Коонцепция Нирваны в вопросах Милинды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:51, реферат

Описание

Данная тема заинтересовала меня, поскольку «нирвана», это то состояние, к которому стремится всякий адепт буддизма и рассмотреть то, как это в принципе не поддающееся описанию словом состояние, интерпретируется, объясняется, представляется мне весьма любопытным. Ведь это учение – способ достижения нирваны, и то, что это учение является в действии и практике самым этичным (насколько возможно употреблять это применительно к буддизму) является следствием возможности нирваны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Описание «Вопросов Милинды» как памятника буддийской мысли……. ..4
2.Концепция нирваны в буддизме ………………………………………………8
3. «Нирвана» в «Вопросах Милинды»………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы ……………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Этические учения Востока. Нирвана в вопросах милинды.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Санкт – Петербургский  государственный университет

Философский факультет

Кафедра «Прикладной  этики»

 

 

 

 

 

 

 

Концепция нирваны  в «Вопросах Милинды»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Каяндер  Ольга, студентка III курса

                                                               Дисциплина: Этические учения Востока

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Описание «Вопросов Милинды» как памятника буддийской мысли……. ..4

2.Концепция нирваны в буддизме ………………………………………………8

3. «Нирвана» в «Вопросах Милинды»………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы ……………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рамках курса  «Этические учения Востока» мною была выбрана тема «Учение о нирване в вопросах Милинды». Концепт «нирваны» играет важнейшую роль в буддизме,  в религии, которая  является самой древней среди мировых, а также, на мой взгляд, самой не противоречивой и  самодостаточной.  Вообще феномен того, что это философско – религиозное учение, возникшее в VI в. д.н.э. остается настолько актуальным и востребованным, хоть и не имеет привычных категорий, большинства религий, сейчас поражает. Интересен так же тот факт, что буддийское учение , которое не может рассматриваться в этической парадигме Европы,  по сути, является наиболее «этичным» в действии. Буддизм занимает наиболее  отличную от других мировых религий позицию – это не религия монотеизма или политеизма, да и по правде говоря, не религия вовсе, это учение, которое способствует избавлению от сансары – круга перерождений и смертей, круга постоянной причинности, и, поэтому говорить о буддизме как о религии во въевшемся в нас европейском понимании, и рассуждать категориями европейскими невозможно.

 Данная тема заинтересовала меня, поскольку «нирвана», это то состояние, к которому стремится всякий адепт буддизма и рассмотреть то, как  это в принципе не поддающееся описанию словом состояние, интерпретируется, объясняется, представляется мне весьма любопытным. Ведь это учение – способ достижения нирваны, и то, что это учение является в действии и практике самым этичным (насколько возможно употреблять это применительно к буддизму) является следствием возможности нирваны.

В своей работе я постараюсь кратко описать источник  «Вопросы Милинды», проблему его авторства, время создания и т.п. по комментарию к переводу данного текста Парибка А.В. Далее рассмотреть понимание «нирваны» в буддийской традиции на основе текста Щербатского Ф.И.  и  Радхакришнана, и,наконец, описание нирваны в самом первоисточнике ссылаясь также на комментарии Парибка  А.В.

1. Описание «Вопросов Милинды» как памятника буддийской мысли

 

      «Вопросы Милинды» («Милиндапаньха») - памятник буддийской литературы, созданный около 100 г. до н.э. и входящий в состав Кхуддака – никаи. Наряду с художественной , словесной и   культурно – исторической значимостью этого текста, его выделяет яркая философско – буддологическая мысль. «Вопросы Милинды»  -  текст, написанный в форме беседы между буддийским монахом Нагасеной и греческим царем Милиндой.

        Прежде всего, хотелось бы сказать о его главных героях – монахе Нагасене и царе Милинде. Наиболее общее и охватывающее основные моменты исследование, касающееся их, дано в предисловии к переводу этого текста на русский язык Парибком А.В.

