Этика дирижера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:11, реферат

Описание

В работе выделены специфические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью дирижера, рассмотрены нормы и требования профессиональной этики. Отдельно выделены такие категории этики дирижера как профессиональный долг, справедливость, честь и достоинство, авторитет.
Чтобы в полной мере отразить сущностные особенности профессии дирижера, в реферате рассмотрены разновидности этой многогранной профессии.
В завершении, подытоживая нравственный и моральный аспект профессии дирижера, рассказывается о влиянии искусства на духовное развитие личности.

Содержание

Введение 3

1. Этика: общечеловеческие категории и понятия. 4

2. Этика профессиональной деятельности дирижера:

общие черты. 6

3. Профессиональный долг и авторитет как важнейшие

категории этики дирижера. 8

4. Справедливость, честь и достоинство дирижера. 11

5. Навыки и умения дирижера как составная часть этики

с учетом разновидностей профессии. 13

6. Эстетические особенности воздействия музыки на

духовный мир личности. 15

Заключение 17

Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

этика дирижера.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение                                                                                      3

1. Этика: общечеловеческие категории и понятия.                  4

2. Этика профессиональной деятельности дирижера:

    общие черты.                                                                            6

3. Профессиональный долг и авторитет как важнейшие

   категории этики дирижера.                                                      8

4. Справедливость, честь и достоинство дирижера.                11

5. Навыки и умения дирижера как составная часть этики

    с учетом разновидностей профессии.                                  13

6. Эстетические особенности воздействия музыки на

    духовный мир личности.                                                        15

Заключение                                                                                 17

Список литературы                                                                    18                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Этика профессиональной деятельности призвана разрабатывать этические проблемы каждой профессии, теоретически осмысливать и формулировать требования, необходимые для нравственного облика специалиста, раскрывать содержание нравственного идеала, исследовать профессиональные принципы морали.

Чтобы раскрыть сущность предложенной темы, в работе выделена глава, раскрывающая общечеловеческие категории и понятия этики, такие, как мораль, нравственность, идеал, добро и зло, свобода, счастье и др. Далее возникает необходимость выяснить сущность этики профессиональной деятельности дирижера, рассмотреть социальный и исторические аспекты труда дирижера.

В работе выделены специфические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью дирижера, рассмотрены нормы и требования профессиональной этики. Отдельно выделены такие категории этики дирижера как профессиональный долг, справедливость, честь и достоинство, авторитет.

Чтобы в полной мере отразить сущностные особенности профессии дирижера, в реферате рассмотрены разновидности этой многогранной профессии.

В завершении, подытоживая нравственный и моральный аспект профессии дирижера, рассказывается о влиянии искусства на духовное развитие личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Этика: общечеловеческие категории и понятия.

Первоначально под термином «этика» понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо.

Позже для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел понятие «этика».

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. По мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения.

Мораль можно кратко определить как: 1) господство разума над аффектами; 2) стремление  к высшему благу; 3) добрую волю, бескорыстие мотивов; 4) способность жить в человеческом общежитии; 5) человечность или общественную форму отношений между людьми; 6) автономию воли; 7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.

Мораль – это специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества.

Этика как наука включает следующие понятия: «идеал», «добро и зло», «долг и совесть», «свобода», «добродетель и порок», «счастье» и другие. Эти понятия отражают различные моральные позиции, а также выражают определенное содержание нравственности. Рассмотрим некоторые из них.

Идеал – это, во-первых, наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом и должном, во-вторых, образ совершенства в отношениях между людьми , в-третьих, безусловный высший образец нравственной личности.

Как элемент нравственного сознания идеал является ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное, безусловное, положительное содержание поступков.

Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащие им.

Добро и зло как моральные понятия также связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека. Внешние действия остаются лишь формальным обрядом. Любые ценности: наслаждение, польза, слава, красота могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт «освоения» этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу.

Следующая категория свобода означает отсутствие давления или ограничения. В более точном смысле под свободой понимается характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений; по собственному произволению и в условиях выбора возможностей.

Нравственная свобода обнаруживается в том, как принимаются решения, какие решения принимаются и какие действия сообразно этим решениям совершаются. Человек ответственен за свой выбор, за то, какие поступки он совершает, какие они влекут за собой последствия для других людей и для него самого.

Рассуждение о морали исторически возникает и развивается как рассуждение главным образом о том, в чем заключается счастье человека. Обычно счастьем называют высшее состояние радости, чувство упоения от обретенности предмета сильного желания, восторженной удовлетворенности от того, что цель достигнута.

Мудрое наставление Козьмы Пруткова «Хочешь быть счастливым, будь им» имеет смысл и заслуживает внимание только как благоразумное «Не предавайся унынию». Оно может стать нравственно значимой рекомендацией, лишь будучи переформулировано «хочешь быть счастливым, будь добродетельным».

 

2.Этика профессиональной деятельности дирижера: общие черты.

