Женщина в Аравии: ее статус и роль в семье и в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:40, реферат

Описание

Даже человек, который поверхностно знаком с учением ислама, может отметить практически бесправное положение женщины-мусульманки, ее полную зависимость от мужа. Такое положение дел усугубляется пониманием того, что, по мнению мусульман, Сам Бог считает приемлемым именно такое отношение к ней. Кроме того, незнание истории зарождения ислама и первоначального отношения к женщинам на том этапе, а также неосведомленность о статусе женщины в доисламский период укрепляет данную позицию и позволяет считать, что ислам значительно возвысил женщину по сравнению с тем положением, в котором она находилась до этого.

Работа состоит из  1 файл

I глава.docx

— 46.54 Кб (Скачать документ)

       Патриархальный  пласт отчетливо вскрывается  во многих предписаниях мусульманского права. Это также выразилось и  в постановлениях по семейному праву. Превосходство мужчины перед  женщиной. Право мужа в решении  семейных вопросов, где муж  инициатор семейного развода. Долг мусульманки состоит в полном подчинении мужу и удовлетворении его желаний. Ноги женщин по правилам  шариата должны быть полностью закрыты, подол платья должен прикрывать обувь. Это показатель целомудрия женщины и ее набожности.

       Шариатом  предписано: врач-мужчина при осмотре  больной может трогать ее тело руками, но если может обойтись лишь визуальным осмотром, то не должен его касаться. Если же необходимо ощупать руками тело, то он не должен смотреть на него. Интимные части тела шариат рекомендует  осматривать через зеркало30.

Шариат требует  от родителей, чтобы их дочери как  можно раньше становились женами, имея в виду изречение Мухаммада: “Счастлив тот отец, который выдал  свою  дочь замуж до того, как у  нее появилась первая менструация”31. (Еремеев Д.Е. Ислам образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. С.191.)

Этот  небольшой перечень постановлений  шариата дает возможность сделать  вывод, что шариат отдает все права  мужчинам, оставляя женщину в подчиненном  положении. Женщина унижена и  бесправна. Но необходимо обратить внимание на отмеченную И.П. Петрушевским особенность  мусульманского права: шариат обязывает  жену повиноваться мужу, но власть мужа распространяется только на личность жены, а не на ее имущество32. В этом состоит отличие шариата от европейского феодального и позднее буржуазного права.( 32  Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. С.147)

       Сегодня в большинстве мусульманских  государств (Турция, Египет, Кувейт и  т.д.) шариат играет второстепенную роль, основным законам является светское законодательство. Шариат на уровне государства  имеет силу лишь в том случае, если он не противоречит светским законам. Но в семейных отношениях шариату  принадлежит руководящая роль.

       Есть  страны, где господствуют законы шариата. Это Саудовская Аравия, Ливия, Пакистан, Судан, Йемен. В странах  Таджикистан  и Чечня наблюдается возврат  к шариату.

       Кроме указанных источников важную роль в  урегулировании семейных отношений  играет адат.

             Адат

       Адат  ( араб. “обычай”) неписаное право обычая, существующее у народов, исповедующих ислам. В раннемусульманской Аравии судебные разбирательства происходили первоначально на его основе. Мухаммад, как и вожди племен, выносили приговоры и решения, согласуясь часто с его установлениями33.

       Те  народы, которые еще не встали на путь феодального развития, в решении  вопросов, относящихся к браку, семье  и наследству, использовали адаты. Для  них были неприемлемы принципы шариата  и они  активно защищали нормы  своего обычного права. “Степень влияния  норм семейного, наследственного, уголовного и других разделов мусульманского права, - пишет советский исламовед Е. А. Беляев, - соответствовал уровню общественного  развития той или иной страны или  области. Именно чем ниже был этот уровень, тем в большей мере сохранилось  действие местного права. Там, где процесс  феодализации находился в начальной  стадии (то есть в примитивно феодальных обществах), обычаи сохранялись иногда долгое время и могли даже иметь  большее значение, чем предписание  мусульманского права; чаще всего это  наблюдалось у кочевников и горцев. Зато в государствах и городах, мусульманское  население которых жило в развитых феодальных отношениях, нормы мусульманского права господствовали безраздельно”3435.( Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. С.24.)

       Мусульманская правовая система чрезвычайно запутанна  и сложна. Обширность территории, неоднородность социально-экономического и духовного  развития мусульманских стран не дали возможность мусульманским  богословам выработать универсальной  правовой системы, пригодной в одинаковой степени для народов Северной Африки, Индонезии, Средней Азии, Китая  и т. д.

       Учитывая  эту особенность, исследователи  подразделяют ислам на традиционный и народный.

Информация о работе Женщина в Аравии: ее статус и роль в семье и в обществе