Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:11, реферат
В работе выделены специфические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью дирижера, рассмотрены нормы и требования профессиональной этики. Отдельно выделены такие категории этики дирижера как профессиональный долг, справедливость, честь и достоинство, авторитет.
Чтобы в полной мере отразить сущностные особенности профессии дирижера, в реферате рассмотрены разновидности этой многогранной профессии.
В завершении, подытоживая нравственный и моральный аспект профессии дирижера, рассказывается о влиянии искусства на духовное развитие личности.
Введение 3
1. Этика: общечеловеческие категории и понятия. 4
2. Этика профессиональной деятельности дирижера:
общие черты. 6
3. Профессиональный долг и авторитет как важнейшие
категории этики дирижера. 8
4. Справедливость, честь и достоинство дирижера. 11
5. Навыки и умения дирижера как составная часть этики
с учетом разновидностей профессии. 13
6. Эстетические особенности воздействия музыки на
духовный мир личности. 15
Заключение 17
Список литературы 18
Процесс работы дирижера начинается, как правило, со знакомства с партитурой. Дирижер умеет «читать» партитуру, слышать внутренним слухом, как она звучит в действительности. Когда дирижеру ясен замысел композитора и ясны основные моменты в интерпретации произведения, он приступает к его разучиванию с оркестром. Дирижеру очень важно владеть словом, убедительно и четко объяснять свою концепцию, доводить ее до сознания музыкантов и убеждать их в правоте своего взгляда на сочинение.
В процессе репетиций и исполнения дирижер пользуется специфическим дирижерским «языком» – определенными техническими приемами, жестами, мимикой, выработанными практикой дирижерского исполнительства, что также неразрывно связано с этикой данной профессии. Движениями рук дирижер показывает темп, ритм, громкость, моменты вступления оркестра и оркестровых групп, отдельных инструментов. Дирижер указывает на изменение силы звучания – динамику, расставляет смысловые акценты. Дирижер свободно владеет всеми техническими приемами. Но, по словам Г. Рождественского, «…настоящая техника дирижирования – это не столько техника в ее школьном понимании, сколько весь комплекс изложения художественных задач артиста». Дирижер – это артист. Выдержка, спокойствие на сцене сочетаются с эффектной, яркой (в смысле индивидуального прочтения) подачей музыкального материала.
Во время репетиций дирижер разучивает произведение, работая над штрихами, фразировкой, балансом звучания оркестровых групп, общим совместным звучанием, в котором выражается исполнительский замысел дирижера. В его исполнении рядом с логическими, продуманными моментами существует момент импровизационный. Эта неожиданность, живая, непосредственная работа на сцене не менее ярко выявляет индивидуальность дирижера, чем процесс репетиционной работы.
Отметим, что исполняя новую музыку, дирижер общается с композитором, выясняя в процессе этого общения авторский замысел, что помогает найти наиболее удачное решение. Дирижер не должен догматически относится к авторскому тексту, это противоречит его этике. Максимально приближаясь к замыслу творца, он привносит в него личностное начало. Чем ярче личность самого дирижера, тем интереснее интерпретация и тем ближе она к авторской идее.
У дирижера должен быть авторитет, он достигается всей совокупностью указанных качеств. Только лишь в том случае профессиональная деятельность дирижера может быть успешной, если он пользуется высоким авторитетом среди своих коллег. Авторитет дирижера –это его моральный статус в коллективе музыкантов, его своеобразная форма дисциплины. Авторитет следует рассматривать и как форму проявления нравственно-психологических связей дирижера с коллективом. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств дирижера и отношения его к общественным ценностям.
Слово «авторитет» в переводе с латинского языка – достоинство, сила, власть, влияние. В этике это понятие означает силу, власть, влияние, которые основаны не на принуждении, а на общественном признании моральных достоинств личности или коллектива.
Есть тип дирижера, который подчиняет работу коллектива своей воле; есть дирижеры, убеждающие в правоте своих мыслей, дирижеры, которым коллектив желает подчиняться, потому что целиком и полностью согласен с ним.
Важнейшей нравственной стороной авторитета дирижера является любовь к своему делу. Влюбленный в свою деятельность дирижер часто заражает этим чувством и музыкантов. Например, К.С. Станиславский в своей работе постоянно подчеркивал, что сам спектакль, премьера не привлекает его, что он работает не для спектакля, но для передачи ученикам метода, с помощью которого нужно создавать циклы, вереницы спектаклей. «Цель искусства переживания заключается в создании на сцене живой жизни человеческого духа и в отражении этой жизни в художественной сценической форме» [5; С.346]
4. Справедливость, честь и достоинство дирижера.
