Античные философы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:10, реферат

Описание

Середина I тысячелетия до н.э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.
Ее рождение - длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум
Почему именно VII-VI вв. до н.э. являются временем взрыва интеллектуальной энергии?
Ученые предполагают, что это обусловлено следующими причинами

Содержание

Содержание
Введение
1. Периодизация античной философии
2. Особенности возникновения и развития
3. Видные мыслители античности и особенности их учений
4. Древнеримская философия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реф2.docx

— 38.56 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Периодизация античной  философии

2. Особенности возникновения  и развития 

3. Видные мыслители  античности и особенности  их учений

4. Древнеримская философия

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение

Середина I тысячелетия до н.э. - тот рубеж в  истории развития человечества, на котором  в трех очагах древней  цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически  одновременно возникает  философия.

Ее  рождение - длительный процесс перехода от мифологического  мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные  знания, разум

Почему  именно VII-VI вв. до н.э. являются временем взрыва интеллектуальной энергии?

Ученые  предполагают, что  это обусловлено  следующими причинами:

1) развитием производительных  сил (переход от  бронзы к железу);

2) появлением товарно-денежных  отношений;

3) возникновением первых  государств;

4) ростом научных  знаний;

5) ростом оппозиции  традиционной религии  [6, 20].

Философия с момента своего зарождения носит  конкретно-исторический характер, потому что  является духовной составляющей общества.

Изменения в общественной жизни  меняли ее предмет, расставляли  другие акценты. Этим обусловлен тот факт, что философия, как  и любая форма  общественного сознания (политика, право, мораль, религия, искусство, наука), имеет  свою историю.

Принято различать следующие  исторические типы философии (тип (от греч. typos `отпечаток') - основная форма, объединяющая в себе признаки всей группы предметов):

Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Возникла в VII, VI вв. до н. э.; просуществовала  в различных модификациях вплоть до Нового времени.

Философия Древней Греции и  Древнего Рима, или  античная философия (VII в. до н. э. -VI в. н. э.)

Философия Средневековья (II, III вв. -XIV в.).

Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).

Философия Нового времени (XVII - начало XVIII вв.).

Философия эпохи Просвещения (XVIII в.).

Классическая  немецкая философия (конец XVIII - XIX вв.).

Философия марксизма (XIX-XX вв.).

Западноевропейская  философия конца XIX-XX в.

Русская философия (XI-XVII вв.; XVIII-XIX вв.; конец XIX-XX вв.).

 

1. Периодизация античной  философии

Древнегреческая философия представляет собой совокупность разнообразных учений, развивающихся в  период с VII-VI вв. до н. э. (от формирования архаических полисов (греч. polis `город-государство') на ионийском и  италийском побережье  до расцвета демократических  Афин и последующих  кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет завершается  античный этап европейской  философии - в 529 г., когда  византийский император  Юстиниан отказывает язычникам в праве  занимать публичные  здания, запрещает  иметь школы и  преподавать, потому что это «растлевает  души учеников».

Внутри  древнегреческой  философии принято  выделять три периода.

Первый - зарождение и становление - VII-V вв. до н. э. Для него характерно исследование природы, космоса, поиски первоначала, истоков  сущего.

Второй - «классический» - V-VI вв. до н. э., соответствует  расцвету древнегреческой  рабовладельческой  демократии. В этот период на первый план выступают вопросы  строения материи, теории познания, сущности человека, общественной жизни.

Третий - Угасание и упадок философии - III в. до н. э.-VI в. н. э., он соответствует  кризису полисного  устройства общественной жизни, появлению  имперских государственных  образований сначала  под эгидой Македонии, а затем - Древнего Рима и, далее, упадку рабовладельческого общества. В это  период от философии, выступавшей как  всеобъемлющая наука, стали отпочковываться частные науки, разрабатывающие методы точного исследования природы. Для философии этого периода характерно большое разнообразие школ и учений, с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа, сущности и назначении человека и др. Основное внимание в это период уделяется этическим и социально-политическим проблемам.

Досократики

Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют  их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес  к происхождению мира и его  целостной сущности. Синкретичность выражается не только в представлениях о нерасчлененности Космоса, но и  в гносеологии: как и в мифологическом мышлении, чувственно-рациональный способ мышления является здесь преобладающим.

Но в отличие  от мифологии, досократики не ограничиваются при столкновении с грозными и  непонятными явлениями введением deus ех machil1a, т.е. отсылкой к богам. Они  ищут иные. доступные познанию причины  этих явлений, иные первоосновы ·мира. Некоторые из них доходят даже до примитивного атеизма.

Одно из делений  досократических школ может быть таким:

· ионийская (милетская) - Фалес. Анаксимандр. Aнаксимен, Гераклит;

· пифагорейская - Пифагор и его ученики;

· элейская - Парменид, Зенон;

· физиологическая - Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;

· софисты - Протагор, Продик, Гиппий. Горгий.

в этих школах за первооснову мира принимались: у  Пифагора - число; у Левкиппа и Демокрита - атомы, у Гераклита - огонь и т.д.

Из этих школ резко выделяются софисты - своей  ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в  обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно  все что угодно. Это говорит  об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли  существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.

