Христианская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:16, реферат

Описание

Прежде чем переходить к рассмотрению основных моментов христианской этики, определим само понятие. Итак, многие исследователи сходятся на том, что этика - это наука, изучающая и дающая обоснования нравственным поступкам людей. Этика также и свод норм поведения. Посмотрим, так ли это.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 23.19 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем переходить к рассмотрению основных моментов христианской этики, определим само понятие. Итак, многие исследователи сходятся на том, что этика - это наука, изучающая  и дающая обоснования нравственным поступкам людей. Этика также  и свод норм поведения. Посмотрим, так  ли это.

Термин «мораль» - и по содержанию, и по истории  возникновения - латинский аналог термина  «этика». На его базе Цицерон образовал  прилагательное «моральный» для  обозначения этики.

В русском языке  есть самобытный термин «нравственность», являющийся в целом эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Насколько можно  судить, он повторяет и их историю. В русском словаре 1704 г. Есть слово  «нрав», но еще нет слова «нравственный». В словаре 1780 г. Есть уже слово  «нравственный», но нет «нравственности», и только в 1793 г. В словаре появляется слово «нравственность». Интересно, что немецкий термин, обозначающий нравственность, также воспроизводит  историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов.

Таким образом, термины  «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В современном - и живом, и литературном - языке все три термина являются взаимозаменяемыми.

Теперь можно сделать  вывод, что в строгом смысле этика  не является наукой. Аристотель говорил, что ее предметом являются не знания, а поступки. Этику было бы точнее определить не как науку о морали, а как моральный опыт .

1.ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА

Тема ненасилия  в христианской этике.

В свете проблемы преодоления  насилия и утверждения мира христианская этика разделяет принципиальные ценности гуманистического ненасилия. Более того, творческое, освобождающее  ненасилие находится в центре христианской этики, несмотря на то, что  в истории христианской церкви эти  ценности не раз оставались попранными. В Библии прослеживается педагогика прогрессивного понимания путей  и средств преодоления насилия и его корней, понимания, которое достигает кульминационного момента в учении и жизни Иисуса Христа. Рассмотрим существенные моменты этого учения.

Уже в текстах ветхого  Завета насилие рассматривается  не как слепая мифическая сила, а  как негативная, жизнеразрушающая сила, за которую люди несут ответственность, от которой следует отказаться и человеку, и обществу. Правда, насилие в этих текстах преодолевается только частично.

В отношении агрессии извне народ Израиля должен был  придерживаться закона талиона, который  запрещал реванш. Он основывался на ограничении возмездия: «око за око, зуб за зуб», и не более. Этот закон  знаменует важный шаг в развитии культуры, связанный с возвышением  характера человеческих отношений  между народами.

Во внутренней жизни  народ Израиля должен был безусловно следовать заповеди «Не убий!» Это было прогрессом по сравнению с тем, что практиковалось соседними народами. Эта заповедь была одним из основных столпов, а которых покоилось общество, стремившееся приблизить божественный «Шалом».

Остановимся подробнее  на этом понятии. Шалом - это образ справедливого и умиротворенного общества и человечества. Шалом означает примирение между всеми людьми, примирение между Богом и человечеством, гармонию между человеческой расой и всем тварным миром. Чтобы приблизиться к этой универсальной гармонии, к этому примирению, человек должен обратить себя к божественному закону, т.е. быть справедливым и признать новое измерение человеческих отношений: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

Что это значило  для народа Израиля? Поклонение только одному и Единственному Богу Справедливости, Правды и Любви (Яхве), отказ от поклонения богам силы, богатства, воинственности. Обеспечение основных человеческих прав слабых, обездоленных, иноземцев, неимущих, рабов - наравне со всеми членами общины.

Это ненасильственное сопротивление предполагает освобождение как угнетенного, так и угнетателя, прощение и возможность примирения под знаком справедливости.

В этой ненасильственной освободительной борьбе раскрывается еще одно измерение любви, которое  обнаружил Иисус в конце своей  жизни своим учением и своей  деятельностью: это-самоотверженная любовь.

Жизнь и миссия Моисея.

