1.4 Концепции
плюрализма элит
Установки
ценностной теории о ценностно-рациональном
характере отбора элит в современном
демократическом обществе развивают
концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся,
пожалуй, наиболее распространенными
в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко
называют функциональными теориями элиты.
Они не отрицают элитарную теорию в целом,
хотя и требуют коренного пересмотра ряда
ее основополагающих, классических установок.
В основе плюралистической концепции
элиты лежат следующие постулаты: 1.Трактовка
политических элит как элит функциональных.
Квалификационная подготовленность к
выполнению функций управления конкретными
общественными процессами — важнейшее
качество, определяющее принадлежность
к элите. 2. Отрицание элиты как единой
привилегированной относительно сплоченной
группы. 3. Деление общества на элиту и
массу относительно, условно и часто размыто.
Между ними существуют скорее отношения
представительства, чем господства или
постоянного руководства. 4. В современных
демократиях элиты формируются из наиболее
компетентных и заинтересованных граждан,
которые весьма свободно могут входить
в состав элиты, участвовать в принятии
решений. Главный субъект политической
жизни — не элиты, а группы интересов.
5. В демократических государствах элиты
выполняют важные общественные функции,
связанные с управлением. Концепции плюрализма
элит широко используются для теоретического
обоснования современных западных демократий.
Однако эти теории во многом идеализируют
действительность. Многочисленные эмпирические
исследования свидетельствуют о явной
неравномерности воздействия различных
социальных слоев на политику, о преобладании
влияния капитала, представителей военно-
промышленного комплекса и некоторых
других групп. Учитывая это, некоторые
сторонники плюралистического элитизма
предлагают выделять наиболее влиятельные
«стратегические» элиты, чьи «суждения,
решения и действия имеют важные предопределяющие
последствия для многих членов общества».
1.5 Леволиберальные
концепции
Своего
рода идейным антиподом плюралистического
элитизма выступают леволиберальные
теории элиты. Важнейший представитель
этого направления Чарльз Райт
Миллс еще в 50-х гг. пытался доказать, что США управляются
не многими, а одной властвующей элитой.
Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые
положения макиавеллистской школы, имеет
и специфические, отличительные черты:
1. Главный элитообразующий признак —
не выдающиеся индивидуальные качества,
а обладание командными позициями, руководящими
должностями. 2. Групповая сплоченность
и разнообразие состава властвующей элиты,
которая не ограничивается элитой политической,
непосредственно принимающей государственные
решения, а включает и руководителей корпораций,
политиков, высших государственных служащих
и высших офицеров. 3. Глубокое различие
между элитой и массой. Выходцы из народа
могут войти в элиту, лишь заняв высокие
посты в общественной иерархии. 4. Рекрутирование
элиты осуществляется преимущественно
из своей собственной среды на основе
принятия ее социально-политических ценностей.
5. Первейшая функция властвующей элиты
в обществе — обеспечение своего собственного
господства. Именно этой функции подчинено
решение управленческих задач.
Глава 4. Структура политических
элит.
Политическая
элита имеет сложную структуру,
она внутренне дифференцирована,
существенно различается на разных
исторических этапах и в разных
странах. В структуре политической
элиты можно выделить высшую,
среднюю имаргинальную элиты. Высшая элита
непосредственно влияет на принятие властных
решений, значимых для всего общества.
