Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:58, контрольная работа
Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства.
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Северо-Кавказский государственный технический университет»
Конторльная работа
по дисциплине:
«Профессионально-этические основы социальной работы»
на тему:
«Этико-аксеологический подход и его реализация в деятельности социального работника с детьми инвалидами»
Выполнил: студентка 2-го курса группы
СРБ-101 Съёмкова О.И.
Проверил: ст. преподаватель Евдокимов А.Н.
Георгиевск, 2011
Введение
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.
Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.
Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.
В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем детей-инвалидов, в том числе их обучение, трудоустройство и реабилитация позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.
Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям-инвалидам отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей-инвалидов недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.
Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности, согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов.
В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности, изучению проблем социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, к условиям социума.
Дети-инвалиды - это дети с особой, очень ранимой душой, их желания, стремления, мечты, восприятие мира могут отличаться от здоровых детей, их очень легко ранить,обидеть, поэтому к ним нужен особый подход.
Проблема инвалидности - это всегда проблема и детей и родителей.
Тяжелые заболевания детей могут отразиться на развитии привязанности между родителями и ребенком. Однако в том случае, если неполноценность появилась спустя длительный период, у родителей с ребенком уже могла установиться тесная связь, которая имеет важное значение для родителей в плане оказания эмоционального воздействия на ребенка и организации необходимого ухода и воспитания.
Для родителей неполноценность их ребенка - большое и тяжелое испытание в их жизни.
Ортопедические аномалии и слепота оказываются серьезным барьером для материнской привязанности из-за опасения, что ребенок останется физически зависимым или беспомощным в течение неопределенного периода времени и что он никогда не сможет установить зрительный контакт с матерью, который в значительной степени усиливает материнскую заботу.
Уход за беспомощным ребенком опустошает физически и эмоционально. Родителей подстерегают частые стрессы. Возникают конфликты и проблемы во взаимоотношениях супругов.
Этика взаимоотношений с клиентами-инвалидами, особенно с инвалидами -детьми, требует от социального работника особой тактичности, внимательности. Очень важно наладить отношения с родителями, ведь им тоже необходима психологическая помощь и поддержка. Социальные работники должны способствовать тому, чтобы родители давали выход накопившимся чувствам горя и озлобления, но только в том случае, если родители склонны выражать свои чувства.
Социальный работник всегда должен быть честным и откровенным. С одной стороны, очень важно умение внимательно выслушивать своего собеседника, с другой стороны, бывает необходимо повторить объяснение несколько раз, ибо горе и обеспокоенность мешают родителям полностью усвоить информацию сразу. Важно интерпретировать ситуацию в терминах реальной надежды, выявить позитивные качества больного ребенка. Родители должны быть осведомлены о реальных альтернативах и участвовать в поиске имеющихся возможностей ухода за ребенком, его воспитания и обучения. Будущее следует рассматривать с точки зрения максимального использования потенциала ребенка и не пытаться “нормализовать” ребенка. Стремление к “нормальности” может привести к разочарованию и огорчению, а в результате породить чувства неудачи и неадекватности. Целесообразно помочь членам семьи осознать как обычные, так и особые потребности ребенка и соответственно реагировать на них.
Семьи с больными детьми часто испытывают чувство беспомощности и одиночества. В изматывающей и безнадежной ситуации всегда желательно помочь родителям научиться решать сиюминутные проблемы: если родитель научиться справляться с ситуацией и жить сегодняшним днем, у них появится надежда и ощущение компетентности.
Акцептирование на языковых средствах выражения отражает основной принцип социальной работы с инвалидами. В ней очень важно фокусироваться не на проблеме, а на человеке, с его возможностями и условиями социального окружения. Именно на таком принципе основана так называемая нондискриминационная практика работы с инвалидами.
Используйте | Избегайте |
---|---|
Инвалид; человек, имеющий инвалидность; люди, ограниченные в возможностях | Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный |
Человек, не имеющий инвалидности; обычный, типичный человек | Нормальный, здоровый |
Врожденная инвалидность | Врожденный дефект, несчастье |
Имеет ДЦП (или другое) | Жертва ДЦП |
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность | Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита |
Люди (человек), имеющие умственную отсталость Ребенок с задержкой в развитии Человек с задержкой в развитии | Отсталый, умственно неполноценный, «тормоз» (никогда!), слабоумный, умственно отсталые люди |
Человек с синдромом Дауна | Даун, монголоид (никогда!) |
Человек (люди) с эпилепсией Люди, подверженные эпилептическим припадкам | Эпилептик, припадочный
|
Люди, имеющие душевную болезнь Люди с душевным или эмоциональным расстройством | Сумасшедший, псих |
Слепой человек. Плохо видящий человек. Человек который плохо слышит. Глухой человек | Слепой как крот (никогда!); глухонемой, глухой, как пень |
Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи | Немой. |
1. Любое вспомогательное приспособление (трость, инвалидная коляска, костыли и т. д.) - это чья-то собственность, которую надо уважать. Не перемещайте, не берите их, не получив разрешения.
2. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если инвалида кто-то сопровождает.
3. Фокусируйтесь не на инвалидности человека, а на нем или на проблеме, которую вы обсуждаете.
4. Если вы не знаете, что вам делать, спросите. Многие люди предпочтут скорее ответить на вопрос, чем оказаться в неудобном положении.
5. Не волнуйтесь по поводу того, как вам обратиться к инвалиду.
6. Помните, что инвалиды интересуются теми же темами и сюжетами, как и люди, не имеющие инвалидность.
7. Говорите нормальным тоном и языком. Если кому-то нужно, чтобы вы говорили громче, вас об этом попросят.
8. Помните, что инвалид, как и все люди, сами знают, что им нужно, то они могут или не могут делать.
9. Инвалиды хотят участвовать в жизни общества. Убедитесь, что ваш подход не препятствует этому.
10. Как в любом случае, связанном с вопросами этикета, когда вы сделали ошибку, извинитесь, поправьте себя, сделайте для себя выводы и продолжайте.
1. Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на неё, не толкайте её, не кладите на нее ноги.
2. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать её.
3. Если ваше предложение о помощи принято, спросите насчет инструкций и следуйте им.
4. Если вам разрешили катить коляску, сначала катите её медленно. Коляска быстро набирает скорость.
5. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Используйте список, спрашивайте, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, для того, чтобы их устранить.
6. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
7. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
8. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите об этом заранее, чтобы человек имел возможность принимать решения и планировать.
9. Помните, что, в общем, люди, имеющие трудности при передвижении, не имеют проблем со зрением, слухом и пониманием. Единственное, что нужно приспособить, - это возможность передвигаться.
1. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
2. Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременные выводы на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
3. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию, это миф.
4. Неверно, что люди с психическими нарушениями принимают или должны принимать лекарства.
5. Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они признаны законом дееспособными.
6. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
7. Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют навыков и способностей.
8. Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них — хорошо, а что — плохо.
9. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
10. Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться со стрессом.
1. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.
2. Не перебивайте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он (она) уже закончил.
3. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени.
4. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
5. Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте ваши вопросы, комментарии или заботы компаньону.
6. Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали.
7. Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять вас.
8. Некоторые люди с затрудненной речью имеют трудности с модуляцией. Не делайте преждевременных выводов на основании выражения лица или голосовой модуляции, пока вы не узнаете человека достаточно хорошо.