Мораль и право в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:11, реферат

Описание

Особое место в формировании духовного мира личности. Ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали,
которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности.

Содержание

Введение
Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
1.1 Понятие права
1.2 Понятие морали
Глава II. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
2.1 Единство и различия
2.2 Взаимодействие и противоречия: право, мораль, общество, государство.
2.3 Проблемы соотношения права и морали
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу. Р. Иеринг считал целью права «…выравнивание интересов и нахождение равновесия между ними». Русские дореволюционные юристы, в частности, Н.M. Коркунов, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и другие также видели назначение права в разграничении и гармонизации интересов и запросов людей.

Главная миссия права – быть объективным, справедливым и властным регулятором общественных отношений, участники которых и являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Вообще право никогда не может добиться полного стопроцентного согласия с собой: оно не может отвечать интересам всех сразу, но оно должно стремиться к данной цели. Задача права – развязывать узлы социальных противоречий. В этом состоит залог эффективности и социальной значимости права, его ценность как элемента культуры человека.

В юридической науке и практике принято различать право в объективном и субъективном смысле. Суть этих двух значений проста. Под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах государства (конституциях, законах, кодексах и т.д.), не зависящих от каждого отдельного индивида. Под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.

Различие между правом в объективном и субъективном смысле сложилось в науке давно, оно проводилось еще в римской юриспруденции, а затем в последующих правовых системах Европы и США. Идея двух видов права заложена в естественно-правовой доктрине. Существование двух понятий права порождало споры. Трудность состоит в том, что два разных явления обозначаются одним словом – «право».

Субъективное право принадлежит субъекту, зависит от него, а объективное – не только не принадлежит, но и не зависит. Субъективное право субъективно в том смысле, что оно связано с субъектом и обусловлено его волей и сознанием. Объективное право объективно в том смысле, что оно не приурочено к конкретному субъекту и не связано с его волеизъявлением и личным усмотрением. Разграничение двух понятий права необходимо, каждое из них призвано выполнять важные операционные, аналитические, познавательные, прикладные и социально-регулятивные функции. Перед нами – базовые, основополагающие категории правоведения.

Можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.

1) связь с государством – правовые нормы исходят от государства как официального представителя всего общества, они применяются и обеспечиваются государственной властью. Между правом и властью существует тесная взаимосвязь: власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно.

2) нормативность – право состоит из норм, т.е. общих правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

3) общеобязательность – право непререкаемо и обязательно, в нем заложен момент императивности. Это властный социальный институт, с которым должны считаться участники общественной жизни и соотносить свое поведение. (Следует различать понятия «общеобязательность» и «общеохватность»).

4) волевой характер – право реализуется через волевую деятельность индивидов, это продукт их сознания и воли. Оно служит формой выражения государственной воли общества, различных его слоев, групп, структур. Право немыслимо вне волевой сферы жизнедеятельности людей и их коллективов.

5) формальность – право имеет внешне выраженную письменную форму, его нормы фиксируются в соответствующих юридических актах.

6) системность – право представляет собой упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль. Это не хаотическое нагромождение норм, а строго согласованная целостная система.

Исходя из вышесказанного, право можно определить как совокупность общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, прав человека и направленных на урегулирование общественных отношений в целях нормального развития и функционирования общества.

Но в юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права, а тем более, однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен. Американский юрист Лоренс Фридман заметил: «Право имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время». Считаю необходимым также отметить, что теория познания не исключает возможности нескольких определений одного и того же явления.

Наличие множества определений права, сформулированных под воздействием жизненных обстоятельств и отражающих различные стороны правовой жизни и подходы к ней, следует рассматривать как явление, несомненно, положительное. Это позволяет взглянуть на определение права сквозь призму веков, отразить в нем наиболее важные стороны и черты не только для одной исторической эпохи, но и для ряда других эпох, увидеть право не только в статистике, но и в динамике. Существование множества определений права свидетельствует о глубине и богатстве государственно-правовой мысли, об огромном разнообразии знаний о праве, накопленных авторами – теоретиками и практиками за тысячелетия его исследования.

 

1.2 Понятие морали

 Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности.

Слово «мораль» происходит от латинского «moralis» - нравственность. Однако считаю, что эти термины не следует отождествлять. Мораль – это нормы нашего сознания, а нравственность – реализация этих норм через различные поступки. Для ясности приведу пример. Курящий человек понимает, что его занятие аморально, приносит ему только вред, но не перестает курить. Его действие можно назвать безнравственным, но не аморальным.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе всеобщее, что составляло ценностные основы общества, в которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Содержание морали заключается в моральных нормах, ценностях, принципах, нравственном идеале.

Моральные принципы - главный элемент в системе морали. Это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность.

Моральные нормы — конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.

Моральные нормы как разновидности социальных нормативов в зависимости от способа оценки подразделяются на два типа:

1) требования — запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.);

2) требования — образцы (будь храбрым, ответственным и т. д.).

Моральные ценности — общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий.

Нравственный идеал — это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

Содержание морали со временем менялось, она отражала устремления различных социальных групп, слоев, классов, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды. То, что в средневековье было моральным, сегодня может оказаться аморальным. Это свидетельствует о гибкости морали.

Мораль, подобно праву, имеет свою структуру. Она включает в себя несколько элементов.

1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

2. Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей. Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству.

3. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являeтся результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

4. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Мораль призвана регулировать поведение человека, воздействуя на его сознание. Функции морали – это основные пути (каналы) воздействия на сознание человека, выражающие роль морали в упорядочении общественных отношений.

1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственного поведения.

4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

Особую роль в морали играет этика. Этика (греч. - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин "этика" был введен Аристотелем. В последующем многие философы пытались по-своему объяснить моральную этику.

Наиболее интересным представляется учение И. Канта. Моральная философия И. Канта знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта — выявить «чистоту» морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на «понятия чистого разума», избирая умозрительный путь построения моральной теории. Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Уже в этом высказывании отчетливо просвечивается основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.

Информация о работе Мораль и право в жизни человека и общества