В западных демократиях на каждый миллион
жителей приходится примерно 50 представителей
высшей элиты. К ним относятся ведущие,
политические руководители и те, кто занимает
высокие посты в законодательной, исполнительной
и судебной ветвях власти (окружение президента,
премьер-министра, спикера, парламента,
руководители органов государственной
власти, ведущих политических партий,
фракций в парламенте) .Среди самой высшей
элиты часто выделяют ядро, характеризующееся
высокой интенсивностью коммуникаций,
взаимодействия и насчитывающее обычно
200-400 человек. К средней элите относятся
примерно 5 % населения, выделяющихся одновременно
по трем признакам – доходу, профессиональному
статусу и образованию. Средняя элита
формируется в том числе из огромного
количества выборных должностных лиц:
парламентариев, сенаторов, депутатов,
губернаторов, мэров, лидеров различных
политических партий и т. д. Многие политологи
отмечают тенденцию возрастания роли
средней элиты, особенно ее новых слоев,
называемых «субэлитой», - высших служащих,
менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов
– в подготовке, принятии и реализации
политических решений. Эти слои обычно
превосходят высшую элиту в информированности,
организованности и способности к единым
действиям. Лица, обладающие высшими показателями
по одному, двум критериям средней элиты,
относятся к маргинальной элите (учителя,
представители малого бизнеса, культурная
интеллигенция). К политической элите,
непосредственно участвующей в процессе
принятия политических решений, примыкает
элита административная , предназначенная
для исполнительской деятельности, однако
на деле обладающая большим влиянием на
политику. Бюрократическая элита – это
высший слой государственных служащих
(чиновничества), занимающих высшие позиции
в министерствах, департаментах и других
органах государственного управления.
Среди элит различают также правящую,
непосредственно обладающую государственной
властью, и оппозиционную (контрэлиту)
группу лиц, претендующую на власть.
Глава 5. Современные системы
рекрутирования политических элит.
В разных
странах сложились различные
системы отбора (рекрутирования) политической
элиты. Наиболее распространенными являются две системы
рекрутирования элиты – антрепренерская
и гильдейская. Антрепренерская (предпринимательская)
система – это открытая система. Отбор
кандидатов в элиту осуществляется по
сугубо личностным качествам, по способности
нравиться людям. Имущественное положение,
профессиональная компетентность, уровень
и специализация образования кандидата
большого значения не имеют. Число фильтров
– требований, предъявляемых к кандидату,
– ограничено. Предполагается острая
конкурентная борьба кандидатов, в которой
каждый из них должен проявить высокую
активность, изобретательность и находчивость.
Отбор кандидатов в элиту (селекция) осуществляется
всем взрослым населением страны – поэтому
всё оно является селекторатом. Антрепренерская
система распространена в странах стабильной
демократии. Она хорошо приспособлена
к требованиям момента. По такой системе
в США в 1980 г. президентом был избран Р.
Рейган, губернатор Калифорнии – бывший
актер, не являювшйся ни профессиональным
политиком, ни политологом, ни экономистом,
ни юристом. Однако впоследствии большинство
населения США оценило этот выбор как
правильный. Слабость антрепренерской
системы заключается в том, что она нередко
открывает двери в политику и власть абсолютно
случайным лицам, «людям момента», авантюристам,
демагогам, мастерам внешнего эффекта.
Поведение лиц, отобранных в элиту, труднопредсказуемо.
Набранная таким методом элита неоднородна
и может быть внутренне конфликтной.
Система гильдии – это закрытая система
рекрутирования политической элиты. Кандидат
в элиту медленно, шаг за шагом (иногда
– в течение всей жизни) продвигается
«вверх» по «ступеням власти». К соискателю
предъявляется множество самых разнообразных
и сложных требований (фильтров): уровень
и специализация образования, профессиональная
компетентность, стаж работы (иногда и
партийный стаж), опыт работы с людьми,
опыт руководящей работы («политический
опыт»). Отбор кандидатов в элиту обычно
производится из определенных социальных
групп или определенных политических
партий. В роли селектората выступает
узкий круг руководящих работников аппарата
(корпорации, партии, движения). В конечном
счете такой селекторат в лице очередного
кандидата «воспроизводит сам себя» и
пополняет свои ряды адекватным этому
кругу членом. Гильдейская система рекрутирования
консервативна, неконкурентна и несостязательна.
