Эстетика импрессионизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:22, реферат

Описание

Импрессионизм (от франц. impression-«впечатление»)-направление в искусстве последней трети ХІХ─ начала ХХ в. Импрессионизм сложился во французской живописи на рубеже 1860-70-х гг. В период его расцвета ( десятью годами позднее ) импрессионизм представляла группа выдающихся художников (К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А.Сислей), которые объединились для обновления искусства и преодоления официального салонного академизма. С этой целью с 1874 по 1886 года ими были организованы 8 выставок, вызвавших резкое неприятие академических критиков, представителей салонной живописи и консервативно настроенной публики.

Работа состоит из  1 файл

Эстетика.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

     Академия  управления при Президенте Республики Беларусь

     Институт  государственного управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

           Эстетика  импрессионизма 
 
 
 

     Выполнила Сосновская Екатерина 1 курс ГУЭ-7  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     г. Минск.2006г.

     Импрессионизм (от франц. impression-«впечатление»)-направление в искусстве последней трети ХІХ─ начала ХХ в. Импрессионизм сложился во французской живописи на рубеже 1860-70-х гг. В период его расцвета ( десятью годами позднее ) импрессионизм представляла группа выдающихся художников (К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро,            А.Сислей), которые объединились для обновления искусства и преодоления официального салонного академизма. С этой целью с 1874 по 1886 года ими были организованы 8 выставок, вызвавших резкое неприятие академических критиков, представителей салонной живописи и консервативно настроенной публики. Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874 года, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца».

     Творческие  поиски импрессионистов во многом предопределялись живописью Э.Мане, тесно связанного с ними, но не входившего в группу. Эстетика импрессионизма складывалась отчасти как попытка решительно освободиться от условностей классицистского искусства, а также от настойчивости символичности и глубокомыслия позднеромантической живописи, предлагавшей во всем видеть зашифрованные смыслы, нуждающиеся в тщательном истолковании. Импрессионизм утверждает не просто красоту повседневной действительности, что нередко было актуальным в искусстве самых разных эпох, но делает художественно значимой постоянную изменчивость окружающего мира, естественность спонтанного, непредсказуемого, случайного впечатления. Такое восприятие, отражающее то или иное конкретное и сиюминутное состояние природы, ─ это, прежде всего, зрительный, живописный образ. Импрессионисты стремятся зафиксировать его красочную атмосферу, не детализируя и не растолковывая. Изображая мир как вечно меняющееся оптическое явление, художники не занимаются передачей.

     Важнейшей из новаций импрессионистов стала постоянная работа на пленэре, которая раньше практиковалась лишь изредка. В этом отношении предшественниками импрессионистов были пейзажисты Коро и Констебл. Импрессионисты разработали законченную систему пленэра. В их пейзажах будничный мотив нередко преображался подвижным солнечным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей ее естественной изменчивости, тонко анализировать и мгновенно запечатлевать переходные состояния, малейшие изменения цвета. Пейзаж, дающий необозримые возможности для исследования  светоцветовой жизни природы, становится основным жанром импрессионизма. Особенно значим он в творчестве К. Моне, К. Писсаро. В работах последнего пейзаж преображен в прихотливо сплетенную ткань из быстро положенных мазков чистого цвета. К. Моне постоянно создает серии одного и того же сюжета, меняющегося в зависимости от характера изменения освещения («Соборы»). Чтобы сохранить в картине свежесть и разнообразие красок натуры, импрессионисты создали оригинальную живописную систему, которая оказалась исключительно важной для последующего развития изобразительного искусства. Сложные тона разлагаются на чистые цвета, передаваемые отдельными мазками. Эта мерцающая цветовая мозаика как бы смешивается в восприятии зрителя, позволяя воссоздать все богатство реальной цветовой гаммы. Большинство импрессионистов исключают из палитры черный цвет или существенно ограничивают его применение, используя прозрачные цветные тени  необычайно сложную и многообразную систему цветовых рефлексов. Объемные формы при этом как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематериализуются и, теряют четкость и жесткость контуров. Игра разнообразных по фактуре мазков, пастозных и жидких, придает красочному слою текучесть и неоднородность, а иногда и рельефность. Тем самым создается впечатление незаконченности образа, формирования его непосредственно на глазах у зрителя. Все это связано со стремлением художника сохранить в картине эффект импровизации, который прежде допускался только в этюдах и обычно исчезал после превращения его в законченное произведение.

