Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:37, реферат
Элементы деловой этики: Разрешение конфликтов
Служебные взаимоотношения
Философия организации
Этика делового общения
Стиль руководителя
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Элементы деловой этики………………………………………………….4
2. Конфликты и способы их разрешения……………….…………………..5
3. Служебные взаимоотношения……………………………………………10
4. Философия организации…………………………………………………..12
5. Этика делового общения……………………………………………….….17
6. Стиль руководства…………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………..21
22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат на тему:
«Этика деловых отношений»
Йошкар-Ола
2007
22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Элементы деловой этики………………………………………………….4
2. Конфликты и способы их разрешения……………….…………………..5
3. Служебные взаимоотношения………………………………………
4. Философия организации…………………………………………………
5. Этика делового общения……………………………………………….….17
6. Стиль руководства…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.
Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам. Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.
Элементы деловой этики
В данной работе мы рассмотрим элементы деловой этики, которые представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Разрешение конфликтов - технология нивелирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе производства.
Служебные взаимоотношения - совокупность моральных и административных правил, обусловливающих характер отношений руководителя и подчиненного, сотрудников, партнеров. Этика деловых отношений обусловила появление нравственных основ служебной субординации и морали делового партнерства.
Философия организации - совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации.
Этика делового общения – совокупность принципов, правил и норм поведения деловых людей в разных социальных группах и отраслях экономики.
Стиль руководителя - совокупность методов и приемов управления, присущих определенному типу руководителя. Как элемент деловой этики стиль руководства соотносится с определенными нравственными правилами поведения и принципами взаимоотношений с сотрудниками, партнерами, другими руководителями и подчиненными.
Конфликты и способы их разрешения
Деловой конфликт - это проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений.
Исследователи используют удачное сравнение конфликта с айсбергом: его поверхностная часть имеет глубинные мотивы, которые обусловлены внутренними причинами. На рис. 1. указаны наиболее типичные причины возникновения делового конфликта.
Деловой конфликт
Амбиции менеджера
Соавторство в инновационном проекте
Личное соперничество
Зависть успехам коллег
Отсутствие сотрудничества
Взяточничество в коллективе
Авторитарное управление
Конкурентная борьба за свободное место
Противоречия между смежными подразделениями
Рис. 1. Причины возникновения делового конфликта
Разрешение конфликта связано с изменением конфликтной ситуации, а способы разрешения - со способами изменения конфликтной ситуации. Важно помнить, что:
■ во-первых, неразрешенный конфликт порождает новые конфликтные ситуации с новыми оппонентами;
■ во-вторых, между оппонентами возникает и укрепляется чувство
неприязни, они превращаются в противников.
Ученые выделяют два основных типа методов решения конфликтов (рис .2): прямые (открытые) и косвенные (скрытые). Рассмотрим каждый из них.
директивный
сотрудничество
компромисс
игнорирование
Прямые, или открытые, пути разрешения конфликтов:
1. Директивный - настойчивое утверждение своей точки зрения. Этот метод не самый эффективный, но зато именно к нему и прибегает большинство людей. Между тем его использование выгодно далеко не во всех ситуациях.
Он используется лишь когда:
-Вы обладаете несомненной властью и авторитетом, а предлагаемое решение - наилучшее;
-Вы чувствуете, что нет выбора и вам нечего терять;
-у Вас достаточно полномочий, чтобы принять необходимое, но непопулярное решение;
-если взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
2. Сотрудничество - находится наиболее приемлемое для конфликтующих сторон решение, а оппоненты превращаются в партнеров. Это один из самых сложных путей, но самых эффективных. Его используют когда:
-существуют длительные и прочные отношения с конфликта стороной;
-основная цель - приобретение совместного опыта работы и стороны способны слушать друг друга;
-необходима общая точка зрения на конфликт и вовлечение всех в решение проблемы.
3. Игнорирование конфликта. Такой путь вовсе не означает Вашего поражения. Вы просто сглаживаете атмосферу, не пытаясь отстаивать свои интересы, выжидаете более благоприятного момента, чтобы решить свою проблему. Этот метод лучше всего использовать, когда:
-источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами;
-слишком велика напряженность, и необходимо время, чтобы восстановить спокойствие;
- нужно изучить конфликтную ситуацию, а не принять немедленно
решение;
- нет возможности или желания решить конфликт в свою пользу;
- открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;
- подчиненные сами урегулируют конфликт.
