Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:11, контрольная работа
Марксистская этика – научная этика, которая выводила мораль из объективных социальных отношений, рассматривала её как специфическую форму сознания или особый способ освоения действительности, имеющего классовую основу. Специфическую научную этику разрабатывает неопозитивизм, который считает, что предметом научной этики может быть лишь язык морали и этики, а не сама мораль. Подобная этика получила название «метаэтики».
Существуют и возражения против концепций «научной этики». Наиболее серьёзная критика представлена эмотивизмом как одним из направлений неопозитивистской теории морали.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
в г. Набережные Челны
Кафедра «Философия»
Специальность: 100100.62-Автосервис
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»
на тему: «Марксисткая этическая теория»
Выполнил: студент гр.4228-с
Фахразиев И.Г.
Проверил: доцент Каримова Э.А.
г. Набережные Челны
2013 г
Введение
Марксистская этика – научная этика, которая выводила мораль из объективных социальных отношений, рассматривала её как специфическую форму сознания или особый способ освоения действительности, имеющего классовую основу. Специфическую научную этику разрабатывает неопозитивизм, который считает, что предметом научной этики может быть лишь язык морали и этики, а не сама мораль. Подобная этика получила название «метаэтики».
Существуют и возражения против концепций «научной этики». Наиболее серьёзная критика представлена эмотивизмом как одним из направлений неопозитивистской теории морали.
Главный аргумент эмотивизма касается сущности нравственных ценностных суждений. Здесь утверждается, что все ценностные суждения являются прескрипциями, а не дескрипциями, т.е. они выражают наши субъективные установки или эмоции, а не обозначают нечто объективное. Однако эта точка зрения не объясняет возможность моральной аргументации, споров, - они тогда просто становятся бессмысленными, ибо все суждения равнозначны. Целые пласты бытия как, например, природная и социальная сферы оказываются «обесцененными».
Этические учения, отстаивающие тезис о дескриптивности ценностных суждений, т.е. о том, что они описывают нечто объективное в морали, предстают более правдоподобными. Они объясняют большее количество моральных явлений, и им следует отдать предпочтение. Эмотивизм ведёт к релятивизму и нигилизму как этическим учениям, утверждающим, что в сфере морали всё относительно, и что нет абсолютных, общечеловеческих ценностей добра.
Русская и европейская философия: пути схождения
Когда речь заходит о взаимосвязи
между отечественной и
В СССР этика своей научно-
И это составляет основную трудность ее изучения, поскольку практически невозможно указать одного автора, который был бы наиболее полным и адекватным выразителем того, что может быть названо «марксистская этика в СССР». В конечном счете, все были марксистами, но: с одной стороны, занимались различными этическими вопросами, с другой — по одним и тем же проблемам имели собственную, отличную точку зрения. В связи с этим, предлагаемое изложение особенностей марксистской этики советского периода носит «панорамный» характер, главной задачей которого состоит в том, чтобы выявить существовавшую в ней философскую парадигму, выражавшейся в общности философско-методологического подхода к постановке и способу решения этических проблем и показать то, что существовавшие в ней теоретические конструкции находились в русле общемирового движения этической мысли.
Марксистская этика в России
Состояние марксисткой этики в России советского периода было сложным и своеобразным, что в значительной степени было обусловлено отношением к морали в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других теоретиков марксизма. С одной стороны, этика как часть философии выполняла идеологическую функцию быть оружием классовой борьбы, доказывать преимущество социалистической общественной системы и образа жизни, стремиться обосновывать коммунистический идеал.
С другой, она претендовала, как
и вся марксистско-ленинская
Только после принятия в 1961 г. Программы КПСС, в которой был сформулирован «моральный кодекс строителя коммунизма», этика была включена в научно-учебный процесс, появились курсы лекций, учебники, стали создаваться кафедры этики в высших учебных заведениях и академических структурах, что в свою очередь стимулировало научно-исследовательскую деятельность. Но такое отношение к этике было обусловлено не только идеологическими установками (хотя их и нельзя не учитывать), сколько общим состоянием мировой этики в философии ХХ века. Является ли этика наукой? Как нравственность может быть предметом научно-философского анализа? — вот те вопросы, который оказались в центре внимания философов во всем мире. Суть проблемы может быть лучше всего выражена выдающимся советским этиком О.Г. Дробницким: «Такие формы общественного сознания как философия и нравственность, казалось бы, весьма далеко отстоят одна от другой… Представляется, будто у философии и морального сознания не может быть прямых связей, корреляций и параллелей». Для понимания своеобразия постановки и способа решения этого и подобного вопросов в советской теоретической этике необходимо в предельно общих чертах обрисовать ее философско-методологические основания.
Нравственность в
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения—производственные отношения, которые соответствуют, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества вступают в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они развивались. Из форм развития они превращались в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.
С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между производственными силами и производственными отношениями.
Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления.
В общих
чертах, азиатский, античный, феодальный
и современный, буржуазный, способы
производства можно обозначить, как
прогрессивные эпохи
В этом отрывке отчетливо виден
источник своеобразного отношения
к этике как науке в
Поэтому анализ тех отношений, которые скрываются за моральными понятиями, идеями и концепциями, так называемое, «срывание всех и всяческих масок» при требовании отсутствия морализаторства было одной из существенных задач в советской этике. В своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс особенно подчеркивали то обстоятельство, что они занимаются научным вскрытием реальных общественных отношений буржуазного общества, а не моральной критикой капитализма. С другой стороны, в марксизме в качестве существенной части было учение о классовой борьбе и, что особенно подчеркивалось в советском марксизме, идея о социальной, преимущественно насильственной революции.
А для того, чтобы поднять народные массы на революционные преобразования, необходимы были соответствующие, в том числе и нравственные идеалы, ибо только тогда, по выражению самого К. Маркса, идеи превращаются в материальную силу. Именно подобная двойственность требования отказа от морали в научном отношении и одновременно ее необходимость в рамках революционного романтизма для процессов социального преобразования и создавала такое противоречивое отношение к этике в философии советского периода. Сложность сочетания ориентации на научную дескриптивность и одновременно на прескриптивно- ценностный подход определяло поле деятельности советской этики, которая этой своей проблематикой оказывалась в русле основных морально-теоретических дискуссий ХХ века (проблема сущего — должного).
Нравственность как форма
Материалистическое понимание
истории как теоретико-