Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа
Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову « mos» (множественное число «mores») , обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
1. Введение. 2
2. Сущность и структура морали. 3
3. Истоки нравственности и социальная сущность морали. 4
4. Функции морали. 7
5. Заключение. 12
Список использованной литературы. 13
Содержание:
1. Введение. | 2 |
2. Сущность и структура морали. | 3 |
3. Истоки нравственности и социальная сущность морали. | 4 |
4. Функции морали. | 7 |
5. Заключение. | 12 |
Список использованной литературы. | 13 |
Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову « mos» (множественное число «mores») , обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Мораль
возникает и развивается на основе
потребности общества регулировать
поведение людей в различных сферах их
жизни. Мораль считается одним из самых
доступных способов осмысления людьми
сложных процессов социального бытия.
Коренной проблемой морали является регулирование
взаимоотношений и интересов личности
и общества. Моральные идеалы, принципы
и нормы возникли из представлений людей
о справедливости, гуманности, добре, общественном
благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало
этим представлениям, объявлялось моральным,
противоположное - аморальным. Иными словами,
морально то, что, по мнению людей, отвечает
интересам общества и индивидов, то, что
приносит наибольшую пользу. Естественно,
что эти представления менялись от века
к веку, и, кроме того, они были различны
у представителей различных слоев и групп.
Отсюда же проистекает специфичность
морали у представителей различных профессий.
Все сказанное дает основание говорить,
что мораль имеет исторический, социально-классовый
и профессиональный характер.
2. Сущность и структура морали.
Сфера деятельности морали широка, но тем не менее богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:
- индивида и общества;
- индивида и коллектива;
- коллектива и общества;
- коллектива и коллектива;
- человека и человека;
- человека к самому себе.
Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и
реализовывать
общественные требования, принимать
решения, вырабатывать для себя правила
жизни и оценивать происходящее. Здесь
встает проблема соотношения свободы
и необходимости. Правильное определение
общего основания морали еще не означает
однозначного выведения из него конкретных
нравственных норм и принципов или непосредственного
следования индивида «исторической тенденции».
Нравственная деятельность включает не
только исполнение, но и творчество новых
норм и принципов, нахождение наиболее
отвечающих современности идеалов и путей
их осуществления.
3. Истоки нравственности и социальная сущность морали.
Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые «складывают» эту науку.
Моральная деятельность - важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента:
Например, два приятеля, работники Кислородного завода, сидели у испарителя.
Стояло жаркое лето. Один из них сказал: «Хорошо бы сейчас охладиться!». Другой быстро отвернул заслонку, в результате чего сказавший был заживо заморожен вырвавшимися парами кислорода.
Казалось бы, в данном случае нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Здесь мотивация является на первый взгляд неадекватной совершенному деянию. Это деяние скорее можно назвать безмотивным, однако «свернутость мотива», его ситуативная обусловленность не означает его отсутствия. В данном импульсном действии не было преступной цели и соответствующего мотива, но здесь сработала стереотипная готовность действовать легкомысленно, бездумно, под влиянием отдельных изолированных представлений.
2. Результат, материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.
3.
Оценка окружающими, как
Следовательно, поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может быть моральным, аморальным или внеморальным, но, тем не менее, поддающимся оценке. Например, поднять подразделение в атаку морально, но если атака безрассудна и приведет к бессмысленной гибели, то этот поступок не только аморален, но и преступен.
Моральные (нравственные) отношения - отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.
Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения эти категории в вопросах этики имеют первостепенное значение. Аристотель впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие «намерение», понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления («Никомахова этика», книга III, гл.4, 5, 6, 7).
Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что во власти человека, оно касается средств достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например), и направлять на то, что вне нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании), касается целей человека. Рациональное зерно мысли Аристотеля, согласно которой намерение касается средств, а воля целей человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило, цели осуществимые, реальные, взятые в единстве со средствами их достижения.
Намерение
также не есть представление. Первое
всегда практически ориентировано, выделяет
в мире только то, что во власти человека,
второе простирается на все: и на вечное,
и на невозможное; первое различается
добром и злом, второе истинностью и ложностью;
первое есть указание к действию, говорит
о том, чего добиваться и чего избегать,
что делать с предметом; второе анализирует,
что такое сам предмет и чем он полезен;
первое хвалят, когда оно сообразуется
с долгом, второе - когда оно истинно;
первое касается того, что известно, второе
того, что нам неизвестно. К тому же, завершает
свою сравнительную характеристику Аристотель,
лучшие намерения и лучшие представления
встречаются не у одних и тех же людей.
Собственный существенный признак намерения
Аристотель усматривает в том, что ему
предшествует предварительный выбор,
взвешивание мотивов, под которыми он
прежде всего понимает различную побуждающую
роль разума и удовольствий: « Оно есть
нечто, что избирается преимущественно
перед другими».
4. Функции морали.
Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют:
- регулятивную,
- воспитательную,
- познавательную,
- оценочно-императивную,
- ориентирующую,
- мотивационную,
- коммуникативную,
- прогностическую и некоторые другие ее функции.
Первостепенный
интерес для юристов
Воспитательная
функция морали состоит в том,
что она участвует в
Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общественных отношений, субъектами которых являются как отдельные индивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных отношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регулируя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы).
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.
Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание — форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).
Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.
Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание — это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность — это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».