       Э.Бюрнуф (французский ученый – востоковед 19в)   и Э. Харди отождествляют Милинду с греческим царем Менандром правившим примерно в 130-100  гг до н.э.  на территории государства , образовавшегося на Северо – Западе Индии . Об историчности данного персонажа можно утверждать с достаточной вероятностью, так как отчеканенные с его изображением монеты были найдены на современных территориях Афганистана, Пакистана и Северной Индии, также фрагментарные упоминания о нем встречаются в различных текстах греческого и индийского происхождения.  Милинда был весьма выдающимся индо - греческим правителем, человеком образованным и любознательным, здравомыслящим политиком, который, понимал, что, чтобы закрепиться в чужой стране необходимо заручиться поддержкой авторитетного вероучения. Он  расширил греческие границы в Индии, но все же, почитался и самими индийцами, так, например, по свидетельству Плутарха Херонейского (I-II вв.) после кончины Менандра семь городов спорили по поводу того, на чьей земле захоронить его останки  - это свидетельствует о почтении его как праведного царя-покровителя1.

       Буддийский монах Нагасена, в  отличие от Милинды, подробно  не известен в источниках, не  относящихся к самим «Вопросам  Милинды»,  единственное упоминание  о нем можно встретить в 9 главе Абхидхармакошабхашьи автором которой является Васубандху (V в). По его словам, Нагасена был одним из первых, кто высказал невозможность разделять душу и тело, так как попросту этих категорий в буддизме нет. В тибетском варианте буддизма Нагасена является одним из «шестнадцати архатов», якобы личных учеников Будды, проповедовавших его учение в различных странах, но ранебуддийская традиция не упоминает его среди прижизненных учеников Будды . Единственное, что можно утверждать на основе индийских и тибетских текстов – Нагасена был почитаемой в буддийском мире крупной величиной2

Сам текст состоит  из 6 книг, и, как я упоминала ранее  – строится в форме диалога, за исключением первой книги, которая  представляет собой экспозицию остальных. До нас текст дошел в двух версиях – более подробной палийской и краткой китайской (перевод выполнен не позже III в. н. э.), совпадающей с двумя первыми книгами палийского варианта. Встреча царя и монаха происходит в городе «Сагала», ныне Сиялкот. Как говорит А.В Парибок: «Историчность обоих главных персонажей ВМ и сама уникальность фигуры царя-иноземца в индийской литературе делают предположение о реально имевшей место встрече и беседе весьма вероятным. Древнейшие части текста ВМ можно считать, таким образом, обобщенным и преломленным отражением случившегося греко-индийского культурного контакта, своего рода индийской его версией»3. В первой и второй  книгах мы видим особую  манеру поведения царя, способа выражения, что позволяет сделать предположение о создании этой части текста  на рубеже нашей эры. Содержательно во второй книге присутствуют  философские мысли, вносящие немалого нового в буддийскую мысль – по мнению Андрея Всеволодовича. Остальные 4 книги дописаны позднее. Особенной поэтичностью и художественностью выделяется третья книга этого памятника, язык, синтаксис и употребление слов свидетельствуют о знакомстве её автора не только с ранебуддийской философской литературой, но и с древнеиндийской поэтикой, жанр третьей книги уникален, его можно назвать «апологетически – герменевтическими беседами»4. Остальные книги составлены еще позднее и не являются выдающимися из общего ряда. Так, четвертая книга,  не имеющая оригинальных философских положений, может представлять интерес с художественной стороны, а пятая и шестая книги достаточно «провинциальны», по словам Парибка А.В.

Ни в палийской, ни в китайской версиях  первой книги не сохранился пратекст –  описание города, в котором проходит беседа, детство, воспитание Нагасены, беседа Милинды с Аюпалою, встреча главных героев.

Интересным  представляется сама форма изложения – диалог, большое количество повторов в речах собеседников, примеров.

Говоря об элементах  содержательной новизны (как  было сказано  ранее, содержащихся во второй книге) А.В  Парибок выделяет следующие :

1) Впервые способ определения дхармы через «свойство»

2) Научно –  философское достижение Нагасены, определяющего достижение Будды  в изложении аналитически целостности  психики

3) Диалектическая  формулировка категории становления:  «тот, кто становится, - и не тот, и не иной»

4) Положение  о дхармах : все слагаемые (санкары) порождаются по закону  причинно – связного возникновения

5)Опровергается  существование «знатока»

6) Опровергается  существование «души живого существа»

Рассматривая  этот памятник ранебуддийской мысли нельзя не затронуть вопрос о том, в рамках какой школы написано произведение «Вопросы Милинды». В течение полутора тысячи лет ВМ функционируют в рамках тхеравадинской школы, однако А.В Парибок, после рассмотрения некоторых положений тхеравадинской и других школ с непосредственно цитатами из самого текста приходит к выводу, что текст не тхеравадинский и также не принадлежит махасангхикам, школе махишасаха, саутрантика, дхармагуптаков. Скорее всего, текст принадлежит школе кашьяпия, но и это можно утверждать с недостаточной надежностью, поскольку об этой школе известно довольно плохо 5.

