Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:43, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение понятий и вида имиджа, так же как создается имидж личности. Рассмотрю понятия и виды потребностей, интересов личности, влияние потребностей и интересов на формирование имиджа руководителя организации.
Введение………………………………………………………………….…..3
Глава I. Имидж личности……………………………………………………4
Понятие имиджа личности…………………………………………….4
1.2. Виды имиджа личности………………………………………………..7
1.3. Создание имиджа личности…………………………………………...10
Глава II. Влияние потребностей на имидж……………………………….15
2.1. Понятие и виды потребностей личности………………………….…15
2.2.Интересы личности и их виды……………………………………...…22
2.3.Влияние интересов и потребностей на создание имиджа………..….26
Заключение…………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………...32
В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечнванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие.
Целью называют
тот непосредственно-
Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.
Осознанные – это когда человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные – это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности.
Мотивы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним (ситуативным или узким мотивам) относятся такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ и т.д. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают человека к деятельности как к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребность в информации и т.д.
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация – это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин действия и поступков путем указания на социально-приемлемые для него и общества обстоятельства.
Высшие мотивы образуют ценностное ядро личности, отказ от которого переживается человеком как отказ от самого себя. В 1908 г американские психологи Иеркс и Додсон при исследовании мотивов вывели закон оптимальной мотивации, согласно которому по мере увеличения силы мотивации качество деятельности вначале возрастает, а затем постепенно понижается.
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иврархизированностъ. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.
Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.
Потребности испытываются человеком двояко: с
одной стороны, как своеобразные переживания
действительных нужд, неотложно требующих
своего удовлетворения, с другой стороны,
как осознание потребностей в форме тех
или других представлений. Такое осознание
потребностей явилось условием формирования
интересов как качественно особых мотивов
личности.
Интересы — это мотивы личности, выражающие
ее специальную направленность на познание
определенных явлений окружающей жизни
и определяющие вместе с тем ее более или
менее постоянную склонность к определенным
видам деятельности.
Особенностями интересов являются:
• активизация не только познавательных
процессов, но и творческих побудительных
усилий человека в различных областях
деятельности;
• большая, чем обычно, конкретизация
целей и операций деятельности;
• расширение и углубление знаний человека
в данной специальной области и развитие
у него соответствующих практических
навыков и умений;
• своеобразное эмоциональное удовлетворение,
побуждающее к длительному занятию соответствующей
деятельностью.
Кроме того, интерес характеризуется быстротой
возникновения, относительной легкостью
поддержания произвольного внимания.
Он включает в себя любопытство как начальную
стадию своего возникновения, которой
присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного
процесса при отсутствии четкого избирательного
отношения к объектам познания. В процессе
своего дальнейшего становления, сохраняя
эмоциональные проявления познавательной
потребности и обогащаясь их разнообразием,
интерес приобретает четкую постоянную
направленность на свой объект. Он всегда
конкретен, т. е. проявляется к определенным
предметам, явлениям, видам деятельности
(интерес к машине, к политическому событию,
к музыке, спорту)
Направленность интереса во многом зависит
от склонностей и способностей человека.
Интересно только то, что ново: старое,
давно известное, испытанное (даже в развлечении),
если оно не выступает в новом свете, в
новых сочетаниях и связях, малоинтересно,
быстро надоедает, ведет к пресыщению
и нервно-психическому утомлению. Но интерес
вызывает не все новое, а только то, что
связано с уже известным и имеет хотя бы
далекую значимость для какой-либо деятельности
человека: то новое в высшей математике,
что заинтересует инженера, не вызовет
никакого интереса, например, у искусствоведа.
Поэтому обязательным условием возникновения
интереса являются предварительные знания
и практический опыт в определенном виде
деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности,
все виды деятельности, интересы, на которые распространяется
ее познание, могут быть очень разнообразными.
Во-первых, они отличаются по своему содержанию,
относясь к различным областям познания
и деятельности: интерес к математике,
химии, истории, литературе; интересы технические,
конструкторские, научные, спортивные,
музыкальные, общественные (к жизни общества)
и др.
Во-вторых, интересы различаются по действенности,
устойчивости, глубине, силе и т. д.
Интересы должны направленно формироваться.
Прежде всего, для этого необходимо показывать
значимость получаемой информации от
объекта интереса для познания самого
объекта и получения знаний, важных и необходимых
в деятельности личности.
Категория интереса
В самом общем
виде интерес определяют как “реальную причину социальных действий,
событий, свершений, стоящую за непосредственными
побуждениями – мотивами, помыслами, идеями
и т.д. – участвующих в этих действиях
индивидов, социальных групп, классов”
. Однако для конструктивистско-
Объективный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес выступает и как путь в полном смысле этого слова, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребность. Интерес носит объективный характер, то есть не зависит от сознания человека. Например, есть объективно оптимальные способы лечения и предотвращения той или иной болезни.
Атрибутом статусной позиции является как статус (совокупность прав, обязанностей, условий), так и набор специфических для этой позиции интересов. Поэтому социальная дифференциация проявляется не только в разном уровне доходов, разных условиях труда и отдыха, разном уровне престижа и открывающихся перспективах продвижения в социальном пространстве, но и в различении интересов. То, что выгодно одной статусной позиции, может быть губительно для другой. Поэтому категория интереса - это мостик, позволяющий перейти от изучения социальной структуры к пониманию поведения членов социальных групп.