Справедливость – одно из самых общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики. Общее понятие справедливости отражает соответствие между ролью отдельных людей и общественных институтов в жизни общества и их реальным положением, которое отвечает или не отвечает идеалам общества. По отношению к отдельным людям и коллективам понятие справедливости более конкретно: это соотношение между достоинствами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, правами обязанностями. Несоответствие оценивается моральным сознанием как несправедливость.
Кроме того, справедливость – это определенный подход к оценке поведения, основанный на критерии общественной пользы. Та или иная деятельность, характер поведения, поступок позитивно оценивается и одобряется, если результат направлен на общее благо.
В этике дирижера понятие справедливости помимо общих черт имеет специфические. Справедливость представляет собой своеобразное мерило уровня нравственной воспитанности дирижера (доброты, принципиальности, человечности).
Критерием справедливости оцениваются такие действия и поступки дирижера, такое отношение к музыкантам, из которых сознательно исключены предвзятость, неоправданное и незаслуженное предпочтение одних лиц другим.
Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. В свою очередь добро, как условие достижение блага, есть справедливость. Но добро шире справедливости. Оно не считается с тем, «отвесило» должную меру или превысило ее. В моральном сознании дирижера справедливость играет роль оценки достоинств и заслуг человека, выступает своеобразным мерилом объективности этой оценки, ее соответствия конкретным делам. Справедливость должна быть основана на строго дифференцированном подходе дирижера к музыкантам с учетом меры затраченных ими усилий.
Дирижер работает с коллективом музыкантов. Как руководитель, он должен быть тонким психологом, уметь создать в коллективе атмосферу взаимопонимания, творческого сотрудничества. Дирижер обладает педагогическим даром, внушает свои идеи, воспитывает коллектив, растит молодых музыкантов.
Дирижер предан своему делу, относится к нему творчески, отдавая все силы, знания, время во благо музыкального искусства.
Дирижер – хороший администратор и организатор. Он правильно организует труд музыкантов, обеспечивает их выступления на концертных площадках, планирует гастроли, участвует в решении хозяйственных проблем, заботится об инструментах, фраках и других нуждах исполнителей.
Неотъемлемая сторона профессиональной этики – это честь и достоинство дирижера.
В общее понятие чести включается отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны окружающих, со стороны общества. Честь это признание обществом заслуг личности. В понятие чести включается стремление человека поддержать свою репутацию, престиж.
С честью связано представление о достоинстве. Достоинство – это общественное признание права человека на уважение со стороны окружающих людей, на независимость, сознание им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его, обедняет как личность.
Честь в морали дирижера специфична. Это объясняется тем, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется дирижер не только в коллективе музыкантов, но и среди почитателей музыкального искусства.
5. Навыки и умения как составляющая часть этики, необходимые дирижеру с учетом разновидностей профессии.
Существуют дирижеры симфонического оркестра, оркестра театра оперы и балеты, дирижеры оркестров духов и народных инструментов. При том, что все сказанное выше относится ко всем дирижерам, в работе и этике каждого есть своя специфика.
Дирижер симфонического оркестра, как правило, работает со своим коллективом. Мастерство и индивидуальность дирижера симфонического оркестра проявляются не только в процессе ежедневной работы и в концертных выступлениях, но и при составлении репертуара, программ. Подбор сочинений для концертной программы – непростая задача. Симфоническая музыка – область серьезных философских обобщений. При восприятии такого сочинения от слушателя требуется большая умственная работа. Дирижер должен учитывать пределы восприятия и строить программу таким образом, чтобы рядом со сложным произведением стояло произведение более знакомое слушателям или более легкое для восприятия.
Дирижер симфонического оркестра иногда работает с другими коллективами. Он должен сразу понять и выявить особенности коллектива, его сильные и слабые стороны, войти в контакт с музыкантами для достижения художественных задач.
Дирижер театра оперы и балета имеет дело не только с оркестром, но и солистами-вокалистами, хором, разными атрибутами театрального спектакля. Он общается с режиссером, вырабатывает с ним единое мнение при постановке спектакля. Дирижер оперного театра разбирается в основах оперной драматургии, понимает и знает специфику вокального исполнительства, умеет свести воедино солистов, хор и оркестр и управляет целым спектаклем во время исполнения.
