Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:57, реферат
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- ознакомиться с опытом изучения конфликтов;
- выявить специфические особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в производственных коллективах;
- определить стратегии управления конфликтом и этапы процесса управления конфликтом в ходе различных конфликтных ситуаций.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I Понятие, виды, функции и причины конфликтов
1.1 Виды конфликтов…………………………………………………………….5
1.2 Причины и функции конфликтов…………………………………………..14
Глава II Стили и пути разрешения конфликтов
2.1 Межличностные стили разрешения конфликтов……………………..…...20
2.2 Пути решения конфликтов………………………………………………....22
Заключение……………………………………………………………………....25
Приложение…………………………………………………………………..….27
Литература…………………………………………………………………….....29
Классификация конфликтов типа «личность-группа» по Емельянову Станиславу Михайловичу представлена в таблице 1.2.
Таблица 1. 2 - Классификация конфликтов типа «личность-группа»
по С.М. Емельянову
Вариант конфликта
| Возможные причины |
Руководитель коллектив | Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров |
Рядовой член коллектива коллектив | Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу |
Лидер группа (микрогруппа) | Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания |
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.
Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым в групповых.
Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы.
Причины возникающих между личностью и группой конфликтов связаны:
- с нарушением ролевых ожиданий;
- с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки в связи с нарушением групповых норм).
Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.
Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта
Этапы развития конфликта | Возможности переговоров |
Напряженность, несогласие | переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились |
Соперничество, враждебность | переговоры рациональны |
Агрессивность |
переговоры с участием третьей стороны |
Насилие, военные действия | переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия |
Типы конфликтов представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Типы конфликтов
Тип конфликта | Горизонтальные конфликты | Вертикальные конфликты снизу вверх | Вертикальные конфликты сверху вниз |
Препятствие достижению основных целей совместной трудовой деятельности | Действия одного препятствуют успешной деятельности другого | Руководитель не обеспечивает подчиненным возможности успешного достижения целей деятельности | Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности выполнения основной цели его деятельности |
Препятствие достижению личных целей совместной трудовой деятельности | Действия одного препятствуют достижению личных целей другими | Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения его личных целей | Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем его личных целей |
Противоречие действий принятым нормам | Конфликт поведения и норм в группе | Противоречие деятельности руководителя, его стиля работы ожиданиям подчиненных | Противоречие деятельности подчиненного как носителя определенной социальной роли ожиданиям руководителя |
Личные конфликты | Личная несовместимость | Лидеры и авторитеты коллектива не оправдывают ожиданий последователей | Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров и авторитетов |
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что в вертикальных конфликтах участвуют лица, один из которых находится в подчинении у другого.
В горизонтальных - участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.
На конфликты, имеющие вертикальную составляющую приходится в среднем от 70 до 80% общего их числа. Такие конфликты наиболее нежелательны для руководителя: участвуя в них, он «связан по рукам и ногам». Ибо каждое действие и распоряжение в этом случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя они будут в любом его шаге видеть происки по отношению к оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, то недопонимание с лихвой компенсируется домыслами, преимущественно негативного свойства.
1.2 Функции и причины конфликтов
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д. Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в таблице 1.5.
Таблица 1.5 - Функции конфликтов
Функции конфликтов | |
Позитивные | Негативные |
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
получение новой информации об оппоненте | увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом | представление о побежденных группах, как о врагах |
стимулирование к изменениям и развитию | чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
снятие синдрома покорности у подчиненных | после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
диагностика возможностей оппонентов | сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”). |
Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:
- конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению - субъективные причины;
- конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности.
Конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.
С позиций материалистической методологии социальный конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими детерминантами. Кроме того, конфликт представляет собой сложное комплексное явление, в котором присутствуют социально-психологические аспекты. В то же время, имеется тип конфликтов, которые порождаются главным образом социально-психологическими факторами (внутриличностные конфликты).
У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:
- информационный фактор - это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.;
- структурный фактор - формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения";
- ценностный фактор - те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:
- личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
- групповые системы верований и поведения;
- системы верований и поведения общества;
- ценности всего человечества;
- профессиональные ценности;
- религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
Фактор отношения - удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Внимание на аспектах:
- основа отношений (добровольные или принудительные);
Информация о работе Конфликты, виды, причины возникновения и пути их решения