Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:37, реферат
Элементы деловой этики: Разрешение конфликтов
Служебные взаимоотношения
Философия организации
Этика делового общения
Стиль руководителя
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Элементы деловой этики………………………………………………….4
2. Конфликты и способы их разрешения……………….…………………..5
3. Служебные взаимоотношения……………………………………………10
4. Философия организации…………………………………………………..12
5. Этика делового общения……………………………………………….….17
6. Стиль руководства…………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………..21
Таким образом, этика служебных взаимоотношений становится важнейшим средством управления предприятием. А знание нравственных основ служебной субординации позволяет не только гибко и эффективно разрешать многие производственные проблемы, но часто не допускать и возможность их возникновения.
Служебные взаимоотношения
Служебные взаимоотношения - совокупность нравственных принципов, характеризующих должностное поведение сотрудников организации.
Служебные взаимоотношения в организации во многом определяются этикой руководителя и подчиненного. От нее зависит не только психологический климат в коллективе, но и эффективность работы сотрудников, определяющая результаты труда.
Должность руководителя требует знаний об определенном стиле поведения, особенных правил и рекомендаций этики служебных взаимоотношений с работающими у вас людьми. Приведем наиболее важные из них:
■ Приходя на работу руководителю необходимо приветствовать
своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый
рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
■ Обращайтесь к подчиненным на «вы». Это необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины.
■ У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудник-женщина для решения текущего вопроса. В случае
длительного разговора начальник предлагает сотруднице сесть.
■ Проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Люди приходят на них для того, чтобы выработать управленческие решения, в которых в первую очередь заинтересован руководитель.
■ Научитесь терпеливо слушать других. Не допускайте в их адрес
реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что
вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность участников совещаний.
■ В любых ситуациях сохраняйте самообладание.
■ Будьте вежливы, отдавая поручения подчиненным. Помните, что
подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем
приказа.
■ Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый
их успех в работе и поощряйте за это. Простое «спасибо», высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия.
■ Руководителю, беседующему с сотрудником или посетителем, не рекомендуется: просматривать бумаги, не относящиеся к делу; без конца говорить по телефону; барабанить пальцами по столу.
■ Во время приемов граждан по личным вопросам не отвлекаться на другие виды работ, быть тактичным и справедливым в отношениях с посетителями.
■ Если беседа нежелательным образом затягивается, руководитель может сигнализировать ее окончание, поднявшись со стула.
■ Если возникла необходимость наказать кого-то за служебные
удушения, будьте справедливы и тактичны. При выборе форм выражения и меры наказания очень важно учитывать возраст, пол и темперамент работника.
Философия организации
Этика деловых отношений предполагает изучение соответствия моральных норм людей нормам деятельности и целям организаций и как общество не может существовать без нравственности и законов, так и организация не сможет эффективно функционировать без собственной морали и внутренних законов (уставов, положений, правил инструкций и др.).
Разработка философии организации является новым и достаточно сложным делом для российских менеджеров и бизнесменов.
Философия организации - это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации. Можно сказать проще - это «моральный кодекс поведения в организации». Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и, в итоге, эффективное развитие организации. Несоблюдение философии организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребители, к снижению имиджа организации, а в дальнейшем может привести к краху и разорению организации, так как люди - главное богатство.
Нужна ли отдельная философия организации, ведь на предприятии и так множество нормативных документов? Приведем аргументы «за»
- нет одинаковых людей, но отношения между персоналом должны
строго регламентироваться общими для всех принципами;
- в организации существует текучесть кадров, и новые сотрудники
должны быстро изучить систему моральных ценностей и требования
администрации;
- разнообразие вероисповеданий влияет на отношение людей к работе, пище, поведению, семье, привычкам, поэтому нужно иметь универсальные правила;
- следует четко определить взгляды на выборность, самоуправление, единоначалие, роль трудового коллектива, централизацию
управления;
- собственник (владелец, хозяин) организации хочет проводить
свою политику в отношении персонала, иногда отличную от общепринятой и государственной;
- руководители организации и менеджеры меняются, но это не
должно сильно «раскачивать корабль» предприятия, работники должны жить по общим правилам.
Приведем аргументы «против» разработки философии организации:
- неформальные группы сами разрабатывают нормы поведения, не стоит их административно регулировать;
- на современном этапе развития в России сложилась двойная мораль и часть людей полагает, что лучше не фиксировать систему взаимоотношений в коллективе («в мутной воде рыбка лучше ловится»);
- разработка философии организации и ее корректировка отнимают
много времени и сил, поэтому не стоит тратить время и средства на
разработку еще одного нормативного документа;
- людям в коллективе свойственно разрабатывать свои правила по
ведения и быстро к ним адаптироваться. Разработать можно лишь «микрофилософию» для небольшого коллектива.
Исходными документами организации для разработки философии являются:
Конституция (Основной Закон); Гражданский кодекс; Трудовой кодекс РФ; Декларация прав человека; коллективный договор; религиозные писания (Библия, Коран); программа правящей партии; устав; опыт лучших предприятий и организаций.
