентировании брачно-семейных отношений выступали патриархально-родовые традиции. Естественно, что в таком обществе женщина не могла играть главную роль. Как мы видим, в этом обществе предпочтение отдавалось мужчине, а не женщине. Но в то же время женщина была свободна, участвовала в общественной жизни. 

     Ислам утвердил новый взгляд на женщину, новое  к ней отношение. С одной стороны, был введен запрет об убийстве новорожденных  девочек,  имущественное положение  женщины стало более обеспеченным, ислам наделил ее личными и  гражданскими правами, ввел юридическое  оформление брака. Но с другой стороны, было введено затворничество, было узаконено многоженство, главенство мужа и подчиненное положение  женщины, были введены и другие унижающие  и ограничивающие женщину законы. И все же в период раннего ислама женщина пользовалась относительной  свободой.

     Основные  документы ислама, регулирующие семейные отношения

     Прежде  чем мы перейдем к изложению основных концепций, социальной доктрины ислама о браке, семье и положении  женщины в семье и обществе, нам необходимо ознакомиться с основными  документами ислама, которые регулируют семейные отношения. Краткий анализ идейных источников позволит нам  увидеть корни возникновения  отношения к женщине.

     Коран. Позиция Корана в  отношении женщины

     Главное место среди документов занимает Коран (араб. ”чтение вслух, наизусть”). Коран исключителен тем, что он, как  считают мусульмане, “слово” Бога и существует вечно (суры 2:80; 9:3,6; 48:15). Подлинник хранится на седьмом небе под престолом Аллаха20(20 Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.М.: Политиздат, 1986. С.5). В период возникновения ислама это был основной источник регулирования семейных отношений. Коран содержит в себе основные принципы новой религии и отражает идеи первоначального ислама.

     Вначале Коран передавался по памяти. Так  было во дни Мухаммада. Лишь некоторые  суры и айаты были записаны арабским письмом на костях животных, камнях и других материалах. После смерти Мухаммада эти записи были собраны  и были записаны новые из уст людей, которые были близки Мухаммаду.

     Существовало  несколько версий Корана. Лишь в 651 году по приказу третьего халифа Усмана специальной коллегией была составлена одна версия Корана, а все другие были уничтожены21.( Акбаров Х. Вчера и сегодня. Шефилд, 1997.С. 48)

     Коран состоит из 114 сур, которые делятся  на айаты.  Сура - это глава Корана, айат - это стих. Самая длинная сура, ”Корова”, состоит из 268 айатов, и самая короткая сура, “Помощь” состоит из 3 айатов. Сура расположена по содержанию хаотично непоследовательно, а по мере сокращения их длины. Считается, что 90 сур Корана написаны в период пребывания Мухаммада в Мекке (610-622 гг.), и 24 суры - в течении мединского периода (622-632 гг.)22. Они отличаются тем, что мединские суры длиннее мекканских, а мекканские -  поэтичнее. (Религии мира. М.: Просвещение, 1994. С.106.)

     С канонизации Корана начинается новый  период в истории семейных отношений - период письменного изложения доктрины, законодательства и принципов морали о браке, семье и семейных отношений.

     Коран записывался в феодальный  период  развития Арабского государства. В  семье главой был мужчина. И естественно, что это отразилось в Коране. Нельзя сказать, что женщина бесправна, но она не самостоятельна. Она в  подчинении у мужа, хотя Коран призывает  мужчину к особой любви и заботе по отношению к женщине. Коран  не противоречит себе, но, показывая  равенство мужчины и женщины, он всегда дает понять, что мужчина  все же превосходит ее.

     Для того, чтобы  увидеть отношение  Корана к женщине, сделаем небольшой  обзор.

     Духовное  равенство мужчины  и женщины 

  • Бог одинаково  заботится и защищает как мужчину, так и женщину.

     3:196: “ Не допущу Я, чтобы пропал  труд кого либо из среды  вас, будь то мужчина или  женщина. ...Посему, кто из вас переселился  и был изгнан из дома своего  и подвергся преследованию во  имя Мое  и сражался и  был убит, истинно, Я очищу их  от зол  их и введу их  в Сады, по которым текут ручьи”.

  • Прощение и награда обещана всем верующим, как мужчине, так и женщине.

     33:36: ”Истинно, мужчины, которые покоряются  Богу  и  женщины, которые  покоряются  Ему, и  верующие  мужчины и верующие женщины,  и послушные мужчины и послушные  женщины, и верные мужчины и  верные женщины, и твердые мужчины  и твердые женщины, и мужчины,  которые смиренны, и  женщины,  которые смиренны, и мужчины, которые  подают милостыню, и женщины,  которые  подают милостыню,  и мужчины, которые постятся, и   женщины, которые постятся, и мужчины,  которые охраняют целомудрие  свое, и женщины, которые охраняют  целомудрие свое, и мужчины, которые  много помнят Аллаха, и женщины,  которые много помнят Аллаха -  уготовал им Аллах прощение  и великую награду”.

     16:98: “Всякому, кто поступает праведно, будь то мужчина или женщина,  и кто верует, истинно даруем  Мы ему чистую жизнь; и истинно,  воздадим Мы таковым в соответствии  с лучшим из трудов их”.

  • Бог обещает Рай как награду верующим мужчинам и женщинам.

     57:13: “И подумай обо дне, когда  увидишь ты верующих мужей  и верующих жен, с лучами  света их, сияющими впереди них  и правых рук их, и когда  сказано будет им: “Благая весть  вам в этот день! Сады с текущими  через них  реками, в которых  будете вы  обитать”.

     48:6: “Дабы мог Он ввести  верующих  мужей и верующих жен в Сады  с текущими реками, чтобы они  обитали там”.