Моисей сформулировал  две взаимосвязанные истины, раскрывающие своеобразие человеческого бытия  как бытия нравственного . Во-первых, над человеком есть бог, воле которого он должен безусловно повиноваться. Во- вторых, человеческий индивид не существует сам по себе, а является частицей более широкой исторической общности - народа. И связь с богом, и принадлежность к народу образую поле справедливости. На котором только и могут взрасти семена человеческого согласия и благополучия.

Единственным источником сведений о жизни и учении Моисея является Пятикнижие, именуемое в  иудейской традиции Торой и составляющее основу Ветхого Завета. Основные нравственные принципы Моисея составляют цельный  кодекс из десяти заповедей. Десять заповедей  в Библии повторяются дважды, в  книгах «Исход» и «Второзаконие». Есть и третья версия, которая не совпадает с двумя названными буквально, хотя тоже является компактной - в книге Левит.

Основная жизненная  миссия Моисея, в рамках которой  разворачивается его религиозная  и нравственно-законодательная деятельность, - вывести евреев из Египта. Они прибыли  туда в свое время желанными гостями, спасаясь от голода. С течением времени  их стали преследовать из-за того, что  они стали многочисленнее и сильнее  самих египтян. Опасаясь конкуренции  со стороны сынов Израиля, египтяне поработили их, изнуряя тяжкой работой  и дурно обращаясь.

Законодательство  Моисея.

Взаимоотношения Моисея и израильтян не укладываются в схему  взаимоотношений просвещенного, мудрого  вождя и своевольной массы. Моисей не просто лучше других выражает волю и интересы народа, он в известном  смысле создает сам народ. Моисей привносит идею единого бога, общих  нравственных принципов, задавая тем  самым духовное пространство, в рамках которого различные племена объединяются в единый народ, поднимаются до осознания  своего особого места в мире.

В этническом смысле евреи - дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации является Моисей. Он заложил религиозные, нравственные и законодательные основы их исторического  существования. Бог, народ, справедливость - так кратко можно обозначить суть учения Моисея.

За пределами еврейско-иудаистской  культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью заповедями. Они являются общей основой, своего рода введением к детализированному своду законов, охватывающему все общественно значимые аспекты поведения человека и включаемому сотни разнообразных норм от правил гигиены до форм благочестия.

Обычно принято  подразделят заповеди Десятисловия на две группы: первые четыре, относящиеся к сфере сакрального права, и вторые шесть, относящиеся к сфере мирского права.

Исключительно важной с точки зрения связи бога и  народа является четвертая заповедь. Она гласит: «Помни день отдохновения». В ней отношение к богу и  отношение к ближним оказывается  одним и тем же отношением. Суббота - время духовного сосредоточения, размышлений о боге, очень важных для того, чтобы за повседневной суетой, за всякими частными делами не потерять из виду общих целей. Это  день, который отдается богу. И в  то же время это день, в который  перед лицом бога уравниваются все  в пределах Израиля, независимо от их социального статуса. Отдохновение приписано и рабам, и чужеплеменникам, находящимся в доме, и даже домашнему  скоту. В субботнем отдохновении духовное единство Израиля перед  богом находит свое предметное воплощение.

Существует прочная  традиция рассматривать Десять заповедей Моисея как первый во времени и один из важнейших по сути нравственных кодексов. Можно назвать по крайней мере, три признака, в силу которых заповеди Десятисловия можно интерпретировать в качестве нравственных требований:

Безусловность , изначальность. Они вводятся как прямые и первые указания бога. Мораль выводится через противопоставление, отрицание корысти и целесообразности мира. Она не только не ставит себе задачи вписаться в причинно-следственные связи мирской жизни, но полагает, что мирская жизнь обязана оправдаться перед ней. Мораль уходит корнями в непостижимые глубины бесконечного, она абсолютна.

Категоричность. Они  подлежат исполнению без каких-либо оговорок и ограничений. Моисей связывает  выполнение заповедей с благодеяниями. Однако не благодеяния придают им истинность, а ,напротив, из их истинности вытекают благодеяния. Благодеяния - не условие, а следствие: только соблюдая заповеди, вы сможете жить, в противном случае погибнете.

