Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание

Этика бизнеса - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Содержание

Введение…………………………………………………………..стр 3-4

2.Глава 1 Этика бизнеса: предмет и специфика

1.1 Этические проблемы деловой жизни…………………….стр 5-6

1.2 Становление этики бизнеса как научной дисциплины….стр 6-7

1.3 Причины повышения внимания к этике бизнеса………..стр 7-10

1.4 Структура этики бизнеса………………………………….стр 10-12

Глава 2 Управленческая этика

2.1 Психология бизнеса………………………………………..стр 13-14

2.2 Деловая этика……………………………………………….стр 15

2.3 Этика поведения……………………………………………стр 15-17

2.4 Деловое общение…………………………………………...стр 17-19

3.Заключение………………………………………………………..стр 20

Список используемой литературы………………………………...стр 21

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по этике.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

                                       2.1 Психология бизнеса       

    

       Психология бизнеса - сфера науки, которая занимается психологическими проблемами и специфическими особенностями управления. Объектами изучения здесь выступают взаимоотношения людей между собой, в коллективе. Основные психологические проблемы: структурно-функциональный анализ управленческой деятельности; психологический анализ построения и использования автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов, автоматизированных систем управления и многих других проблем. Как известно, суть управленческой деятельности - цепочка постоянно принимаемых ответственных решений, которые должны быть нравственно обоснованными и исключать любые моральные потери. Осознание всего значения нравственной ценности бизнеса становится достоянием все большего числа менеджеров и коммерсантов. Этика менеджмента в последнее время начинает претерпевать существенные метаморфозы. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и др. На самый передний план приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновация, способность к компромиссам. Изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в этику бизнеса, в теорию и практику менеджмента. Менеджмент не является лекарством от хозяйственных бед или совокупностью готовых, устоявшихся рецептов на все случаи жизни, как, скажем, поваренная книга.   

       Менеджмент - явление  творческое, достаточно  быстро преобразующееся  в совершенно новые  формы и направления.  Как только он  отстает от реальных  потребностей обстановки, он перестает отвечать  предъявляемым требованиям и изменяется. Управленческие решения, эффективные в одной отрасли и в конкретной ситуации, могут оказаться очень опасными для других отраслей и ситуаций. Многовариантность решений и ходов управления, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой ситуации составляют основу менеджмента. Поэтому упор в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным. Менеджмент, как известно, регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка. Подход к управлению как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение целей предприятия, рассматривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвязанных деловых непрерывных акций, материализующих функции управления. Налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке в текущее время и в перспективе - главное в менеджменте. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляют свои действия на достижение общих целей на основе мотивации их труда. Менеджмент функционирует на основе собственного экономического механизма, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений фирмы, ее сотрудников в реализации поставленных перед фирмой задач. Этот механизм объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты всей ее деятельности получают оценку на рынке.

     В основе менеджмента  как концепции  рыночного управления лежит объективный процесс обобществления и укрепления производства, который дает фирмам возможность влиять на состояние рынка, характер и механизм экономических отношений на нем, осуществлять его раздел и передел.

Все чаще использование еще далеко не до конца раскрытых возможностей менеджмента приносит компаниям огромный хозяйственный и моральный эффект при относительно небольших затратах, менеджмент выступает и в качестве важного фактора решения социальных проблем трудовых коллективов. Однако хозяйственные условия сегодня у нас настолько отличны от условий в странах развитого капитализма, что использование его возможностей должно носить творческий, новаторский характер при максимальном учете особенностей и традиций, этических установок каждого региона, каждого трудового коллектива.

     Весьма распространенным  инструментом воздействия  на сотрудников  фирмы являются  ее традиции. Это  эффективно сказывается  на деятельности  фирмы при условии  ее длительного  существования, если  ее сотрудники  хорошо усвоили правила, действующие в ней, выработали свои обычаи, поверили в способность администрации достойно оценить подчиненных, признают авторитет и влияние руководства. Традиции вызывают у человека чувство сопричастности к жизни и делам фирмы. Соблюдение традиций повышает стабильность и прочность самой фирмы, слаженность работы всех ее звеньев.

     Руководитель может  оказывать сильное  воздействие на  подчиненных, если  они убеждены в  обширности и ценности  его знаний, его  компетентности, что  в современных условиях приобретает особую значимость, так как хозяйственная деятельность чрезвычайно усложнилась. Влияние, основанное на этом, приобретает все большее распространение, поскольку сотрудники не могут самостоятельно решать возникшие проблемы так же эффективно, как руководитель. Особое значение имеют личностные взаимоотношения работника и руководителя. Руководитель должен быть доступным подчиненным, но не навязчивым, не подсказывать им на каждом шагу что делать.

                                2.2 ДЕЛОВАЯ ЭТИКА  

       Деловой этикет  по сравнению с  бытовым более  официален. 

Во  всем мире имеется  конкретное понятие  деловой этики  и обязательности. В США, например, в  ходу понятие «техасское рукопожатие», когда  со стороны просто договариваются о  каком-то деле. Если кто-то нарушил условия договора, никто не будет больше вести с ним бизнес.

В России необходимо формирование бизнесменов иного  плана, ответственных  профессионалов, сознающих  свою миссию, формирующих  свой имидж. Не торгаш, склонный к выпивке  и разгульному образу жизни, а подтянутый, хорошо воспитанный джентльмен, умеющий «подать» себя и свою фирму в лучшем виде, чувствующий себя уверенно, потому что за ним - знание бизнеса и его этики. ХХ1 век - век беспощадной конкуренции. Сейчас создана новая культура бизнеса, позволяющая двигаться вперед быстрее, облегчить общение, улучшить обслуживание все более разборчивого клиента, а значит, усиливать позиции на рынке.