     К середине 1880-х гг. импрессионизм, исчерпав свои возможности  как целостной  системы, распадается, дав импульсы для последующей эволюции искусства. Многие мастера покинули группу. Импрессионизм ввел новые темы; произведения зрелого стиля отличает яркая и непосредственная жизненность, открытие новых возможностей цвета, эстетизация новой живописной техники, самой структуры произведения. Именно эти черты, возникшие в импрессионизме, получают дальнейшее развитие в неоимпрессионизме и постимпрессионизме. В 1880-1910-х гг. импрессионизм оказал значительное влияние на многих живописцев - не французов. Оно проявлялось в освоении новых сторон действительности, в разработке эффектов пленэрной живописи, высветлении палитры, эскизности манеры выполнения картины. Воздействие импрессионизма как подхода к действительности или как системы выразительных приемов нашло воплощение почти во всех художественных школах начала ХХ века, он стал отправной точкой развития ряда направлений, вплоть до абстракционизма. Некоторые принципы импрессионизма - передача мгновенного движения, текучесть формы - в различной степени проявились в скульптуре 1910х гг. у  Дега, Родена, Голубкиной. Художественный импрессионизм в немалой степени обогатил выразительные средства в литературе (П. Верлен), музыке (некоторые произведения Дебюсси). Однако в этих видах искусства импрессионизм не стал целостной   художественной системой.

 

      Импрессионизм во Франции.

     Немного стран в мире можно  вообразить настолько  осязаемо и поэтично, насколько представлена Франция в картинах импрессионистов. Их полотна вызывают ощущение бесконечной  правдивости искусства, чувство огромного богатства жизненных состояний и человеческих эмоций. Только в Париже в середине Х!Х века , впервые за много столетий существования изобразительного искусства, зритель смог увидеть на полотне реальную природу, обычный город, жизнь, протекавшую совсем рядом, но словно только что открывшую простому обывателю такие грани, о которых он даже и не подозревал.

     Импрессионисты  смогли показать людям  мир с его вечной изменчивостью и  постоянным движением  вперед.

     Начало  импрессионизма как  направлению в живописи положил французский импрессионист Эдуард Мане, обнаруживший в картинах мастеров Возрождения одну интересную деталь: типичное комнатное освещение фигур в пейзажах, то есть там, где существовала необходимость в совершенно ином представлении светотени. В порядке эксперимента Мане стал писать фигуры совсем без теней, в красках рассеянного дневного света.

     Картины «опытной» серии  удивляли своим странным сюжетом: например, нагая  женщина и элегантно  одетые мужчины на фоне природы в  картине  «Завтрак на траве», но содержание здесь не имело никакого значения. Человеческие фигуры здесь нужны были только как предмет для колоритной пробы.

     Цветовая  гармония картин, исполненных  при естественном освещении (пленэр), совсем не походила на палитру прежних  мастеров. Художники Возрождения игнорировали дневной свет в угоду серо-коричневым тонам. Вскоре новаторство Мане заметили многие французские художники, которые стали все чаще подчеркивать слово (впечатление) в названиях своих картин. Таким образом, в изобразительном искусстве возникло явление

       «импрессионизм»,  ставшее началом  мировоззрения нового  века

     Постепенно  среди мастеров выработалась традиция, в соответствии с которой художник находился в закрытом помещении, а модель располагалась под  открытым небом. Многие импрессионисты отличались странным желанием воспроизвести впечатление от случайно брошенного взгляда, при особой игре солнечных лучей, в тот момент, когда формы еще не осмыслены человеком, а разум только начинает усваивать то, что увидел глаз. По словам русского художника Крамского, такой эффект можно сравнить с ощущениями проснувшегося человек, когда он уже видит что-либо, но не успел осознать происходящее.

     В отличие от большинства  молодых художников консервативно настроенные  критики толковали  новаторство Мане как негативный момент. Они выражали неприятие к излишнему любованию отдельным предметом, указывая, что в этом случае живописец  всецело поглощен внешней стороной картины, забывая о таком привычном понятии, как сюжет. Приверженцы романтизма призывали коллег к благоразумию, напоминая им об ошибочности первых, неосмысленных впечатлений.

     Дальнейшее  распространение  импрессионизма определило его  совершенствование  и обогащение новыми приемами.

     Ван Гог привнес в  искусство непосредственность восприятия бытия, изображение мгновенных, словно случайных движений и ситуаций, фрагментарность композиции.

     С ним импрессионизм  обрел оптическую неуравновешенность, неожиданные ракурсы.

     Дега  часто использовал  прием среза фигур  краем полотна.

     Основной  заслугой Мане стало  использование огромного числа тонов.

     Импрессионизм в пейзаже сформировался  в начале 1880-х гг. благодаря К. Моне, К. Писсаро и А.Сислею, разработавшим последовательную методику пленэра. Создавая картины на открытом воздухе, они внесли в живопись солнечные лучи и яркие краски живой природы. Особым новаторством считалось такое живописное явление, как растворение объемных форм в вибрации света и воздуха.

