11) Принцип
«партнерства с талантами»:
Талантливых
людей, как мужчин, так и женщин,
руководителю следует превращать в
почти равноправных партнеров.
12) Принцип
«веры в сотрудников»:
Руководителю
необходимо проявлять веру в сотрудников,
предотвращать падение самооценки,
поддерживать в решении проблем.
3.2 Концепции
ситуационного лидерства
Ситуационный
подход к лидерству занимается изучением
всех сторон лидерства в конкретной
ситуации. Имеет следующие основные
модели:
- ситуационная
модель руководства Фидлера – выявляет
3 фактора, влияющих на поведение руководителя:
- Отношение
между руководителем и членами коллектива
(подразумевает лояльность к руководству,
доверие к нему и привлекательность личности
руководителя).
- Структура
задачи (ее привычность, четкость формулировки
и структуризация).
- Должностные
полномочия (объем законной власти, уровень
поддержки формальной организации). Считается,
что несмотря на различие ситуаций, стиль
каждого руководителя остается постоянным;
- подход
«путь – цель» Митчела и Хауса – имеет
много общего с мотивационной теорией
ожидания; руководитель может побуждать
подчиненных к достижению цели организации,
воздействия на пути достижения этих целей
следующими методами: разъяснением того,
что ожидается от подчиненного; оказанием
поддержки и устранением сковывающих
помех; направлением усилий персонала
на достижение целей; созданием у подчиненных
таких потребностей, удовлетворение которых
находится в компетенции руководителя.
Выделяются следующие стили руководства:
а) Стиль поддержки персонала;
б) Инструментальный
стиль – ориентирован на задачу;
в) Стиль, поощряющий подчиненных
в принятии решений;
г) Стиль, ориентированный на
достижение –для кризисной ситуации;
- теория
жизненного цикла – Херси и Бланшар разработали
оценку зависимости стиля управления
от зрелости исполнителей. Зрелость подразумевает
способность нести ответственность за
свое поведение, желание достигнуть цели,
наличие образования и опыта относительно
поставленной задачи. Зрелость не является
постоянным качеством, соответственно
изменениям зрелости работников и групп
изменяется стиль лидерства. Выделяют
4 стиля лидерства: 1) давать указания –
для подчиненных с низким уровнем зрелости;
2) «продавать» - ориентирован в равной
высокой степени на задачу и отношение
в коллективе, который хочет проявить
ответственность, но не может
из–за среднего уровня зрелости. Руководитель
дает инструкции и поддерживает инициативу;
3) стиль ориентирован на участие подчиненных
в принятии решений – подчиненные могут,
но не хотят нести ответственность, но
они уже ориентированны на задачу, значит
надо создать причастность к общему делу
и не навязывать готовых решений; 4) делегирование
– для подчиненных с высокой степенью
зрелости, при которой руководитель может
быть слабо ориентирован и на задачу, и
на отношения;
- модель
принятия решений Врума – Йеттона – имеется
5 стилей руководства, которые применяются
в зависимости от того, в какой степени
подчиненным разрешается участвовать
в принятии решений: автократический (1-й
тип – руководитель единолично принимает
решения на основе имеющейся только у
него информации; 2–й тип – руководитель
собирает информацию у подчиненных и сам
принимает решения); консультативный (1-й
тип – идеи излагаются подчиненным по
отдельности со сбором мнений, и решение
принимается руководителем с учетом или
без собранных мнений; 2-й тип – проблема
излагается группе подчиненных, которая
сказываются, но решение принимает руководитель);
полное участие (проблема излагается группе,
совместно находятся и оцениваются альтернативы,
достигается согласие и принимается общее
решение). Фокус модели – на принятии решений,
от руководства ожидается структурирование
и определение показателей проблемы, наличие
информации, определение к задачам подчиненных;
- модель
Стинсона и Джонсона. В этой модели выбор
лидерского стиля обуславливается следующими
ситуационными факторами :
- Качества
подчиненных (их потребность в достижении
результатов, их знания и опыт).
- Структурированность
работы (высокая или низкая).
Согласно
этой модели, высокий интерес к
работе и низкий к отношениям с
подчиненными со стороны лидера эффективен
в следующих двух ситуациях:
1) работа отличается высокой
структурированностью, у последователей
сильная потребность в достижении
и независимости, у них большие
знания и опыт для выполнения
работы;
2) работа имеет низкую степень
структурированности, последователи
не испытывают потребности в
достижении результатов и независимости,
у них низкие знания и
опыт.
Низкий
интерес к работе и высокий
к отношениям целесообразен в
следующих двух ситуациях:
- работа
высокоструктурированна, но последователи
не испытывают потребности в достижении
и независимости при наличии у них достаточных
знаний и опыта ;
- работа
неструктурированна, но последователи
имеют сильную потребность в достижении
и независимости при наличии у них больших
знаний и опыта.
