Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:25, реферат
Человек, как в первую очередь, существо социальное (правильно выразились, надеемся), нуждается в общении и отношениях (дружеских, семейных, деловых, личных и т.д.). Это общение включает себя разные варианты поведения, разные подходы к людям, и, в зависимости от того, с какой целью вы общаетесь, различные, соответственно, способы воздействия. В этой работе мы рассмотрим манипуляции в общении. Признаться, психология, кто бы что не говорил, наука сложная и разобраться в ней весьма непросто.
Вступление
Глава 1. Манипуляции в общении
Глава 2. Практика противодействия
Глава 3. Приемы влияния на деловых партнеров (аттракция)
Заключение
Список использованной литературы
Реферат
Выполнили: Абдуллаева Марина, Задумова Мария, 1 курс, ДМК-101.
Содержание:
Вступление
Глава 1. Манипуляции в общении
Глава 2. Практика противодействия
Глава 3. Приемы влияния на деловых партнеров (аттракция)
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
Человек, как в первую очередь, существо социальное (правильно выразились, надеемся), нуждается в общении и отношениях (дружеских, семейных, деловых, личных и т.д.). Это общение включает себя разные варианты поведения, разные подходы к людям, и, в зависимости от того, с какой целью вы общаетесь, различные, соответственно, способы воздействия. В этой работе мы рассмотрим манипуляции в общении. Признаться, психология, кто бы что не говорил, наука сложная и разобраться в ней весьма непросто. Каждое задание по этике и ПДО несет в себе массу полезного и, с помощью выполнения таких заданий, мы пытаемся постичь суть человеческой психологии (ну, или хоть разобраться в ней). По этой теме можно немало написать своих мыслей, но, полагаем, пора перейти к фактам и говорить по существу, поэтому мы через несколько мгновений двинемся к главной части.
Структура работы обычная. Состоит она из трех частей. Первая – вступление, с которым вы в данный момент имеете довольствие знакомиться, вторая - главная часть, к которой мы сейчас перейдем. В ней мы попытались как можно интересней и понятней подобрать материал, изучив литературу, список которой дается в конце, как обычно. И, в конце, как обычно, выводы, подтверждающие, что теперь мы, вероятно, не очень глубоко, но все же разбираемся еще в одном вопросе, что само по себе замечательно.
Глава 1. Манипуляции в общении и их нейтрализация
Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. В процессе общения мы, так или иначе, воздействуем друг на друга, используя «простые» методы: уговариваем, приукрашиваем, скрываем, обманываем и т.д. В отличие от этого, прямая манипуляция связана с более сложными действиями, направленными на собеседника. Конечная цель манипулятора — удовлетворить исключительно свои собственные интересы без учета потребностей другой стороны. Механизм применения подобных тактик часто строится на изучении личностных особенностей «жертвы» и ее способности к самоконтролю. Манипулятор, словно кукловод, может дергать за ниточки, управляя человеком. Как для эйчара, так и для руководителя любого уровня, контактирующими с большим количеством людей, актуальным становится способность распознать манипулятивное воздействие и уметь ему противостоять.
Манипуляция как способ оказать
скрытое психологическое
Среди основных приемов манипуляции, целью которых является прямое вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют:
Существует три основных метода нейтрализации этих и других техник психологической манипуляции в деловом общении.
Если вы заметили в процессе общения с кем-либо какие-нибудь из перечисленных выше признаков, вполне вероятно, что на вас пытаются оказать давление. Весьма показательными признаками того, что вами манипулируют, являются, например, такие:
И, думаю, еще несколько способов такой хитрой тактики не помешают в рамках данной работы, направленной на рассмотрение этой темы. Вот они:
Чрезмерная любезность
Коллега предлагает вам небольшую «инициативную» услугу со словами: «Да что вы, это пустяки», «Мне это ничего не стоит», «Я очень рад вам помочь». После чего вам будет неловко отказать, когда он попросит сделать для него в 10 раз больше. Анализируйте любые просьбы и предложения, особенно под маской «чрезмерной любезности». Вы всегда можете вежливо отказаться от просьбы, если она противоречит вашим интересам, и если ваш друг действительно искренен в стремлении способствовать вашей работе, он это поймет.