     Изображение природы на полотнах французских мастеров освободилось от классической вычурности еще в начале Х1Х века. После жанровых сцен импрессионизм плавно перешел в пейзаж, что было вполне закономерно, так как здесь давно использовалась игра света. Цельность впечатления, которая достигалась значительным упрощением композиции. Влияние света и воздуха на формы предметов, делавшее изображение удивительно изящным, еще до импрессионистов являлось одним из условий совершенства пейзажа. Последователи же Мане свели сюжет к минимуму: обращая внимание на единственное обстоятельство, мастера делали его центральной темой полотна. Импрессионисты, подобно музыкантам, раскладывающим аккорд по нотам, раскладывали цвет по тонам. Но в стремлении к простоте таилась опасность превратить сюжетную композицию в абстрактный декоративный холст. С картинами импрессионистов происходили странные метаморфозы: изображение можно было рассмотреть только с определенного расстояния, но тогда размеры холста визуально уменьшались. Прежде подобный недостаток перекрывался  богатством красок. Импрессионисты, используя множество тонов и полутонов, не могли устранить столь неожиданный оптический эффект, впрочем, не особенно и старались это сделать. Рассматривая картину с некоторого расстояния, зритель видел цветные тени и отмечал особенную трепетность этой радостной живописи.

     В одной из серий  картин пейзажиста К. Моне одно и то же место или объект представлены в различных  ракурсах и в различное  время. Примитивные  копны пшеницы  на хлебном поле, изображенные ранним утром, в полдень, на закате, всякий раз  изумляли зрителя  удивительным разнообразием. Поставив целью показ наибольшего количества световых эффектов, Моне повсюду искал единообразие. Сами импрессионисты признавали отход от социальной динамики, оправдывая свои позиции мечтами о недостижимой гармонии. После распада союза импрессионизм не потерял своей актуальности, продолжая существование в несколько видоизменной форме. Современные искусствоведы разделяют время деятельности батиньольцев и их последователей на 3 этапа: собственно импрессионизм, постимпрессионизм, неоимпрессионизм.

       Появившись в 1860-х  гг. по инициативе  Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро  и А.Сислея, к концу  столетия импрессионизм  продолжается в  творчестве П.Сезанна,  В.Ван Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека.

     Постимпрессионисты, восприняв чистоту  и звучность цвета  своих предшественников, противопоставляли им поиски основы бытия (Сезанн), проявили интерес к философским и символическим аспектам (Гоген). В творчестве художников этой группы преобладало духовное начало, нередко выраженное в грубоватый материализм. Так работал Тулуз-Лотрек- мастер язвительных характеристик, гибкого, энергичного рисунка.

     Неоимпрессионисты Ж.Сёра и П.Синьяк являлись представителями  новейшего течения, работая в рамках стиля, но в иной технике. Термин «неоимпрессионизм» обозначал движение, существовавшее в 1885-1890 гг. Впервые этот термин  появился в брюссельском журнале. Статья посвящалась 8 выставке импрессионистов, где картина Сёра «Воскресная прогулка» произвела настоящий фурор. Публику восхитила особая точечная техника, получившая название «пуантилизм». Дальнейшее развитие стиля происходило благодаря деятельности Синьяка - мастера ослепительных мозаик, утвердившего социальное понимание искусства.

     Несмотря  на упреки в легковесности, импрессионизм предполагал  тщательную разработку содержания и взвешенный подход ко всем подход ко всем элементам композиции. Скрупулезный выбор сюжета был присущ всем мастерам этого направления. Внимательно изучая их творчество, можно заметить, как мудро и строго они выбирали модели, намечали определенные места, возвращаясь туда много раз, т даже выбирали предполагаемый живописный участок местом жительства.

     Считая  для себя главным  остановить мгновение, импрессионисты все  же оставались живописцами, отдавшими жизнь поискам не случайного, а самого существенного в жизни, того, что составляет суть человеческого бытия.

     Отличительной чертой Мане была двойственность, сочетание мгновенного  и вечного. Сначала  занимался оригинальной трактовкой ранее  существовавших полотен, раскрывая наблюдателю  свое впечатление  от увиденного. позже  увлекся пейзажем, часто работал на открытом воздухе, совершенствуя искусство пленэра. Для его пейзажей характерны плавные переходы, высветленная палитра и дробный мазок - лучшие отражения нюансов изменчивой природы («В лодке»). Отмечается психологизм работ Мане: переносил на картины отчуждение людей посредством помещения фигуры человека в водоворот ярких, кричащих красок («Бар в Фоли-Бержер»).

Информация о работе Эстетика импрессионизма