Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа
Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову « mos» (множественное число «mores») , обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
1. Введение. 2
2. Сущность и структура морали. 3
3. Истоки нравственности и социальная сущность морали. 4
4. Функции морали. 7
5. Заключение. 12
Список использованной литературы. 13
Моральные
отношения возникают между
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.
В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.
В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций .
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К
числу моральных принципов
гуманизм — признание человека высшей ценностью;
альтруизм — бескорыстное служение ближнему;
милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу;
отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.
Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
Нравственный
идеал по-разному понимался в
разное время, в различных обществах
и учениях. Если Аристотель видел
нравственный идеал в личности, которая
высшей доблестью считает
Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.
Можно
говорить и об общественном нравственном
идеале как об образе совершенного
общества, построенного на требованиях
высшей справедливости, гуманизма.
5. Заключение.
Человеческая
мораль как особая форма человеческих
отношений складывалась издавна. Это
прекрасно характеризует
Естественно нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно.
В
древности «этика» («учение о
нравственности») означала жизненную
мудрость, «практические» знания относительно
того, что такое счастье и каковы
средства для его достижения. Этика это
учение о нравственности, о привитии человеку
деятельно--волевых, душевных качеств,
необходимых ему в первую очередь в общественной
жизни, а затем и личной. Она учит практическим
правилам поведения и образу жизни отдельного
человека.
Список использованной литературы:
1. Аристотель. Никомахова этика. // Соч.: в 4 т. ТА. М., 1983.
2. Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000.
3. Спиноза Б. Этика / / Избр. произв.: В 2 т. т.1. М., 1957.
4. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
5. ГегельГ.В.Ф. Философия права. М., 1990.
6. Ха6ермас
Ю. Моральное сознание и
7. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. С. 17-70.
8. Апресян Р.Г Мораль. // Этика: энциклопедический словарь. М., 2001. С. 275-282.
9. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. С. 29-40 . .
10. Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983.
11. Что такое мораль? М., 1988.
12. Гусейнов А.А. Этика. // Этика: энциклопедический словарь. М., 2001. С. 573-581.
13. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. С. 3-17.
14. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. С. 9-29.
15. Этика.
Под. ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.