Этика профессиональной деятельности – это совокупность нравственных норм и правил, регулирующих моральную деятельность и нравственные отношения людей той или иной профессии. Основой выделения профессиональной этики из общей являются особые социальные функции конкретной профессии.

Социальная роль труда дирижера определяет специфические формы его организации, регуляции, мотивации, стимулирования, специфические критерии его оценки и т.д. Особые черты профессии дирижера накладывают отпечаток на нравственный мир людей, ею занятых. Хотя нравственный мир дирижера формируется на основе общих принципов морали, в этом мире развиваются такие элементы, как душевная щедрость, великодушие, оптимизм, целеустремленность и др.

Этика дирижера разрабатывает основы этикета музыкальной деятельности, представляющего собой совокупность выработанных в музыкальной среде специфических правил общения и поведения людей.

Дирижирование – самая сложная из всех профессий музыкального исполнительства. Певец или инструменталист в репетиционный период и во время выступления отвечает сам за себя, работает над своим художественным и техническим мастерством, самостоятелен в поисках наиболее верной интерпретации.

Дирижер руководит целой группой музыкантов – оркестра, хора, ансамбля, оперной или балетной труппы. Слово «дирижер» означает «направлять, руководить».

Как и другие виды исполнительского искусства, профессия дирижера в современном понимании появилась во второй трети ХIХ века. Но еще на древних ассирийских и египетских барельефах можно видеть изображения музыкантов, играющих на инструментах, и рядом человека с жезлом в руке, «руководящего» ими.

В древней Греции было развито управление хором с помощью хейрономии – системы движений рук, пальцев, головы. В народном хоровом пении своеобразным дирижером был запевала – он указывал строй пения, отбивал такт, притопывая ногой или хлопая в ладоши.

Вероятно, такой способ стал прообразом так называемого «шумного дирижирования» – дирижирования коллективом музыкантов при помощи батута – палки.

С дальнейшим развитием музыкального искусства, увеличением состава оркестров, развитием инструментария появилась необходимость выделить дирижера  из группы музыкантов-исполнителей. К этому времени начали складываться основные принципы этики дирижера, совершенствовалась культура профессии, устанавливались ее основные формы.

Основоположником современного дирижирования считается Вагнер. Он первым повернулся лицом к оркестру и спиной к публике, чем нарушил традиционные представления об этике дирижера и вызвал новый взгляд на эту профессию.

Лучшие традиции дирижерского искусства нашли  развитие в творчестве ведущих российских дирижеров – Н. Голованова, С. Самосуда, Е. Мравинского, Г. Рождественского, Ю. Темирканова, Ю. Симонова.

 

 

 

3. Профессиональный долг и авторитет как важнейшие категории этики дирижера.

Профессиональный долг – одна из важнейших категорий профессиональной этики. В этом понятии сконцентрировано представление о совокупности требований и моральных принципов, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с музыкантами, коллегами по работе, осознать свое отношение к избранной профессии. В процессе работы дирижер осознает и реализует высокие моральные ценности.

Безусловно, дирижер как и любой другой музыкант-исполнитель, должен суметь донести до слушателя идею музыкального произведения, понять, прочувствовать и осознать его замысел и раскрыть его всеми доступными дирижеру средствами. Станиславский во время репетиций перебивает дуэты и арии замечанием: «Не вижу, не вижу, о чем поете, потому что сами не видите». В то же время на сцене, среди белых колонн, разворачивается действие не драмы, не комедии – оперы. Все здесь должно быть слито с музыкой, органически сочетаться с мелодией, воплощать ее. Поэтому именно в этих репетициях рождается и укрепляется в практике Станиславского понятие «темпо-ритм», поэтому так выверяется пластика.

Данные дирижера – прекрасный слух, музыкальная память, чувство ритма, тембра, знание обширного музыкального материала.

Специфика понятия «долг дирижера» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений дирижера в музыкальной сфере, но и личным качествам дирижера.

Личные качества дирижера – воля, целеустремленность, твердый характер, умение руководить, организаторские способности. Дирижер обладает великолепным вкусом, эрудицией не только в области музыки, но искусства, науки, в других областях человеческой деятельности, чувством стиля.

В профессиональной практике нередки случаи, когда дирижеры стремятся честно выполнить свой профессиональный долг, но в силу различных обстоятельств результаты их усилий неравноценны. Вопрос о конфликте между долгом и желанием следует рассматривать не только как проблему свободы и необходимости, но и как проблему соответствия личных качеств и способностей индивида, с одной стороны, и требований долга, с другой.

Как происходит приобщение человека к профессиональному долгу? Что предшествует его усвоению: чувственное восприятие или осмысление? Процесс формирования чувства долга начинается лишь после того, как человек ознакомился с характером и содержанием его требований, осмыслил свои способности в исполнении моральных принципов, наметил пути воспитания профессиональных качеств.

Информация о работе Этика дирижера