Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:23, реферат
Проблемы внешней этики науки - социальной ответственности ученых перед обществом за свои открытия - обсуждаются уже более пятидесяти лет со времени преступных действий США, сбросивших атомные бомбы на мирные японские города в 45-м, а также тонны диоксина на территорию Вьетнама в 60-х годах. В 80-х-90-х годах в связи с достижениями генной инженерии и молекулярной биологии ученые-генетики объявили мораторий на эксперименты, связанные с вмешательством в генетическую природу человека. Заслуга ученых в том, что они первые предупредили общественность о возможной опасности, связанной с экспериментами в этой области.
Человечество приходит в XXI век
с поражающими воображение
Преодолеет ли человечество эту
трагическую реальность или оно
обречено на самоуничтожение? С чем
связана потеря человечеством основных
нравственных принципов существования?
По поводу причин этой ситуации высказывались
и высказываются различные
На первый взгляд М. и и., будучи
различными формами общественного сознания,
представляются настолько далеко отстоящими
друг от друга, что трудно установить между
ними к.-л. тесную связь. Научное мышление
— это мышление теоретическое, к-рое основано
на логической абстракции, имеет строго
упорядоченный характер, анализирует
объективные законы действительности
и устанавливает истинное знание о них
в форме определенных логических обобщений.
Моральные же представления связаны гл.
обр. с разрешением повседневных житейских
проблем, в них переплетаются рациональные
и чувственные элементы Деятельность
морального сознания направлена не просто
на установление истины, знания, а на формулирование
жизненных целей и правил поведения, на принятие практического решения
и выбор поступков. И тем не менее проблема соотношения
М. и н. имеет большое значение для обеих,
причем именно в условиях современности
эта проблема приобрела особенную актуальность.
Наиболее важны два ее аспекта: первый
касается значения М. для Н. (роль моральных
принципов в деятельности ученого); второй
— значения Н. для М. (возможность научного
обоснования нравственных принципов).
Первый аспект приобрел остроту в связи
с бурным развитием Н. в XX в.
Давно установлено, что учёные – народ аморальный и безответственный. У них, видимо, просто не остаётся свободного места в голове, чтобы вместить этику, патриотизм, религию, гуманизм или хотя бы политику. Даже бытовые мелочи не всегда умещаются. Все мозговые ресурсы съедает наука.
К примеру гениальный физик Энрико Ферми сказал по поводу атомного проекта, что это «прежде всего – интересная физика». Сахаров говорил о физике термоядерного взрыва: «рай для теоретика». Совр. Н. и техника дали в руки человека мощные средства созидания и разрушения. Научно-технические достижения, с одной стороны, могут служить интересам человека, способствовать созданию высокого материального и духовного уровня его жизни.
Но они же могут быть использованы
против человека, напр. для истребления
миллионов людей, для увеличения
безработицы в
Ученый должен осознать свою моральную ответственность пере
Ученый не может оставаться безразличным
к вопросам нравственности еще и
потому, что сама практика научной
деятельности постоянно ставит перед
ним проблемы М. Второй аспект связан
с необходимостью разрешения важнейших
нравственных проблем современности,
ответа на вопросы, в чем состоит
подлинное назначение человека, смысл жизни, каковы должны быть ее цели, и прежде
всего на коренной вопрос — какой общественный
строй наиболее отвечает потребностям
человечества.
Фундаментальная задача всех наук остается
той же самой от Платона и Аристотеля до
Рассела и Поппера: бескомпромиссная преданность
истине в исследовании и преподавании.
Но поиск истины не может быть вне моральных
принципов и норм. В 40-е года XX века оформляется
определение системы правил, действующая
внутри научного сообщества и получавшая
название внутреннего научного этоса.
Их ученый усваивает в ходе своей профессиональной
подготовки. Следование или пренебрежение
этими нормами выступает как акт морального
выбора, предполагающий профессиональную
ответственность ученого. Принципы внутреннего
этоса науки имеют различные формулировки.
Они включают в себя императивы универсализма,
коллективизма, бескорыстия, организованного
скептицизма. В этих формулировках научного
этоса истина, как высшая ценность, непосредственно
встречается с долгом, а служение истине
ставится выше любых личных, групповых
интересов и убеждений.
В содержание научного этоса можно включить и нравственные принципы ученого, преподающего в студенческой аудитории, о которых писал М. Вебер в своей статье "Наука как призвание и профессия": это отказ навязывать своим слушателям личные позиции, поскольку слушатели на лекциях вынуждены молчать; обучение своих учеников признанию неудобных фактов с точки зрения их позиций, благодаря чему они обретут способность к диалогу мнений и культур". К внутреннему этосу наукиследует отнести и ответственность ученого за новизну своих работ, публикуемых в различных изданиях. Каждая работа должна нести новую мысль, идею, подход, но не быть копией друг друга, иначе она лишается статуса научности.