Ранний  эллинизм

Киники. Антисфен, Диоген и их последователи. по словам Вл. Соловьева, проповедовали верховенство природы и разума. единую сущность всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторически разделенных границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа.

Отсюда - их осуждения  правительства, частной собственности, института брака, рабства. Отсюда и  презрение ко всяким условностям  и приличиям - в манерах, одежде, пище. Их конструктивная программа формировалась  «от противного»: мир плох, поэтому  надо научиться жить независимо от него; блага жизни непрочны - поэтому  не следует стремиться к ним. Моральная  свобода заключается в освобождении от желаний. Поэтому идеал мудреца - опрощение и смирение.

Как известно на примере жизни Диогена, киники делом  доказывали возможность реального  воплощения в жизни своего кредо.

Гедонизм (Эпикурейцы). Эпикуреизм в обыденном мнении нередко отождествляют с наслаждением любой ценой, не принимая во внимание разумность и нравственность. Однако эти представления справедливы лишь в отношении вульгарных эпигонов этой античной философской школы.

Действительно, основным принципом эпикурейцев  является удовольствие - прuнцип гедонuзмa. Счастье и блаженство - высшие цели и ценности жизни (принцип эвдемонизма). Но вопрос состоит в том, в чем  заключаются счастье и блаженство и как они достигаются. Счастливой жизнью Эпикур и его последователи  считали разумную, нравственную и  справедливую жизнь. дающую безмятежность  духа и здоровье тела. Средством  достижения такой жизни Эпикур считал познание Вселенной, ее законов, а также  познание человека и общества, в  котором он живет. Мировоззрение  подлинных эпикурейцев отличают созерцательность, благочестие и  богопочитание. Ни боги, ни общество не могут дать человеку счастье. Оно - в  нем самом, в его духовных наслаждениях и независимости от суетного преходящего.

В своей афинской философской школе «Сад Эпикура» ее создатель учил не только принципам  своей знаменитой этики. У него была целостная система философии, состоящая  из физики (онтологии), логики (гносеологии) и этики, куда входило учение о  морали государстве.

Идеи Эпикура  не умерли вместе с ним. Через несколько  веков в Древнем Риме его взгляды  по-своему интерпретировал и активно  проповедовал римский поэт, философ  и просветитель Тит Лукреций Кар.

Скептицизм. Острое ощущение непознанности, переходящей в непознаваемость мира, осознание относительности даже самых устойчивых представлений о нем, социальные катаклизмы, познавательная традиция - все это привело к формированию такого направления античной философии, как скептицизм. На воззрения главного его создателя и представителя Пиррона сильное влияние оказала философия Демокрита. Основной принцип жизни, по Пиррону безмяrпежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий.

Поскольку невозможно познать суть вещей, мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о  предмете или явлении может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Этим достигается атараксия, в которой и состоит единственно доступное для философа счастье.

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более шести веков.

Это свидетельствует  о востребованности их взглядов на протяжении всей античности и о значимости этих взглядов. Наиболее известны поздние  стоики Древнего Рима (3-й этап стоицизма), но основателем стоицизма считается  философ III в. до н.э. Зенон Китионский. Второй этап (конец II - середина I в. до н.э.) представляют древнегреческие философы Посидоний и Панеций. По воззрениям стоиков, человек вовсе не рожден для наслаждений. Жизнь полна  страданий и катастроф, и человек  должен всегда быть готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и  справедливость. Это - основные добродетели  перед лицом всемогущей Судьбы. Особое внимание стоики уделяли воле. Из нее  исходят все стоические добродетели. Их необходимо соблюдать, поскольку  все в мире предопределено, в нем  господствует принцип всеобщей целесообразности: целесообразно как добро, так  и зло; Покорность, выносливость и  стойкое перенесение жизненных  невзгод, как считали стоики, еcть высшее проявление свободы: если все  предопределено, если ничего в этом мире изменить нельзя, то высшие свобода  и достоинство человека могут  заключаться только в стойкости  и сопротивлении злу. Важнейшей  чертой учения стоиков, особенно поздних, является признание всех человеческих существ равными по природе. Это  объективно означало отрицание сословности  и значения социального положения  личности и суждение о ней только по личным достоинствам. Отсюда их мнение о том, что собственно философское  начало коренится в самом человеке. Стоики не только проповедовали эти  взгляды, но и пытались осуществить  их на деле. Так, в период правления  Марка Аврелия было улучшено положение  женщин и рабов. Учение стоиков послужило  одной из существенных основ раннего  христианства. Их идеи и сегодня  не потеряли своей актуальности.

Поздний эллинизм

В начале темы мы говорили об относительности классификации  философии по школам и направлениям. Наглядным примером тому является поздний  эллинизм. Строго говоря, именно к этому  периоду следовало бы отнести  учение стоиков, ибо наивысшего расцвета оно достигло в древнем Риме. Уместен  здесь и пример эпикуреизма, который  уже в период позднего эллинизма  развивал Тит Лукреций Кap. По существу, и учение неоплатоников имеет  корни в классической античности. Эта закономерность будет прослеживаться на протяжении всего последующего изложения. Стоит ли этому удивляться? Философия - это грандиозное Целое, которое  развивается из своих основ.

Информация о работе Античные философы