Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:11, контрольная работа
Марксистская этика – научная этика, которая выводила мораль из объективных социальных отношений, рассматривала её как специфическую форму сознания или особый способ освоения действительности, имеющего классовую основу. Специфическую научную этику разрабатывает неопозитивизм, который считает, что предметом научной этики может быть лишь язык морали и этики, а не сама мораль. Подобная этика получила название «метаэтики».
Существуют и возражения против концепций «научной этики». Наиболее серьёзная критика представлена эмотивизмом как одним из направлений неопозитивистской теории морали.
Поскольку в марксистской философии
отрицались абсолютность морали, вечность
и неизменность нравственных норм и
ценностей, и они рассматривались
как элемент более сложной
системы общественно-
Происхождение нравственности
Дискуссии по поводу происхождения
нравственности как своеобразного
духовно-практического
Суть проблемы можно сформулировать следующим образом. Нравственность представляет из себя, с одной стороны, нормативно-долженствующую область человеческой деятельности, предписывающей каждому человеку в отдельности или каким-то социальным группам определенным способ поведения, с другой стороны, предполагает ценностно-эмоциональный способ отношения человека к окружающему миру. В результате такой двойственной природы нравственности в мировой этике конца XIX-ХХ в. сложилось два направления, которые находились (и в некоторых отношениях, до сих пор продолжают находиться) в теоретическом конфликте: этика ценностей (феноменологическая этика эмотивизм) и этика норм. В ходе анализа этой теоретико - методологической проблемы в советской этике сформировалась точка зрения о взаимной обусловленности ценностей и норм. «Вообще говоря, модусы долженствования и ценности в морали обратимы: всякое предписание можно обосновать посредством оценки и наоборот, оценка поступка может быть обоснована ссылкой на норму.
Вопрос в том, что является определяющим в конечном итоге. Примечательно, что теоретики в области этики, делающие упор на деятельно-регулятивный характер морали, обычно подводят оценку под понятие предписания, тогда как мыслители, усматривающие в морали прежде всего особое воззрение на мир, чаще всего подчиняют императивы понятию ценности». Эту точку зрения разделяло большинство исследователей советского периода, но только в том случае, когда речь шла о существовании нравственности в ее ставшем, развитом виде, а не в вопросах ее происхождения.
Проблема «сущего – должного»
Для понимания существа этого решения имеет смысл снова обратиться к своеобразию понимания проблемы сущего — должного, сложившегося в советской марксистской этике, в частности, в концепции О.Г. Дробницкого. Как уже отмечалось, в силу ориентации советской философии на научность, эта дилемма рассматривалась в виде рационально-целесообразной форме. О.Г. Дробницкий интерпретирует должное как выражение неудовлетворенности человеком существующим социальным и нравственным порядком, сложившимися в ходе исторического развития нормами поведения. Последнее трактуется им как обычай, традиционно-общепринятая форма поведения, в рамках которой осуществляются фактические действия людей.
А нравственное долженствование есть
субъективно-эмоциональная
Ведь если признать (как это признается в марксизме), что существующий социальный порядок есть результат объективных (то есть не зависящих от воли и сознания людей) законов всемирно-исторического развития, и что человек есть так же результат этого развития (в конечном счете, этого же социального порядка), то становиться непонятным, как существующий порядок, те общественные отношения, в которых сформировался сам человек и его представления о мире, в том числе и о нравственности, может быть подвергнут человеком критике, а тем более отрицаться? Иными словами, что является исходной точкой, источником критериев критического отношения человека к собственному бытию, выступающего неотъемлемым моментом нравственного мировоззрения? Разделяемый большинством советских этиков ответ на этот вопрос выглядит следующим образом: «Долженствовательная форма, присущая моральным требованиям, в частности, имеет тот смысл, что они обосновываются посредством более глубинных исторических детерминант бытия человека, нежели отношения обычая, повседневных социальных взаимодействий и внешних влияний обстоятельств». В этом положении видно, как в советской марксистской этике осуществлялась попытка представить в диалектическом единстве необходимость и свободу, внутреннюю и внешнюю детерминацию поступков и их нравственных оценок.
Заключение
Разделение морали на общественную и индивидуальную позволило в советской этике поставит вопрос о субъекте морали. Это может быть как та или иная социальная группа людей, так и отдельный индивид. Природа индивидуального морального сознания, его структура и функции так же были предметом исследования в советской этике.
Существенным оказывается то, что
человек в рамках своей жизнедеятельности
является одновременно как творцом
общественных и нравственных отношений,
так и их результатом. Соответственно,
в марксизме особо
Это обстоятельство было значительно
усилено ценностно-
Но если допустить реальность достижения такого общественного состояния, то нравственность, как нормативно-ценностное и в то же время критическое отношение к этому состоянию потеряет свое основание, ибо, по предположению марксизма, в коммунистическом обществе будут отсутствовать те социальные антагонизмы, которые являются объективными условиями существования морали. Наступит реальное слияние сущего, как фактического способа человеческого поведения, и должного, отвечающего насущным требованиям бытия человека.
Список литературы
.