В течение длительного времени она воспроизводит
один и тот же тип руководителей. В итоге
элита превращается в замкнутую одноликую
касту, которая постепенно деградирует,
вырождается и вымирает. Однако на известном
этапе такая система обеспечивает определенную
стабильность и преемственность политического
курса. Решения элиты легко предсказуемы,
внутриэлитарная конфликтность – снижена
(или закамуфлирована внешним «единогласием»).
Глава 6. Основные типологии
современных политических элит.
В обществе и государстве существуют
достаточно много типов элит.
К основным относятся: 1 Политическая
элита – это группа людей,
обладающая инструментами власти.
Имеет сложную структуру и
внутренне дифференцированна. Критерием для выделения
основных видов политической элиты является
объем властных функций. Виды политической
элиты: высшая, средняя, административная.
2 Экономическая – социальный слой,
включающий представителей крупного капитала,
крупных собственников. Осуществляет
свое экономическое господство и экономическую
власть, определяя решение таких проблем,
как занятость, уровень жизни, заработная
плата, доходы населения. 3 Военная – играет
важнейшую роль в жизни общества, в политических
процессах, используется как решающее
средство в политике. 4 Научная и техническая
– включает одаренную часть интеллектуальной
элиты. Роль ее определяется степенью
воздействия на развитие науки и техники,
научный и технический процесс. 5
Культурная и духовная – включает наиболее
авторитетных и влиятельных деятелей
искусства, просвещения, литературы, представителей
творческой интеллигенции. Роль ее определяется
характером и степенью воздействия на
развитие искусства, литературы, образования,
духовной жизни общества, его нравственного
потенциала. 6 К другим типам элит относятся
теневая и контрэлита (элита оппозиции)
– часть, которая лишена возможности осуществлять
властные функции. В политологии есть
такое понятие как властвующая элита.
К ней относятся все типы элит, которые
влияют на власть и на принятие ею решений.
Глава 7. Современная политическая
элита России: особенности формирования
и динамика развития.
В политической
истории России XX – начала XXI вв.
правящая элита неоднократно
подвергалась существенным трансформациям. Первая существенная
по выражению С.А.Грановского «революционно-политическая
трансформация» произошла в октябре 1917
г., когда к власти пришла партия профессиональных
революционеров. Немецкий ученый Э.Шнайдер, изучающий
политическую систему современной России,
считает, что новая российская политическая
элита образовалась в недрах старой советской
системы как вид контрэлиты в различных
группах на федеральном уровне. Начало
было положено 29 мая 1990 г., когда Председателем
Верховного Совета РСФСР был избран Б.Ельцин,
который взял на себя и функции главы государства.
Второй шаг последовал после избрания
Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991
г. Б.Ельцин создал собственную администрацию,
насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся
по численности к аппарату бывшего ЦК
КПСС. Третий шаг к образованию центральной
российской политической элиты – выборы
депутатов Государственной Думы и Совета
Федерации 12 декабря 1993 г. К четвертому
этапу подвели парламентские выборы 1995
г. и президентские выборы 1996 г. Исследователи
различают два этапа формирования постсоветской
элиты: «ельцинский» и «путинский». «Путинский» этап характеризуется устранением
причин, которые привели к разрушению
управленческой вертикали при Б.Ельцине.
Новый президент вернул федеральному
центру значительный объем власти над
регионами, расширил базу поддержки центра
на местах и наметил пути для восстановления
действия механизмов управления территориями,
при этом формально не нарушая демократических
принципов. Исследователи отмечают, что современная
правящая элита России отличается от советской
многими важными качествами: генезисом,
моделями рекрутирования, социально-профессиональным
составом, внутренней организацией, политической
ментальностью, характером отношений
с обществом, уровнем реформаторского
потенциала. Политическая элита России представлена
президентом, премьер-министром, членами
правительства, депутатами Федерального
собрания, судьями Конституционного, Верховного,
Высшего арбитражного судов, аппаратом
администрации президента, членами Совета
безопасности, полномочными представителями
президента в федеральных округах, главами
властных структур в субъектах федерации,
высшим дипломатическим и военным корпусом,
некоторыми другими государственными
должностями, руководством политических
партий и крупных общественных объединений,
другими влиятельными лицами. Высшая политическая
элита включает в себя ведущих политических
руководителей и тех, кто занимает высокие
посты в законодательной, исполнительной
и судебной ветвях власти (непосредственное
окружение президента, премьер-министра,
спикеры парламента, руководители органов
государственной власти, ведущих политических
партий, фракций в парламенте). В составе новой политической элиты России
произошли значительные изменения в образовательном,
возрастном и профессиональном планах.