Всеобщность. Этот признак  применительно к Декалогу является спорным. Нельзя рассматривать в качестве всеобщих первую и четвертую заповеди, в которых Яхве выступает как национально ориентированный бог. Да и остальные могут считаться таковыми, только если вырвать их из контекста Декалога, а сам Декалог - из контекста всей программы Пятикнижия. Тем не менее так оно и случилось. Декалог вошел в христианско-европейскую культуру как самостоятельный нормативный кодекс.

Как мы уже отмечали, Яхве и Моисей обращаются не к отдельным индивидам, они ведут диалог с Израилем как целым. Их задача - воспитание, наставление, возвышение народа. Их задача - государственное устройство Израиля, создание политического пространства для становления и развития народа. Моисей учил не как философ, а как законодатель. Он делал ставку не на свободу духа, а на принудительную силу закона. Поэтому он интересовался по преимуществу поступками, а не состоянием души и распространял ответственность за деяния на потомков, что с государственно-политической точки зрения было боагоразумно и эффективно.

Моисей оставался  равнодушным к посмертной судьбе человека. Только в свете основной задачи, которую решал Моисей (переход  от естественного состояния в  государственно-правовое) можно понять своеобразие Десятисловия.

Справедливость и  милосердие.

Смысловым центром  этики Моисея является идея справедливости. Отсюда - ее суровость и беспощадность. Идея милосердия в ней выражена крайне слабо. Говоря точнее, милосердие в  ветхозаветной этике не обрело самоценного  значения, оео существует в связи со справедливостью, выступает как особая его форма.

Известно, что Яхве характеризуется в Пятикнижии как грозный, карающий бог. Вместе с тем он именуется и богом милостивым. В чем же заключается его милостивость? Например, Яхве карает взрослых израильтян тем, что они умрут, не дойдя до цели. Эту же участь по справедливости должен разделить с ними и Моисей. Однако бог благоволит к своему пророку, и это выражается в том, что он дозволяет Моисею перед смертью бросить взгляд на Ханаан. Милосердие Яхве - милосердие судьи, который склоняется к минимальному сроку осуждения в рамках того, что предусмотрено соответствующей статьей уголовного кодекса. Милосердное начало в ветхозаветной этике обнаруживается в особом отношении к вдовам и сиротам. Бог предостерегает от соблазна воспользоваться их слабостью. Здесь милосердие разрешается в гневе (поскольку я милостив, я убью вас) и прямо совпадает со справедливостью по формуле: око за око (ваши жены станут такими же вдовами, а сыновья такими же сиротами, которых вы угнетаете).

ИИСУС ХРИСТОС: МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ

«Любите врагов ваших»

Иисус Христос является основателем мировой религии, носящей  его имя. Он же - создатель жизнеучения, которое куратко можно определить как этику любви. Иисус Христос соединил религию и мораль в единое целое: его религия имеет моральное содержание, его мораль имеет религиозные истоки.

«благовествовать  я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Лк. 4:43), - говорит Иисус о своей миссии. Царствие Божие - в этих двух словах ключ к его жизнеучению. В них заключена его благая, радостная весть, его Евангелие. Как известно, слово «евангелие» по -гречески и означает «благая весть».

Небесное бессмертие, в перспективе которого учительствует  Иисус, - царство вечного добра. Вечная жизнь праведности противостоит там вечным мукам беззакония. Иисус  говорит о конце времени, когда  добро и зло, свет и тьма, жизнь  и смерть отделяются друг от друга  непреодолимой пропастью. И он говорит  об этом не как о вероятности, надежде, возможной награде, он говорит об этом как о хорошо известной истине. Говорит не как стремящийся туда. А как пришедший оттуда.

Не сама по себе идея небесного царства составляет смысл  учения Христа. Она была и до него, но он более конкретен: он говорит, что  небесное царство близко. И миссию свою христос видит в том, чтобы сообщить об этом людям.

«Царство мое не от мира сего»

В ответ на вопрос Пилата: «Ты царь Иудейский?» Иисус  ответил: «Царство мое не от мира сего». Постигнуть это царство в терминах жизненной философии Пилата невозможно. Напротив, нужно решительно отказаться от этой философии.

Информация о работе Христианская этика