Таким образом, «Вопросы Милинды»  - являются одним  из интереснейших памятников буддийской литературы, как с содержательно  – философской, так и с художественной точки зрения. Мне представляются интересны сами герои как представители греческой и индийской культур, особенно различных в плане идейном, а также удивляет  стройность и логичность беседы, которую ведут Нагасена и Милинда, лаконичность и содержательность ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Концепция «нирваны» в буддизме

В энциклопедическом  словаре по этике под редакцией  Гусейнова, В.К Шохиным (российский философ, индолог)   дается такое  определение нирваны : «НИРВАНА (санскр. nirvana, пал. nibbana - затухание, угасание, иссякновение, успокоение) - одна из основополагающих категорий всей буддийской мысли, конечная цель человеческого существования в буддизме (ср. Мокша), осуществление которой равнозначно  радикальному и окончательному уничтожению страдания (духкха), исчерпанности притоков аффектированного сознания (доши), прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов закона кармы. Н., которая осуществима еще при жизни «совершенного» после его «просветления», завершается конечной Н. после распада его последнего тела, именуемой «паринирвана» (пал. parinibbana)»6

Более детальное рассмотрение этого понятия, в идеале, предполагает подробное знакомство с теми историческими и идеологическими особенностями, в которых оно складывалось  и развивалось, а также предполагает характеристику и сопоставление  отдельных школ и их представлений о данной категории, но так как моя работа носит более ознакомительный характер, я постараюсь рассмотреть вышеперечисленные положения в более общем ключе.

Итак, «нирвана» одно из центральных понятий  буддизма, то, ради чего, собственно, и выстраивается путь представителя этого учения.  Буддизм, не был религией, взявшейся ни откуда. Во времена, предшествующие возникновению буддизма (VI-V в. до н.э.) Индия находилась в стадии философского искания. По словам Торчинова Е.А  это было « «осевое время» - время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа»7. Буддизм возник на территории современного штата Бихар ( северо – восточная Индия), где в те времена наблюдался упадок древней ведической религии – наблюдалось недовольство  её излишним формализмом и ритуальностью, а также постоянными конфликтами между брахманами (представителями ведической религии) и кшатриями (кастой воинов) . Это спровоцировало отход от традиционной ведической религии к поиску альтернативы. Появились различные аскетические движения, подвижники, шраманы – люди странствовали в поисках учения, наиболее отвечавшего их духовным запросам; таким же подвижником был и сам Сиддхартха Гаутама ( позднее Будда Шакьямуни). Долгую историю его исканий и метаний, я считаю, можно опустить, так как для понимания концепции «нирваны» более важна идейная парадигма, на основе которой сформировалось столь самобытное учение.  Щербатской Ф.И в книге «Избранные труды по буддизму»  говорит об основных идейных направлениях того времени: материалистах и этерналистах, - первые отвергали любое воздаяние за добродетельные или недобродетельные поступки, а также не верили в существование индивида после смерти, вторые же, этерналисты, придерживались возврата к чисто духовному состоянию. Преемственность и самобытность буддизма в парадигме этих  идейных направлений Индии тех времен, требует отдельного изучения,  после небольшого такого анализа Щербатский приходит к выводу: «Картина мира, которая явилась духовному взору Будды, представляла, таким образом, бесконечное число отдельных мимолетных сущностей, находящихся в состоянии безначального волнения, но постепенно направляющихся к успокоению и к абсолютному уничтожению всего живого, когда его элементы приведены один за другим к полному покою. Этот идеал получил множество наименований, среди которых нирвана было наиболее подходящим для выражения (понятия) уничтожения. Этот термин, возможно, был до-буддийским и относился ранее к брахманскому идеалу растворения индивида в универсальном целом [brahna-nirvan]»8  Но  растворение это не стоит понимать как некий транс. Транс, как измененное состояние сознания, присутствовало во многих идейных течениях того времени, например, в школе санкхья или  же такого состояния могли достигать йоги, практикующие учение  Упанишад, но для буддизма, с характерной ему системой небес, в таком состоянии могут прибывать существа образного или безобразного мира, однако, это не состояние нирваны. Также следует заметить, что растворение это не место бессмертия. Практика и теория буддизма сводятся к уничтожению всех аффектов, жизненных активных сил в абсолюте. Но угасание это не есть место смерти. Хоть в некоторых отрывках, по замечанию Щербатова встречается термин «место бессмертия» , но это не место в смысле какого-то рая, это то состояние, в котором нет ни смерти , нет рождения, оно неизменно и поэтому к нему не может применяться категорий смерти или рождения. 