     40:41: “...творящий добро, будь он  мужчина или женщина, и верующий, такие войдут в Сад”.

     (4:125 ; 9:71- 72 ; 36: 50-58 ; 43:70-74 и другие суры)

  • Суд одинаков как мужчинам, так и женщинам.

    33:74: “Аллах накажет лицемерных мужчин  и лицемерных  женщин ...”

    48:7: “И  дабы Он мог наказать лицемерных  мужей и лицемерных жен ...”

    43:75-77: “Те, которые виновны, без сомнения  будут пребывать в муках Ада”.

     Приведенные выше места ясно показывают нам, что  Коран не делает различия между мужчинами  и женщинами в духовных вопросах. Всем верующим вне зависимости от пола обещана защита, награда, вечность. Все неверующие и неверные вне зависимости от пола получат наказание.

     Статус  мужчины и женщины 

     Творец  мужчины и женщины - Аллах

    4:2: “Бог создал вас [люди] из единой  души; затем Он сотворил из  нее подругу ей, и от них  двоих распространил множество  мужчин и женщин”.

    39:7: “Он создал вас из единого  существа; затем Он сотворил подругу  ему”.

    16:73: “Аллах создал для вас супруг  и супругов из вашей  среды”.

    42:12: “Он создал пары из вас самих”.

    7:190: “Он сотворил вас из одного  человека, и создал из него  подругу ему, дабы он мог  снискать утешение в ней”.

    30:22: “И среди знамений Его есть  то, что Он сотворил жен вам  из среды вашей, дабы вы обрели  успокоение в них, и (так  же) Он положил между вами любовь  и участие. Истинно в этом -  знамение для людей размышляющих”.

   49:14: “Создали Мы вас из мужчины  и из женщины и сделали вас”.

     В этих айатах мы не видим, что женщина  ущемлена чем-то по достоинству и  по происхождению. Хотя постоянно подчеркивается, что женщина создана как подруга  для мужчины для его утешения и успокоения.

     Необходимо  заметить, что есть и другие места, которые показывают, что мужчина  по достоинству превосходит женщину:

     2:229: “И в отношении справедливости  они (женщины) имеют одинаковые  права с ними (мужчинами); но мужчины  стоят выше их ( женщин) по достоинству”.

     4:35: “Мужчины - покровители женщин, ибо Аллах сотворил одних превосходнее других, и ибо они (мужчины) расходуют из богатства своего. Итак, добродетельны те жены, которые повинуются и блюдут тайны мужей своих при покровительстве Аллаха”.

     Эти места говорят нам о том, что  права у мужчин и женщин равны, но мужчины созданы по достоинству  выше, чем женщины. Причина главенства мужчины над женщиною в том, что  он расходует на нее свои средства.

     Брак

     Теперь  рассмотрим положения Корана, регулирующие брачные отношения.

  • Коран учитывает согласие женщины на брак .

     4:20: ”О, вы, верующие, незаконно для получать  в наследие женщин против воли  их”.

  • Отношения между мужем и женой подобно отношению между одеждой и носящими ее.

    2:188: ”  Они одежда для вас,  как  и вы для них”.

     Одежда - средство, призванное обеспечить надежность, достоинство и украшение.

  • Коран говорит о женщине, как об источнике наслаждения для мужчин.

      2:224: ”Ваши жены - пахотное поле для вас”.

  • Мужу принадлежит решающий голос в спорных вопросах.

     2:229: здесь описывается ситуация, когда  женщина после развода оказалась  беременна от своего мужа, и  она хочет примирения, муж решает  этот вопрос по своему усмотрению.

  • Муж имеет право воспитывать непослушную жену.

     4:35:В  данном месте отражается последовательность  мер на непослушную жену:

         1) муж увещевает жену,

         2) отказ на время от ложа с  ней,

         3) муж применяет телесное наказание,  если первые два пункта не  подействовали на жену.

  • 4:6;3:15: Коран призывает мужа держать свое имущество в своих руках, заботиться о жене, одевать ее и говорить ей “благое”.
 

     Анализируя  эти пункты, можно сделать вывод, что счастье женщины в браке  зависит от благородства ее мужа. Несмотря на призывы Корана к взаимной любви  и уважению между супругами, женщина  предоставлена во власть мужа. И  теперь все зависит от того, что  муж посчитает правильным -  предписания любви и терпения по отношению к жене или же предписания, позволяющие мужу воспитывать и наказывать жену при необходимости.

     Полигамия

     Коран разрешает многоженство, однако ограничивает  число жен до четырех.

     4:4: ”...возьмите себе в жены из  женщин, сколько вам желательно, двух, трех или четырех.”

     Правда, Коран ставит условие, что необходимо одинаковое отношение ко всем женам.

     4:4: ”А если вы боитесь, что  не будете поступать по справедливости, то возьмите в жены одну...”

     Интересно, что в другом айате записано утверждение  о том, что равное отношение к  женам невозможно.

     4:130: ”И не можете вы поддерживать  совершенного равновесия между  женами, как бы вы не желали  того. Но не проявляйте склонности  к одной, оставляя другую в  временно отстраненном положении”.

     Такое противоречие в повелении о многоженстве позволило по-разному  трактовать эти айаты из Корана. Даже говоря о числе жен, некоторые мусульмане имели до девяти законных супруг, суммируя цифры, приведенные в суре 4:4 “... двух, трех или четырех.” Впоследствии те, кто был не согласен с полигамией, считали, что сурой 4:130 Мухаммад запретил полигамию, так как иметь равное отношение к женам невозможно.

Информация о работе Женщина в Аравии: ее статус и роль в семье и в обществе