Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:10, реферат
Середина I тысячелетия до н.э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.
Ее рождение - длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум
Почему именно VII-VI вв. до н.э. являются временем взрыва интеллектуальной энергии?
Ученые предполагают, что это обусловлено следующими причинами
Содержание
Введение
1. Периодизация античной философии
2. Особенности возникновения и развития
3. Видные мыслители античности и особенности их учений
4. Древнеримская философия
Заключение
Список использованной литературы
Все последующее развитие античной философии было спором о первоначале, последовательным развертыванием мышления о всеобщем.
Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев - последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора, организовавшего в 532 г. до н. э. религиозно-философский союз в Кротоне. Пифагорейцы объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала.
Гераклит использует в качестве жизнеопределяющего первоначала образ огня. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы; возникновение и исчезновение вещей составляют противоречивое единство. Но космос Гераклита - это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, но и их борьба. Борьба - созидающее начало жизни и бытия. Непререкаемым тоном Гераклит провозглашает: "Следует знать, что война всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости". Война - это и борьба противоположностей, и их единство. Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает "прекраснейшая гармония". Гармония выражает глубокое чувство единства мира, составленного, слитого из противоположных качеств, стихий, стремлений, тенденций.
Идея борьбы
противоположных начал
Парменид (род. ок. 540 г. до н. э.) - представитель Элейской школы, впервые выработал философское понятие бытие. Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники размышляли о бытии, не задумываясь о нем.
В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал, что бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие.
Бытие - это то, что всегда есть; оно едино и вечно - вот главные его признаки.
Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны. То, что у бытия нет ни прошлого, ни будущего, как раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно. Ибо откуда взяться движению из того, что не изменяется?
Для Демокрита (460-370 гг. до н.э.) В основе мира лежит не абсолютно плотное, "сплошное" бытие, как у Парменида, но и не подвижное текучее начало, в котором бытие и небытие слиты. Демокрит в качестве субстанции всего сущего выделяет атом (греч. atomos "неделимый"). Это вещественная неделимая частица, абсолютно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая нашими чувствами, вечная, неизменная. Внутри атома не происходит никаких изменений, он соответствует характеристикам бытия, данным Парменидом. Внешне атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению: бесконечное число форм обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы реально не соприкасаются, их разделяет пустота - небытие. Небытие, следовательно, такой же принцип возникновения многообразия мира, как и бытие. Но бытие и небытие не сливаются в одно и не переходят друг в друга.
На основе атомистической
гипотезы предлагалось решение целого
ряда философских проблем. Прежде всего,
объяснялось единство мира: мир един,
так как основу его составляют
атомы. Далее давалось решение проблемы
множественности вещей и
Даже душа человека состоит из тончайших подвижных атомов. Демокрит разработал учение о познании природы. Все познание он делил на познание по истине - "светлое" и познание по мнению - "темное". Познание по истине основано на чувствах. Чувства дают разуму материал, без которого нельзя сделать логически выдержанного и стройного философского заключения.
Ум корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам. Это относится к атомам, которые человек не может увидеть, но убеждается в их существовании с помощью ума. К концу V в. до н.э. учение атомистов (последователей Демокрита) представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии.
Сократ (469-399 гг. до н. э.) - представитель Афинской школы, излагал свои взгляды только в форме беседы или спора. До нас они дошли в изложениях его учеников, Платона и Ксенофонта.
Для большинства
европейских философов, древних
и современных, Сократ является центральной
фигурой античной философии, совершившей
радикальный поворот в истории
философской мысли. Он впервые в
центр философии ставит проблему
человека как морального существа,
прежде всего природу нравственности,
добра, зла, справедливости, любви, т. е.
того, что составляет суть души человека.
Отсюда обоснованное им стремление к
самопознанию, к познанию себя именно
как человека вообще, т. е. моральной,
общественно-значимой личности. Познание
- главная цель и способность человека,
так как в конце процесса познания
мы приходи к объективным
Сократ разработал
специфическую концепцию
4. Древнеримская философия
Философия в древнем Риме начала развиваться в сер. I в. до н. э. Она в содержательном плане не выработала принципиально новых направлений и либо развивала идеи греческой философии, либо пыталась соединить разные философские системы в одно целое. Древнеримская философия, особенно в произведениях Цицерона, Марка Аврелия, Лукреция, Сенеки, в значительной степени была ориентирована на человеческую личность. Требования к личности отличались разнообразием, широтой и глубиной. Все названные выше философы так или иначе сочетали свои философские взгляды с идеями эпикурейцев. Цицерон (106-43 гг. до н. э.), ставивший своей главной целью философское просвещение римлян, уделял основное внимание вопросам этики и политической теории, разрабатывал учение о нравственных и гражданских обязанностях. Марк Аврелий (121-180 гг. н. э.) считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, разумом всеобщей природы. Тит Лукреций (I в до н. э.), автор философской поэмы «О природе вещей», дал полное и систематическое изложение античной атомистики, высказал догадку о сохранении материи: «Ничто не может из ничего. Ничто не обращается в ничего». Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 гг. н. э.) рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала и счастья в жизни [6, 42].
Заключение
На протяжении VI - IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно невоспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой.
Разумеется, все эти философские взгляды были во многом наивны и различались между собой, но им были присущи следующие общие черты:
1) не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого. Иными словами, они положили начало развитию материалистических взглядов и представлений, правда, материализм у них носил во многом наивный характер, многие положения не были подкреплены данными науки. Наиболее яркими представителями материализма в то время были такие философы, как Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма. Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия;
2) большое внимание греческие философы уделяли развитию диалектики (учению о развитии). Они осознавали взаимную связь вещей, их взаимную обусловленность, изменчивость и постоянное движение и развитие. Наиболее полное отражение эти взгляды нашли в учении Гераклита. Согласно его взглядам, мир не создан богами, он всегда существовал и будет существовать, переходя из одного состояния в другое. Правда, диалектика древних мыслителей носила стихийный характер, многие ее выводы невозможно было доказать в то время, так как не было накоплено достаточно знаний. Тем не менее эти взгляды были прогрессивны и способствовали дальнейшему развитию диалектики и естествознания.
Наряду с материалистическими взглядами в то время получили определенное развитие и идеалистические учения. В начале V в. до н.э. против материалистических взглядов и представлений выступали пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего считали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в дальнейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное, образующее основу всех вещей. Наиболее крупными идеалистами Древней Греции были Сократ и его ученик Платон, создавшие целую систему объективного идеализма.
На протяжении всего развития философии шли споры между представителями материализма и идеализма, и начало этой борьбе мнений было положено в трудах Демокрита и Платона.
Наличие разных взглядов и разного понимания сущности бытия привело к тому, что античные мыслители развивали логику, чтобы умело доказывать свои взгляды, совершенствовать критические рассуждения. Развитие и совершенствование логики, особенно в трудах Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), стало одним из важнейших достижений античной философии.
В многообразных философских учениях и школах древнего мира предвосхищены основные тенденции будущего развития философской мысли. Наиболее ценным приобретением древней философии явились наивный материализм и стихийная диалектика, положившие начало научному пониманию действительности [3].
Список использованной литературы
Евклид. Начала. - М., 1949. - Кн. VII-X. - С. 9.
Кушнар
Основы философии: учебное пособие/под ред. акад. Файзуллина Ф.С.; Уфимск. гос.авиац.техн.ун-т. - Уфа, 2006. - 312с
Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов/А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2005. - 368 с.
Философия: учебник для высших учебных заведений/ред. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 576 с.
Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие/А.П. Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007. - 376 с.