Мораль и право в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:11, реферат

Описание

Особое место в формировании духовного мира личности. Ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали,
которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности.

Содержание

Введение
Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
1.1 Понятие права
1.2 Понятие морали
Глава II. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
2.1 Единство и различия
2.2 Взаимодействие и противоречия: право, мораль, общество, государство.
2.3 Проблемы соотношения права и морали
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)


 Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Заочный факультет

Факультет подготовки бакалавров права

Кафедра Философии и социологии

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу  «Профессиональная этика юриста»

Тема 1. Мораль и право в жизни человека и общества

 

Вариант 2. Мораль и право: их единство и взаимодействие,

отличия и противоречия.

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент 5 курса

 

Руководитель

____________________

 

_____________________

 

 

 

 

г.Екатеринбург, 2011 г.

 

Содержание

 

Введение

Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

 1.1 Понятие права

1.2 Понятие морали

Глава II. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

2.1 Единство и различия

2.2 Взаимодействие и противоречия: право, мораль, общество, государство.

2.3 Проблемы соотношения права и морали

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Особое место в формировании духовного мира личности. Ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали,

которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности.

         Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

          Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются   общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

         Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности   охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает   из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

         Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную. 

           Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных

отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

           Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.

  Общество – совокупность исторически сложившихся социальных форм совместной деятельности людей. При взаимодействии групп или индивидов возникают отношения, которые необходимо регулировать. Их регуляторами выступают социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Их появление связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью предмета регулирования - общественных отношений. Наиболее распространенная классификация следующая: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, обычаи и традиции и другие.

Все виды социальных норм тесно переплетены между собой, но приоритетный интерес для юридической науки представляют право и мораль.

Еще древние философы указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения. С древнейших времен перед юристами, политиками, да и просто перед рядовыми гражданами часто вставал вопрос о соотношении морали и права в нашей жизни. По этому поводу всегда велось множество дискуссий и существовало множество теорий. Знаменитейшие деятели юриспруденции, политики, этики и многих других наук вступали в жаркие споры, но так и не пришли к однозначному мнению.

Актуальность данной темы заключается в следующем: вопрос о сущности и соотношения права и морали до сих пор остается в центре внимания в современной правовой и политической мысли. Право вторгается в наиболее значимые, жизненно важные сферы общественного регулирования, со временем охватывая все больший спектр социальных связей. В то же время мораль пронизывает практически все многообразие отношений между людьми, неизбежно закрепляясь при этом во многих правовых нормах.

Предмет работы – право и мораль, их соотношение. Цель моей работы – выявить связь права и морали, каждую сторону двух многогранных явлений. Для достижения этой цели я постараюсь разрешить следующие задачи:

- изучить общие положения о праве и морали, а именно дать понятие категориям право и мораль, а также обозначить их сущность;- раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различие, взаимодействии и противоречии.

- установить причины проблем, возникающих при соотношении права и морали.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. Поэтому от понимания права и морали, их сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.

В своей работе я не стал разграничивать мораль и нравственность, и исходил из того, что эти понятия равнозначны. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. Что же касается этики, то это особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе определенные оценочные критерии.

 

Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

 

1.1 Понятие права

 Право – сложное многогранное и многоаспектное явление. Оно принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.

Пытаясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Еще И.Кант заметил: «Юристы до сих пор ищут свое определение права».

По мнению Павла, право употребляется, по меньшей мере, в двух смыслах. Во-первых, «право есть искусство добра и справедливости», т.е. естественное право. Во-вторых, право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве», т.е. цивильное право. Будучи «регулирующей нормой политического общения», право, как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить «критерием справедливости». Для того чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно понять, с чем, с какими явлениями оно связано и откуда оно исходит.

По мере развития общества и государства у людей менялось представление о праве. Появилось множество различных трактовок данного феномена, сложились целые школы, направления, доктрины, так или иначе объясняющие сущность, природу, назначение права, его роль в жизни общества.

Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами – экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными и др. Наиболее важным фактором, как показывает опыт, является все же экономическая необходимость, которая чаще всего оказывает на общественные процессы решающее детерминирующее воздействие.

«Люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобно тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства», - указывал Ф. Энгельс.[1] Право возникает как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.

Плюрализм определений права и его сложная природа обусловили возникновение различных правовых школ, которые оказали влияние на развитие правовой мысли. Наибольшее распространение из них получили следующие:

1)  естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.);

2)  историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.);

3)  нормативистская – право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.);

4)  материалистическая – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.);

5)  психологическая – право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.);

6)  социологическая – право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.)

Важную роль в формировании представления о сущности и содержания права, а также в его определении играют такие факторы, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что право есть регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Право может служить интересам определенных слоев, групп общества. В зависимости от этого при определении сущности права выделяют несколько подходов.

1) классовый – право представляет собой систему гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;

2) общесоциальный – право выражает компромисс между классами, различными социальными слоями общества;

3) религиозный – в нормативных актах доминируют интересы религии;

4) национальный – право является выражением интересов определенной нации;

5) расовый – интересы определенной расы стоят на первом месте.

Общепризнан тот факт, что в социальном плане право никогда не является абстрактным. Согласно положению «Манифеста Коммунистической партии», право есть «возведенная в закон воля господствующего класса». Об этом свидетельствует история развития права, которое освещает и закрепляет неравенство людей: неравенство рабовладельца и раба, феодала и крепостного, работодателя и работополучателя. Однако сегодня положение «Манифеста» неприемлемо.

Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных групп, слоев, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие правовые акты, которые становятся обязательными для всех, кому они адресованы.

Информация о работе Мораль и право в жизни человека и общества