При разработке философии необходимо учитывать особенности функционирования организации: национальный состав сотрудников: региональную специфику (область, город); тип производства; отрасль народного хозяйства; количественный состав; уровень жизни работников: культурный уровень персонала; взгляды и позицию собственника (хозяина); личные убеждения директора.
Обратимся к примерам создания философии организации наиболее успешными и известными зарубежными организациями.
Английский опыт
Великобритания - центр мировой финансовой системы и международной торговли. Лондонская биржа, банки, финансовые организации, крупнейшие в Европе супермаркеты и обилие фирменных магазинов, морские порты с инфраструктурой, современные транспортные и информационные системы. Опыт крупнейшей в Великобритании торговой фирмы «Магкs & Spеnсеr» в области работы с персоналом и организации торговли является показательным.
Изложим кратко философские принципы фирмы «Магкs & Spеnсеr»:
1. Предлагать покупателям избранный ассортимент высококачественных и привлекательных товаров по различным ценам под фирменной маркой.
2. Поощрять изготовителей товаров к применению самых современных и эффективных технологий.
3. Совместно с организациями-изготовителями обеспечивать самые высокие стандарты в области контроля качества товаров (100%
товаров качественные).
4. Обеспечивать покупателям комфортные условия в торговых залах магазинов, дружелюбное отношение персонала и высокий уровень
обслуживания, в том числе свободный обмен товара и возврат денег.
5. Повышать эффективность ведения дела путем упрощения всех
операций и четкой организации работы персонала.
6. Стимулировать и устанавливать добрые человеческие отношения с потребителями, поставщиками, торговым персоналом, а также с населением городов, где располагаются магазины.
Американский опыт
В США зародилась и сложилась своеобразная система подготовки менеджеров и бизнесменов в университетах и школах бизнеса, целый ряд оригинальных теорий управления. Фамилии крупных менеджеров и бизнесменов, внесших большой вклад в теорию и практику бизнесе}. широко известны в мире: Г. Форд I - президент «Ford Motors Company»; А. Слоун-младший - президент «General Motors», Ли Якокка - президент «Chrysler».
В своей книге «Моя жизнь. Мои достижения» Г. Форд I., один из основоположников социальной философии менеджмента, сформулировал цель и принципы организации: «Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли я полагался на размеры сбыта. Равным образом, цель моя в процессе такого производства - уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность.
Основные принципы нашего производства гласят:
1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлом. Кто
боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно.
2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто
лучше справляется с делами.
3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не
может держаться ни одно дело. Но доходность должна получиться в
результате полезной работы, а не лежать в ее основании.
4. Производить - не значит дешево покупать и дорого продавать.
Это, скорее, значит покупать сырье, материалы по сходным ценам и
обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт».
Многие философские положения Г. Форда получили дальнейшее развитие у его последователей. Ли Якокка - один из крупнейших менеджеров современного автомобилестроения, проработавший 32 года в «Ford General Motors» том числе и президентом. Широко известен как президент и председатель совета директоров компании «Крайслер», которую он спас от краха в начале 1980-х гг. Ли Якокка определил реальные цели бизнеса:
1. Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради Бога, делай что-нибудь! Это нелегко, но если ты станешь работать, не покладая рук, то поразишься тому, как в свободном обществе можно достичь всего, к чему стремишься. И, конечно же, будь благодарен Господу Богу за все ниспосланные тебе блага.
2. Цементирующим элементом всей нашей демократии служит рабочий, зарабатывающий 15 долл. в час. Это именно тот человек, который покупает дом, автомобиль и холодильник.
3. Пока человек зарабатывает достаточно денег, чтобы погашать
платежи по закладным, вполне хорошо питаться, иметь свой автомобиль, обеспечить своему ребенку возможность учиться в колледже, раз
в неделю отправиться с женой в ресторан и посмотреть шоу, он доволен жизнью. А если средний класс удовлетворен своей жизнью, у нас
никогда не возникнет гражданской войны или революции.
Этика делового общения
Этика делового общения формируется исторически и связана с общественно-экономической формацией, в рамках которой осуществляйся воспроизводство людей и материальных благ. В современном гражданском обществе этика делового общения формируется под воздействием четырех главных макроподсистем общества:
1. Государства с его системой законов и механизмов регулирования общественной жизни.
2. Экономических законов и компонентов рыночной экономики.
3. Демократизации общества и составных частей гражданского общества.
4. Общественной морали в виде принципов, норм и правил поведения различных социальных групп.
Стиль руководства
Поведение руководителя и его стиль управления - это своеобразная «визитная карточка» любой организации. Важно понимать, что определенному служебному положению должны соответствовать как определенные правила поведения, так и принципы взаимоотношения с сотрудниками, партнерами, руководством и подчиненными. Если человек занимает лидирующий пост в организации, для эффективного управления необходимо знать содержательные и формальные признаки определенных стилей руководства.
Типы власти в обществе сформировали четыре основных стиля руководства.
Стиль руководства - совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя.
Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, ном большом капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести организацию к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).