Деловой спор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:33, реферат

Описание

Цель исследования: определение понятия и сущности делового спора, правил ведения делового спора и рационализации процесса спора.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи: определить сущность и понятие, виды и правила делового спора; выявить условия рационального спора на конструктивной основе.
Методы исследования: историческое определение, мониторинговое наблюдение, логическое обобщение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО СПОРА 4
2. УСЛОВИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО СПОРА НА КОНСТРУКТИВНОЙ ОСНОВЕ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ЛИТЕРАТУРА 13

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

     Аргументы. Аргумент – суждение, посредством которого обосновывается истинность какого-либо другого суждения или теории. Аргументы, используемые в процессе доказательства некоторого суждения, должны удовлетворять следующим правилам. Аргументы должны быть истинными суждениями. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых устанавливается независимо от тезиса. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса.

     Аргументы, используемые в споре, могут быть разделены на два вида – аргументы к существу дела и к человеку. В конструктивном споре используются только аргументы к существу дела. В качестве таких аргументов применяются: основоположения или принципы некоторых теорий; определения понятий, принятых в науке; суждения, описывающие установленные факты (статистические данные, примеры из жизни и т.д.); законы природы и общества (Если аргументы данного вида удовлетворяют перечисленным выше правилам, то опирающееся на них доказательство будет корректным с логической точки зрения).

     Демонстрация (форма способа доказательства) - логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса. Демонстрация базируется на законах формальной логики. К основным законам формальной логики относятся: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Закон тождества. Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание.

     Закон противоречия. Две противоположные  мысли, об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Закон исключенного третьего. Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно. Закон достаточного основания. Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

     Опровержение  точки зрения противника. Опровержение – рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и имеющее целью установление его ложности или недоказанности. Опровержение осуществляется тремя способами: Опровергается тезис. Критикуются доводы. Показывается несостоятельность демонстрации. Но, разгромив доводы противника или продемонстрировав, что из приведенных аргументов не следует данный тезис, вы только разрушаете доказательство оппонента, но не опровергаете истинность самого тезиса. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами.

     Задают  вопросы: По существу. Уточняющие (вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения). Восполняющие (вопросы, связанные с выяснением новых знаний относительно событий, явлений предметов, интересующих слушателя). Простые (они не включают в себя другие вопросы). Отвечают по существу. Отвечают правильно (суждения истинные и логически связанные с вопросом).

     Тактика ведения рационального спора. Действенный подход к решению проблемы имеет два отдельных этапа: описание проблемы и решение проблемы. На первом этапе достигается определение проблемы. Проблема должна быть ясно определена и четко сформулирована. На втором этапе высказывается несколько вариантов решения проблемы. Потом проводится сравнительная экспертиза вариантов, делается аргументированный прогноз, как будут развиваться события в случае принятия того или иного варианта решения проблемы, и выбирается оптимальный вариант. Приступая к сравнительной экспертизе вариантов, помните что: идет творческое обсуждение, а не осуждение; вначале нужно указать на то, с чем все согласны, затем по пунктам и по возможности точно сформулировать те положения, которые вызывают несогласие; прежде чем критиковать оппонента, надо его правильно понять, критерием понимания является верное изложение чужого мнения4.

     Результат спора. Результатом спора является принятие оптимального варианта решения проблемы, нахождение истины.

     Таким образом, правила ведения рационального спора основаны на взаимоуважении оппонентов, культуре и этике общения, конструктивности и терпимости к чужому мнению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В жизни большинства людей процессы общения коммуникации занимают до 70% времени. Значительная часть их посвящена  спорам, дискуссиям. Культура делового спора относится к областям знаний, необходимых и для деловых  людей. В ходе их взаимоотношений вполне могут возникнуть споры. Если делового человека отличает общая культура, он не позволит себе применять недобросовестные уловки при ведении спора.

     Довольно  часто спор делят на конструктивный и неконструктивный, рациональный и нерациональный. В основу данной классификации положена цель спора и логический компонент. К конструктивному или рациональному относится спор, в котором его участники ставят перед собой цель - найти лучший вариант решения проблемы, найти истину, и логически правильно доказывают и опровергают тезис. К нерациональному относятся споры, в которых их участники логически неправильно доказывают и опровергают тезис и ставят перед собой цель: победить, убедить или спорят ради спора.

     Чтобы решать проблему методом рационального спора, участники спора должны: иметь желание вести конструктивный спор; разбираться в предмете спора; владеть навыками ведения конструктивного спора; провести подготовительную работу, выбрать рациональные время, место и методы ведения спора. Можно выделить несколько разновидностей спора: критикующий или нападающий, авторитарный, софический, логический, эвристический, демагогический и др. В рациональном споре чаще придерживаются демократического стиля.

     Таким образом, деловой спор – неотъемлемая черта делового общения, поэтому он должен основываться на рациональных, конструктивных началах и вести к принятию решения, избегая конфликта и причинения вреда репутации организации.

ЛИТЕРАТУРА

 
  1. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи [Текст] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - М.: Высш. шк., 1999. – 329 с.
  2. Козырев, Т.И. Введение в конфликтологию [Текст] / Т.И. Козырев. – М: ACADEMIA, 2000. – 342 с.
  3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 448с.
  4. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика [Текст] / Л.Г. Павлова. – М: Высш. шк., 2000. – 278 с.
  5. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., испр. – М.: ACADEMIA, 2004. - 768 с.
  6. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов [Текст]. - Изд. 11-е. – Ростов – н/Д, 2005. – 544 с.

Информация о работе Деловой спор