Буддизм, как  известно, не является однородной религией. И сразу после паранирваны  Будды он разделился примерно на 20 школ, которые образовали две большие группы: стхавиравадинов и махасангхиков, эти две группы дали, в последующем развитие основным школам буддизма : Хинаяне и Махаяне9. Основные идеологические различия, не вдаваясь в подробности, можно свести к двум важным моментам: 1)пониманию идеальной личности и цели буддийского пути а также 2) их учение о природе Будды.  Для  традиции Хинаяны характерна идея личного совершенствования, идеал просветленного – архат, просветления можно достигнуть только монашеской жизнью, т.е архат – святой монах, достигший нирваны. Чтобы достичь нирвану монах должен пройти ряд ступеней: 1) ступень «вступившего в поток, «вступивший в поток» уже не может деградировать и сойти с пути; 2) ступень «единожды возвращающегося» то есть человека, сознание которого еще в одном рождении должно вернуться на уровень мира желаний и 3) ступень «более не возвращающегося» (анагамин), святого, чье сознание отныне будет всегда пребывать в состоянии медитативного сосредоточения на уровне миров форм и не-форм Практика анагамина завершается вступлением в нирвану «без остатка» (анупадхишеша нирвана). Что касается природы Будды, то Хинаяна считает его реально существовавшим человеком,  наделенным святостью и добродетелями, обредшим главный плод архатства -  нирвану, и, следовательно, его нет в этом мире, да и для него этого мира нет, поэтому совершать какие-то ритуальные поклонения и прочие действия по отношению к нему бессмысленно. Махаяна придерживается иных положений по этим же вопросам. Во –первых идеалом личности является не архат, а бодхисатва, стремящийся к пробуждению и спасению всех живых существ на земле. И целью этого пути становится не нирвана, а «бодхи» - пробуждение. Также Будда для махаянистов не только человек, пробужденный, но и метафизическая реальность. Природа Будды – истинная природа всех дхарм, всех явлений.  Отсюда, вытекают различия в понимании нирваны между Хинаяной и Махаяной, а именно: Махаянисты настаивают на том, что та нирвана к которой стремятся Хинаянисты не истинная нирвана , они достигают лишь определенной ступени медитативного состояния, но не истинной нирваны. Они сосредотачиваются на себе и следовательно не могут постигнуть истинную природу нирваны. Для Махаяны присуще отождествлять нирвану с сансарой, где сансара лишь иллюзорный аспект нирваны, так, например Торчинов Е.А в лекциях по буддизму, по этому поводу, приводит пример с веревкой, принятой по ошибке за змею, веревка – это нирвана, а змея – это сансара.  Следовательно, Хинаяна говорит о достижении «нирваны без остатка» - окончательного освобождения от круговорота смертей и рождений, достигаемого после смерти физического тела. Под этим понимается  «уничтожение» — ликвидация объектов влечения; «отвержение» — ликвидация все аффектов; «устранение» — ликвидация всех прочих «загрязнений» (клеша). Устранение достигается благодаря полному успокоению сознания и интуитивному постижению В Махаяне говорится нирвана понимается как состояние, когда прошлое, настоящее и будущее более не сознаются прекращается различение; прекращается  восприятие чувственных объектов; разрушаются представления о существовании познающего и познаваемого; разрушается самость живого существа, искореняется праведность и неправедность; разрушаются  «омрачения» с помощью знания.10

Информация о работе Коонцепция Нирваны в вопросах Милинды