Дирижер хора в еще большей мере, чем оперный дирижер, должен знать особенности человеческого голоса, уметь грамотно, профессионально работать с вокалистами над постановкой голоса, произношением слов текста – как русского, так и иностранного, слышать фактуру хора.
Дирижеры духового и народного оркестров обязаны владеть каким-либо музыкальным инструментом из группы духовых или народных. Они умеют сделать аранжировку музыкального сочинения для состава духового или народного оркестра, знают специфику репертуара. Оркестр народных инструментов часто выступает с хором или солистами, что вносит в работу дирижера дополнительные задачи.
Дирижер эстрадно-симфонического и джазового оркестра обязательно знает историю и теорию эстрадной и джазовой музыки, обладает чувством специфического ритма, ощущает особенности стиля этой музыки – гармонии, ритма, тембровых решений, - умеет работать с певцом, поющим в микрофон. Разнообразные формы практического приложения эстрадно-симфонических оркестров заставляют дирижера быть мобильным, уметь приспособиться к акустическим особенностям разных концертных площадок.
Дирижер оперетты хорошо знаком со спецификой этого вида музыкального искусства и владеет всем существующим материалом в этой области. Дирижер должен ориентироваться на характер звучания инструментов джазовой группы и эстрадной, уметь работать с вокалистами, поющими в микрофон.
Своеобразие профессии дирижера народного самодеятельного коллектива заключается в том, что он работает с людьми самого разного возраста, не являющимися музыкантами. Эти люди приходят в коллектив, чтобы ближе познакомится с музыкой, проявить свои возможности и способности в музыкальном искусстве.
Поэтому дирижер самодеятельного хора должен обучить азам музыкальной грамоты свой коллектив, привить участникам вокальные навыки, развить в них культуру хорового пения, научить выступвть на сцене.
Дирижер обладает педагогическими способностями, знает психологию. Он эрудирован во всех областях человеческой деятельности, умеет общаться с людьми самых разных профессий.
6. Эстетические особенности воздействия музыки на духовный мир личности.
Анализируя искусство как одно из важнейших средств формирования личности, необходимо исходить из того, что оно есть наиболее полная, специфическая форма эстетического отношения человека к действительности, область духовной деятельности, создаваемая обществом для воплощения его эстетических запросов, потребностей, взглядов и идеалов.
Рассуждая о диалектике этического и эстетического, Шиллер отметил особенность, возникающую в процессе эстетического воспитания. В своей статье «О нравственной пользе эстетических нравов» он высказал мысли о роли и значении эстетического восприятия для воспитания нравственности. Он писал, что основа всякой безнравственности находится в коллизии доброго с приятным, то есть нравственного с эмоциональным.
Отсюда Шиллер делает вывод, что душам моральным, но чуждым эстетической стихии, непосредственно предписывает разум, и они преодолевают соблазн исключительно повиновением долгу. В душах эстетически утонченных есть еще одна способность, нередко замещающая добродетель там, где ее нет, и облегчающая ее труд там, где она есть. Эта способность есть вкус, что нескладно, грубо, насильственно, и склоняется ко всему, что сочетается легко и гармонично».
Указание на значение эстетического вкуса для воспитания основ нравственности – это важная мысль, сохранившая свою актуальность и до наших дней.
При встрече с искусством, в том числе, музыкальном человек получает возможность испытать различные по характеру и направленности чувственные состояния, не в рамках действительных жизненных связей, а за их пределами. Это дает возможность человеку включить механизмы эмоций и чувств не в естественных для них условиях дефицита времени или информации и не как защитный и активизирующий аппарат в процессе интенсивных действий, а как их модели. Искусство создает человеку условия, моделируя определенные чувственные состояния, размышлять над ними.
Искусство не отвлекает, а привлекает и, привлекая, воспитывает. Как совершенно верно заметил еще Н.Буало: «Так, чтобы нас пленить,/ Трагедия в слезах/ Ореста мрачного рисует скорбь и страх,/ В пучину горестей Эдипа повергает/ И развлекая нас, рыданья исторгает» [7; С.85].
Сделаем вывод, что искусство целью своего отражения имеет не только лишь закономерности объективной реальности, а, главное, их восприятие субъектом истории – человеком, обществом. Это важнейшая социальная функция искусства. Искусство не просто отражает мир, а является средством самопознания и человека, и общества, средством выяснения ими тех духовных процессов, которые происходят внутри них самих.