Проблемы внешней этики науки
- социальной ответственности ученых
перед обществом за свои открытия
- обсуждаются уже более
Бесконечность человеческом истории
и становится залогом оправдания
«неразумных» действий. Правда, результат
этих действий уже не возвратится
к тому, кто их совершил, в виде
реального вознаграждения, а часто
даже в виде «светлой памяти у потомков».
Цепь целесообразности в этом случае навсегда
остается разомкнутой: ни сам поступивший
по моральному мотиву, ни свидетели его
поступка не могут сказать, какое реальное
значение может получить в будущем совершенный
акт; этого не могут сказать и потомки,
измеряющие достоинство деяний прошлого
со своей более современной точки зрения
— история все еще остается незавершенной.
Конечно, подобное индивидуальное или
даже групповое действие несоизмеримо
с процессами исторического масштаба.
Но без таких попыток приблизить нравственный
идеал, без «неоправданных» действий,
преступающих законы наличной целесообразности,
наверное, не могла бы совершаться человеческая
история.
Уже достаточно было сказано о том,
что мораль и наука — различные
формы общественного сознания, имеющие
каждая свою логику и специфический
способ осмысления социальной реальности
человека и его практической деятельности.
В основании нравственности и морали лежит
человеческий разум.. Моральные представления
связаны с разрешением повседневных житейских
проблем: формирования жизненных целей,
правил поведения, принятия практического
решения, выбор поступков и т.д., но они
участвуют и в формировании идеалов, тех
высших целей, которые служат духовным
ориентиром в стремлении к будущему. А
это требует серьезного теоретического
обоснования, обращения к методам научного
познания. Научное мышление - это мышление
теоретическое, которое основано на логической
абстракции, имеет строго упорядоченный
характер и направлено на познание объективных
законов. Его продуктами являются знания,
различные методы научного познания, научный
стиль рациональности.
Нужно подчеркнуть особую значимость
этого научного стиля, который транслируется
в наше время, по существу, во все
сферы человеческой деятельности и
немаловажен для решения
С позиций системного подхода науку и нравственность можно рассматривать как составляющие элементы единой целостной системы - духовности. При этом под духовностью будем понимать ее нерелигиозное, светское содержание. Академик П.В. Симонов, исследуя происхождение этой духовности, отмечает два главных мотива, характерных для нее: стремление к истине и бескорыстное стремление к добру [4], т.е. научный и нравственный компоненты.
И поскольку научная мысль является в настоящее время одним из организующих начал человеческой психики, поскольку "действительность внутри которой движется и пытается держаться сегодня человек все больше определяется наукой" , становится понятным тот вклад, который может вносить и вносит наука в нравственное совершенство человека.
И М.Вебер, характеризуя наличную действительность и прогнозируя пути развития действительности будущего, указал на раздельность истины, добра и красоты. Истинное может не быть прекрасным и нечто истинно лишь потому, поскольку оно не прекрасно, не священно и не добро. Прогноз Вебера оправдался. Научные достижения были использованы против человека. Истина и добро оказались по разные стороны баррикад
Большое внимание этому вопросу
еще в начале XX века уделил выдающийся
французский математик А.
Само стремление познать истину, которая станет основой дальнейшего развития человеческого мышления, должно объединять людей. Ведь истина науки не зависит о веры, расы, национальности, воли, желания людей. Такую идею провозгласил Гейзенберг еще в 1946 году, выступая перед студентами Геттингенского университета. Наука, по его мнению, является средством взаимного понимания народов, она интернациональна, она направляет мышление человека на вопросы, которые близки многим народам, и в решении которых могут принять участие ученые самых различных стран и наций [12].
В сфере массовой культуры сегодня в деятельности СМИ чрезвычайно распространены вненравственные формы проявления и эксплуатации бессознательного, иррационального в человеке. Такая культура становится опасной для самого себя и не выполняет защитных функций по отношению к духовному здоровью общества и человека. Налицо одна из опосредованных связей науки и нравственности. Используются определенные научные выводы для воздействия на массовое сознание с целью деформации его культурно-нравственных смыслов, об этом писал Г. Маркузе в 50-х годах в своей работе "Эрос и цивилизация". Он замечал, что контроль индивидов осуществляется с помощью индустрии досуга, развлечений, с помощью формирования ложных репрессивных потребностей. Сегодня нейро-лингвистическое программирование - достаточно развитое направление в Западной психологии. Опираясь на новые субмодальные техники, можно изменять свое сознание и сознание других вплоть до моральных принципов и норм [17]. Наука, воплощенная в действиях электронных СМИ, в руках определенных социальных сил становится средством формирования нравственности общественного сознания, главным образом молодого поколения. Налицо сегодня в обществе не только отсутствие единства науки и нравственности, но и снижение ценностного статуса научно-рационального постижения мира, следования нравственно-правовым нормам, а они являются ключевыми в переходе к постиндустриальной цивилизации.