     Этика бизнеса  позволяет наращивать  прибыль. В частности,  она помогает сохранить  преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Поэтому вся фирма ориентируется на потребителя. В этих целях до инвестиций в основной капитал приходится затратить немало денег, времени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствующую подготовку ее работников.

    Деловой мир, как  известно, тесен.  У каждого бизнесмена  имеется много  друзей, знакомых, их  можно приобрести  в качестве потенциальных  клиентов. Здесь все  определяется честностью, вежливостью, умением быстро ориентироваться. Если ты не прав и извинился, признав свою ошибку, это сослужит хорошую службу, покажет клиенту, что с тобой можно иметь дело. В бизнесе установлено правило: постоянно заботиться о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботиться о тебе.  

                                   2.3 ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ  

     Очень важна профессиональная  репутация производителя.  Такую репутацию  трудно приобрести, на это уходят  годы, утратить ее  можно мгновенно,  зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность.

    Для репутации  важны и культура  речи, и манеры, одежда, интерьер офиса  и многое другое.

    Деловая вежливость  обычно не приемлет  заверений в расположенности  собеседников друг  к другу, длительных  благодарностей, извинений  за отнятое у  человека время.  Вежливость предполагает и предупредительность, готовность оказать услугу. Предупредительность не следует смешивать с подобострастием или льстивостью.

    Вежливый человек  сгладит неловкость, поможет человеку  выйти из сложной  ситуации.

Особое  значение имеют тактичность и деликатность. Неизменным спутником и лучшим советчиком бизнесмена должна стать именно деликатность. 

    Деликатность - слово нерусское, но так получилось, что оно очень емко стало выражать то, что мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком, даже несколько щепетильном отношении к окружающим, к их чувствам.

Деликатность  не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем  не оправданным восхвалениям. Тактичность - чувство меры, которое необходимо соблюдать в личных и служебных отношениях, способность чувствовать границу, которую нельзя переступать во взаимоотношениях с людьми. Важно учитывать духовный мир окружающих, понимать то, что у людей может вызвать негативную реакцию. Тактичный человек твердо знает, в какое время и в каком месте можно совершать те или иные действия. Л.Н. Толстой писал.: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан». Дж. Леббок, английский естествоиспытатель утверждал.: «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы».

    Тактичность предполагает  осознание того, что  может доставить  другому человеку  неприятность или  радость, это способность  оценить потребности  другого человека. Чтобы воспитать  в себе тактичность,  важно ставить себя на место другого человека. Это требование относится и к тактике деловых отношений.

«Если здесь и есть какой-либо секрет успеха, - говорил Генри Форд, - то он заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

    Очень важное требование  этикета - скромность. Признак воспитанного человека - его поведение, приспособленное к окружающей обстановке, способность скромно держаться. Она свидетельствует о цельности личности, ее разностороннем внутреннем мире, умении всегда владеть собой, что располагает к человеку, способствует эффективному решению деловых вопросов.

      Важнейшее для  делового этикета  требование - точность и обязательность. Люди, умеющие ценить время, считают неприличными необязательность и неточность. Например, недопустимо заставлять человека ожидать более пяти минут, назначить встречу одновременно нескольким людям. Пунктуальности и обязательности можно поучиться у японцев.     Назначая встречу японцу на три часа, вы смело можете приходить без десяти минут три - он уже будет вас ждать.

     Особо следует  остановиться на  этикете руководителя  высшего ранга,  т.е. первого лица  организации. Руководитель  организации (президент,  генеральный директор, ректор, председатель  правления) является лицом всей организации. По его внешнему виду, манере вести себя, по степени выполнения им требований делового этикета судят обо всей организации; одна мелкая, но неудачная деталь в поведении, один, даже незначительный, но неэтичный поступок, могут испортить впечатление окружающих об организации в целом.

 

                                     2.4 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

    Можно сказать,  что секрет японского  процветания - именно  пунктуальность и  обязательность.

   Пунктуальность и  обязательность считаются у англичан качествами национального характера.

   Для успеха деловых  встреч очень важны  не только знание  дела, но и воспитание, чувство собственного  достоинства, понимание  ситуации и умелая  реакция на нее.  Это проявляется  в этике - поведении  в ходе всего процесса от встречи партнеров до прощания с ними. Как бы ни шли дискуссии, важно всегда сохранять выдержку, терпение, не делать замечаний, не ходить по комнате. Стремясь изменить в свою пользу ход переговоров, не следует прибегать к разным уловкам. Это считается шантажом и бестактностью. Каждый волен выбирать себе компаньона, но делать это надо достойно, не оскорбляя других.

   После окончания  переговоров руководители  переговоров должны  составить запись  беседы, где зафиксированы  названия фирмы,  место, дата и время начала переговоров, участники переговоров с обеих сторон (фамилии и должности), тема переговоров, выступления участников, результат переговоров.

   Наряду с официальными  особую роль играют  неформальные контакты. Поход по увеселительным  заведениям вместе с партнерами по переговорам после завершения рабочих дискуссий - неотъемлемая часть сотрудничества. Приглашает развлечься и несет все расходы тот, кто является хозяином или выступает инициатором переговоров. Отсутствие подобного приглашения означает, что хозяева намекают на отсутствие интереса к продолжению контактов. В неофициальной обстановке, в ресторанах и барах продолжаются те же дискуссии, что и за столом переговоров, только более откровенно и раскованно.

Информация о работе Этика бизнеса