- Новое в теориях лидерства
Новые концепции
в теориях лидерства пытаются
соединить в традиционный (личностный
и поведенческий) и ситуационные
подходы. К ним относятся:
- Концепция
атрибутивного лидерства.
- Концепция
хоризматического лидерства.
- Концепция
преобразующего лидерства.
- Концепция атрибутивного лидерства.
Суть концепции:
атрибутивные помехи (приписывание внутренних
причин плохой работы подчиненного и
недостоверная информация о нем,
например, лень, низкая ответственность
и низкие способности) часто искажают
восприятие руководителя и заставляют
его быть непоследовательным в своем
поведении. В результате не только лидер
воздействует на подчиненных, а отношения
«лидер –подчиненные» влияют на лидера.
И эти отношения могут привести
к увольнению работника или к
уходу руководителя. Если отношения
адекватны ситуации (взгляды и
поведение руководителя в работе
с подчиненными принимаются ими),
то организация функционирует эффективно,
и происходит обогащение отношений.
В обратном случае имеет место
обеднение отношений и, как следствие,
конфликты. Адекватность отношений
и ситуации может достигаться:
- если
подчиненный извлекает уроки из поведения
руководителя ;
- если
руководитель извлекает уроки из поведения
подчиненных.
- Концепция харизматического лидерства.
Харизматическое
влияние – это влияние, основанное
не на логике в действиях, а на личных
качествах лидера:
- его
внешней и внутренней привлекательности;
- имиджа;
- манеры
поведения;
- стиля
поведения.
Харизма
дает преимущество лидеру вести за
собой людей.
Харизма
– это источник лидерской власти
над подчиненными, власть примера. У
харизмы есть позитивная этическая
(Сахаров, Мартин Лютер Кинг) и негативная
(Сталин, Гитлер) стороны.
3. Концепция
преобразующего (реформаторского) лидерства.
Способности
лидера переводить новые видения
решения проблем в действия последователей,
вызывать их энтузиазм – основа
преобразующего лидерства. Лидер –
преобразователь вдохновляет не
харизмой, творческим подходом к делу,
подкрепленным реальными прошлыми
достижениями, а не мифами. Отношения
с подчиненными строятся не по принципу
«люблю /ненавижу», а по принципу «уважаю
/рассчитываю». Последователи при
этом вдохновляются не краткосрочными
целями (заработок, быстрейшее исполнение
работы) а долгосрочной – измениться
группой через развитие.
К отличительным
особенностям лидера – преобразователя
относятся:
- Умение
привлекать подчиненных к управлению
и активно участвовать в деятельности
группы.
- Умение
постоянно балансировать между соглашательством
с группой и подхалимством со стороны
подчиненных.
Список
использованной литературы
- Армстронг
М. Основы менеджмента. – Ростов –на
Дону: Феникс, 1998.
- Бодди
Д., Пэйтон Р . Основы менеджмента . – СПб.:
Питер, 2007.
- Виханский
О. С., Наумов А. И. Менеджмент /Учебник для
вузов. – М.: Гардарика, 2005.
- Герчикова
И. Н. Менеджмент/ Учебник. – М.: Банки и
биржи. ЮНИТИ,1997.
- Кабушкин
Н. И. Основы менеджмента. – Минск: ЭКОНОМ-
ПРЕСС, 1998.
- Кузнецов
Ю. В. , Подлесных В. И. Основы менеджмента.
– СПб.: ОЛБИС,2008.
- Котлер
Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер
2008.
- Лебедев
О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента/
Учебное пособие. – СПб .: ИД «МиМ», 1997.
- Маслов
Е. В. Управление персоналом предприятия:
Учебное пособие/ Под ред. П. В. Шеметова.
–М.: ИНФРА-М ; Новосибирск : НГАЭиУ,2007.
- Мескон
М. и др . Основы менеджмента. –М.: Дело,
1997.
- Основы
управления персоналом: Учебник для вузов
/Под ред.
Б. М. Генкина. – М.: Высшая школа, 2008.
- Прыткин
Б. В., Прыткина Л. В и др. Общий курс менеджмента
/ Учебник. -М.: ЮНИТИ, 1998.
- Паркинсон
С. Н., Рустомдж М. К. Искусство управления/.
Пер. с англ. К. Савельева. – М.: Агентство
«ФАИР» , 1997.
- Уткин
Э. А. История менеджмента. - ЭКНОС, 2000.
- Фатхутдинов
Р. А. Инновационный менеджмент /Учебник
для вузов. – М.: «Интел – синтез»,1998.