4. Компромисс - перестройка собственного поведения и уступки с учетом точки зрения подчиненных. Очень важно разграничить с сотрудничеством. Этот метод близок, но предполагает более поверхностный уровень. Вы идете на взаимные уступки, но для вас они не имеют принципиального значения, а для противоположной стороны - это важно. Подобный метод разрешения конфликта лучше использовать, когда:
-возможно временное решение, которое впоследствии может быть отменено;
-удовлетворение желания партнера имеет не слишком большое значение для вас;
-обе конфликтующих стороны имеют одинаково убедительные аргументы.
Однако помимо прямых, открытых методов разрешения конфликта существуют, может быть, менее заметные, но не менее эффективные скрытые, косвенные методы. Они носят характер опосредованных скрытых воздействий.
Как наиболее эффективные специалисты выделяют:
1 Принцип выхода чувств. Если человеку дать возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они сменяются положительными и снимают напряжение в коллективе. Смех, шутка вызывают тот же эффект. Смех пробуждает чувство собственного достоинства, снимает агрессию и заменяет ее интеллектуальным превосходством.
2. Принцип эмоционального возмещения. Человек, который к вам обращается с жалобами, должен рассматриваться как страдающее лицо. Даже если вам совершенно ясно, что пострадавшим является не он, а именно его недруг. Однако внутреннее ощущение ситуации у вашего собеседника именно его выставляет страдальцем. И чем больше он не прав, тем активнее выгораживает себя перед собственной совестью и выставляет в качестве мученика и жертвы. То, что вы считаетесь с его оскорбленными чувствами, вы тем самым эмоционально подбадриваете своего собеседника.
Поощрение - это очень важный ключ к совести партнера. Необходимо только знать, какие хорошие качества ему присущи. И тогда обращение к пострадавшему прозвучит примерно так: «Вы ведь человек тонкий, чувствующий людей, внимательно относящийся к окружению, чувствующий природу, музыку, поэзию. Как же это вас угораздило быть таким грубым и жестким в конфликте с ...?». Или «Ну вы же знаете, что из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее. А вас, кстати, все считают умным человеком». Или: «Из двух спорящих умнее тот, кто замолчит первым».
Следует подчеркнуть, что нельзя перегибать палку и опускаться до откровенной лести. Надо сказать о человеке то хорошее, что действительно в нем есть. Этого бывает достаточно, чтобы вызвать целую лавину раскаяния и искреннюю готовность помириться.
3. Принцип обнаженной агрессии. Посредник намеренно предоставляет конфликтным сторонам возможность выразить свою неприязнь друг к другу. Прямая форма обнажения агрессии реализуется еле дующим образом: в кабинете посредник побуждает партнеров конфликта ссориться в его присутствии. При третьем лице, как правило, ссора не достигает таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле разнимать враждующих. Дав им выговориться, посредник не отпускает их, а продолжает работу. Он предлагает каждому из них, прежде чем ответить оппоненту, повторить его последнюю реплику. Это дает ему право высказаться. Обычно при этом обнаруживается, что ссорящиеся не в состоянии правильно воспроизвести реплики друг друга, поскольку каждый слышит в основном себя, а обидчику приписывает слова, которые в действительности не были произнесены. Фиксируя внимание на этом факте, посредник принуждает их к добросовестному слушанию друг друга. Непривычность такой ситуации уменьшает накал страстей и способствует росту самокритичности.
Российская компания «Интеррос» определяет «один из ключевых принципов этики бизнеса как стремление к минимизации бизнес-конфликтов. И вовсе не потому, что мы их боимся. Опыт прошлых лет. когда крупные структуры активно воевали друг с другом, показал, что эта борьба пожирает огромное количество ресурсов, которые эффективнее использовать для развития бизнеса. Конфликтов невозможно избежать совсем: когда ты строишь заново организацию, приобретаешь активы - всегда найдутся недовольные. Важно, чтобы конфликты разрешались быстро и не превращались в бизнес-войны».