Есть только один выход
Суть этой тактики сводится к тому, чтобы заставить человека поверить в предложенный выход из ситуации как единственно возможный. Манипулятор провоцирует у вас чувство безысходности такими фразами, как «это наш последний шанс», «многие уже обожглись, поэтому надо поступить только так». В результате вы начинаете все воспринимать исключительно в тревожном ключе и теряете видение ситуации в более широкой перспективе, не учитываете другие и, возможно, более конструктивные варианты развития событий.
В такой ситуации важно сохранять спокойствие. Тщательно рассматривайте доводы, аргументы, доказательства, предположения о последствиях, выдвигаемых собеседником в пользу своего предложения. И только после этого принимайте решение.
Висящая морковка
Основная цель этой тактики — создать у вас впечатление, что желанное соглашение почти достигнуто, «почти в руках», но тут вводится «еще одна мелочь», которую надо утрясти, и все повторяется снова. В практике деловых бесед такой прием называют «висящей морковкой». Вы делаете шаг, чтобы ее схватить, предвкушая заключение желанного соглашения, но «морковка» снова удаляется еще на один шаг. Ваш оппонент просто играет на вашей нетерпеливости, добиваясь от вас серьезных уступок. Не впадайте в самообман, что соглашение почти у вас в кармане, а продолжайте деловую беседу, опираясь на свои интересы вплоть до достижения поставленных вами задач.
Провоцирование защитной позиции
Основная цель манипулятора, выбравшего
эту тактику — ослабить вашу решимость
следовать своим целям. Ее основной
признак — во время беседы вы
вынуждены постоянно объяснять,
оправдывать и обсуждать
Безусловно, проще всего сводить общение с теми, кто постоянно давит и навязывает свою точку зрения, к минимуму. Но на работе так сделать не получится. Тем не менее, помните о том, что не надо бояться отстаивать свои права, задавать больше вопросов. Самая легкая добыча для манипулятора — это человек, стесняющийся сказать «нет». В трудной ситуации берите дополнительное время на анализ и обдумывание решения. Очень действенным способом прерывания манипуляции является выведение манипулятора на «чистую воду», когда вы прямо спрашиваете о его намерениях: «Вы сейчас рассказали, про вашу ситуацию... Я правильно понимаю, что вы не сдадите сегодня отчет?», «Говорите мне прямо, что вы хотите?».
Важно следить за своими ощущениями во время деловой беседы. Если вы стали испытывать раздражение, появилось ощущение того, что попали в ловушку, главное оставаться эмоционально нейтральным и не вестись на манипуляцию. Знайте о своих слабостях, но не давайте на них играть.
Глава 2. Практика противодействия
Конечно, не любой сможет воспротивиться
умелому и хитрому
Противодействие:
Всем приятно слышать похвалы в свой адрес. Следует, однако, помнить, что практические шаги в обмен на пусть даже очень приятные слова — слишком неравнозначный обмен.
Если к вам обращаются даже с очень грубой лестью — не противоречьте партнеру. Делайте вид, что приняли высказывание за чистую монету. Если вам тонко льстят, поблагодарите, скажите, что вам приятна такая оценка. Помните, что лесть от комплимента отличается наличием или отсутствием фактов. Комплимент — позитивная оценка реального факта, а лесть выдает желаемое за действительное. Не стоит уличать собеседника. Сделайте вид, что попались на удочку, но старайтесь трезво рассматривать предложения исходя из их выгодности для вашего бизнеса.
Противодействие:
Если вы сомневаетесь в возможности выполнить взятые на себя обязательства, не берите их, даже если вы очень заинтересованы в заключении договора. Помните, что деловая репутация — дороже всего и лучше сразу оговорить свою зону ответственности. Следует также обратить внимание на соизмеримость указанных в договоре санкций ущербу сторон при невыполнении условий договора. Такие санкции не должны быть скрытой ловушкой. Безусловно, всегда интересно проверить свои силы — появляется азарт, желание доказать себе и партнеру, что ваши возможности велики. Однако будьте осмотрительны, считайте выгоду от подобных предложений, не беритесь за заведомо рискованные мероприятия без особой на то необходимости. Расчет и еще раз расчет.