Так, правительство и элита в регионах
стали моложе почти на десять лет. В то
же время парламент немного постарел,
что объясняется искусственным его омоложением
в брежневский период.
Глава 8. Региональные элиты
в Российской Федерации.
Наиболее
существенной тенденцией эволюции
региональной политической элиты
в 2000-2003 гг. стало массовое вхождение
в ее состав представителей
бизнеса и значительный рост
политического влияния бизнеса
на региональном уровне. Продвижение в политику по
каналам бизнес-структур обрело статус
второго по значению (после административной
карьеры) пути на региональный политический
олимп. Эту тенденцию можно рассматривать
в качестве свидетельства формирования
в России на региональном уровне тенденции
горизонтальной проницаемости каналов
рекрутирования элит. При этом можно выделить
два аспекта процесса усиления политического
влияния бизнеса: экспансию федерального
бизнеса в региональное экономическо-по-литическое
пространство и значительное расширение
участия регионального бизнеса в региональной
политике. Анализ партийного сегмента региональных
элит, даже без углубленного анализа, показывает,
что его рост обеспечен прежде всего за
счет количественного и качественного
роста представительства «Единой России».
Укрепление «ЕР» обусловлено ее эволюцией
в качестве модификации прижившейся в
России модели «партии власти». Принципиальная
особенность этой модели - ее тесная связь
с госаппаратом. Связь «ЕР» с исполнительной
властью стимулирует приток в ее ряды
лиц, обладающих значимым политическим
и экономическим статусом в региональном
управлении и бизнесе. Российские региональные элитные кланы
- это устойчивые политико-экономические
группы, объединенные общностью политико-экономических
интересов и консолидированные, как правило,
вокруг руководителей региональной исполнительной
власти на основании отношений личной
зависимости. Личная преданность клану
является важнейшим неформальным механизмом
внутриэлитной консолидации и рекрутирования
властных групп в регионах. Можно выделить основные тенденции рекрутирования
и дальнейшего функционирования политических
элит в регионах России и связанные с этим
специфические особенности складывающихся
в регионах политических режимов. Ведущими
механизмами рекрутирования региональной
элиты являются избрание (назначение)
на руководящие должности в структурах
исполнительной и законодательной ветвей
власти регионального или муниципального
уровня; значительный объем контролируемых
властных или экономических ресурсов
(принадлежность к бизнес-элите регионального
или федерального уровня); общность политико-экономических
интересов; родственные или земляческие
связи и опыт совместной деятельности
с первыми лицами регионов; патрон-клиентные
отношения. В качестве каналов продвижения
региональных политических элит выступают
государственная служба федерального
и регионального уровня (включая силовые
и специальные службы, территориальные
отделения федеральных органов управления;
аппарат полпредов и т. д.); органы местного
самоуправления; федеральные, региональные
и муниципальные бизнес-структуры; в меньшей
степени - политические партии и общественные
организации; СМИ, учреждения образования,
культуры, науки. Социально-демографические,
личностно-психологические, лидерские
и иные характеристики региональных властных
сообществ определены, как правило, соответствующими
качествами и политической биографией
первого лица субъекта Федерации. Смена первого лица региона неизбежно
влечет за собой не только персональные
замены в администрации, но и зачастую
существенное изменение доминирующих
механизмов и каналов рекрутирования
управленческих команд.
Южно-Сахалинск, 2013