Объективный социальный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. В городе масса магазинов и есть объективно оптимальный путь к самому качественному и дешевому товару. Есть много способов (особенно в развитых рыночных странах) совершения покупки, но среди них есть какой-то объективно оптимальный в данной ситуации.
Осознанный интерес - это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, может от него более или менее существенно отличаться, а может вообще вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека. Где-то в городе есть искомый товар наилучшего качества и по самой низкой цене, но я рынок не изучал и в качествах товаров разбираюсь слабо. Поэтому у меня есть представление о том, где лучше всего купить нужную вещь. Это представление, основывающееся на моем ограниченном опыте и еще более ограниченных знаниях товаров, и является осознанным интересом.
Реализуемый интерес - это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему. Например, курильщики в большинстве своем осознают, что курение вредит их здоровье, а в более зрелом возрасте часто характеризуют свою привычку как глупость, но справиться с ней они не в состоянии, поэтому, осознавая свой интерес, они в то же время поступают ему вопреки.
Товар - это разновидность интереса. Он представляет собой способ удовлетворения потребности, путь к ней. Есть товар как объективно оптимальный способ удовлетворения потребности и товар, который кажется покупателю таковым. Покупается не самый оптимальный товар, а тот, который кажется таковым покупателю. Интерес имеет несколько уровней: осознав, какой товар мне нужен для удовлетворения потребности, человек ищет оптимальный путь к этому товару.
Товар превращается в интерес, когда он обладает потребительной стоимостью, то есть способностью удовлетворять ту или иную потребность. Иначе говоря, товар воспринимается людьми как имеющий стоимость лишь при условии его полезности. При этом полезность не является объективной характеристикой товара. Если товар Х обладает массой возможностей удовлетворять потребности людей, но они этого не знают, то он в их глазах не является носителем потребительной стоимости и, таким образом, не вызывает желания приобрести. Потребительная стоимость, которая закрыты от глаз потенциальных потребителей, не является таковой, не выступает как факт рыночного обмена. Полезность, о которой не знает потребитель, на рынке не существует.
Поэтому для превращения товара в интерес необходимо его продвижение на рынок, необходима реклама, превращающая «черный ящик» в потребительную стоимость. Нередко реализация одного интереса порождает новые интересы. Иначе говоря, реализованный интерес имеет тенденцию порождать новые интересы, которые прежде были неуместны. Например, потребитель для удовлетворения своих личных и семейных потребностей приобретает автомобиль, представляющий собой интерес как путь к удовлетворению определенной потребности. Однако эта покупка формирует целый комплекс интересов автомобилиста: интересы в сети бензоколонок и станций техобслуживания, мойках, хороших дорогах, страховых компаниях, дорожной полиции, пунктах быстрого питания на дорогах, сети магазинов и ларьков вдоль них, особенно магазинах запчастей и т.д.
2.3.Влияние интересов и потребностей на формирование имиджа руководителя организации
Главной побудительной силой человека, группы, общества является потребность, под которой понимается объективно обусловленный запрос личности в необходимых для существования благах и деятельности по их приобретению. Не имея еды, одежды, жилища, духовных благ люди не могут существовать. А чтобы все это иметь, они должны производить, трудиться. Следовательно, люди трудятся потому, что им необходимо удовлетворить потребности. Потребности активизируют человека. Если нет потребности, не может быть и активности. Однако побудительной силой обладают осознанные потребности. Потребности, осознаваясь людьми, отражают в их психике несоответствие внешних условий их внутренним требованиям и предопределяют их деятельность по устранению такого несоответствия.
Интересы - это конкретное выражение осознанных потребностей. Осознанные потребности обретают форму интересов к определенным объектам, обеспечивающим удовлетворение потребностей. Интересы выступают реальной причиной социальных действий. Если потребность характеризует, что нужно субъекту для его нормального функционирования, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы иметь необходимые для удовлетворения этой потребности.
Таким образом, потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения. Следует отметить, что люди включаются в трудовую деятельность не только из внутренней потребности, но и под внешним воздействием. Внешне трудовое поведение обусловливается трудовой ситуацией - комплексом условий, в которых протекает трудовой процесс.
Влияние интересов и потребностей имиджа личности играет важную роль в формировании имиджа руководителя организации, так например можно выделить следующие составляющие формирования имиджа руководителя организации:
Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Также социальные характеристики включают связь лидера с различными социальными группами: с теми, интересы которых он представляет; с теми, которые поддерживают его и являются союзниками; а также с теми, которые являются его оппонентами и открытыми врагами. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается руководитель;
Каждая из групп характеристик вносит свой вклад в формирование имиджа лидера и в различной степени поддается сознательному конструированию. Так очевидно, что персональные характеристики различаются от индивида к индивиду, и многие из них почти невозможно изменить. Однако, в связи с тем, что общение лидера и общественности опосредуется СМИ, подавляющая часть нежелательных персональных качеств всячески скрывается, сглаживается или просто не попадает на глаза широкой общественности.