Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:10, курсовая работа
Лидер - это лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1.Лидер и лидерство …………………………………………………………… 5
2. Качества присущие лидеру ………………………………………………… 8
3. Окружение лидера ………………………………………………………….. 10
5. Лидерство и современность ………………………………………………... 12
6. Лидер или руководитель ……………………………………………...……. 14
7. Природные свойства лидеров ……………………………………………… 15
8. Литературный пример лидерства ………………………………………….. 17
Заключение …………………………………………………………………...… 19
Список используемой литературы ……………………………………………. 20
Одно
из условий лидерства - получение максимальной
информации в минимальное время. Современные
технические средства связи и информации
отвечают этому требованию.
3. Окружение лидера.
Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность - важное качество окружения, но недостаточное для современной политики. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера. Привлекательными для окружения выступают престижность места, возможность карьеры, признание в коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности. Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими способностями для политической работы. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.
Отношения
лидера и его коллектива - важный
аспект новой, лидерской организации власти.
Целеустремленность, принципиальность,
сознание ответственности перед обществом
(или управляемым учреждением), понимание
его задач и запросов являются неотъемлемыми
качествами лидера. Они должны быть и у
его окружения. Эти качества сплачивают
их так же, как общее умение вести дискуссию,
сочетать стремление к самоутверждению
с интересами коллектива и коллег, положительно
относиться к их заслугам. Лидер должен
уметь разумно, обоснованно и своевременно
перемещать своих сотрудников и создавать
условия для их профессионального роста,
использовать их способности и возможности.
Управление политическими процессами настолько связано с управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.
Хорошо,
если лидеру удается создать в своем окружении
«мозговой Центр» - совет наиболее квалифицированных
экспертов по важнейшим проблемам политики.
Тогда власть располагает компетентными
рекомендациями и консультациями, результатами
так называемой «мозговой атаки» - срочной
и напряженной коллективной работы узкого
или более широкого круга специалистов
для решения какой-либо неотложной проблемы.
Современные государственные деятели
и политики обычно создают в центрах власти
штаты советников и экспертов-профессионалов.
Они всегда существовали при государях
в виде всевозможных государственных
или тайных советов. Новизна состоит в
том, чтобы заполнять такие учреждения
разного рода Советы безопасности, комитеты
и комиссии не сановниками, а знатоками.
Так решаются не только отдельные политические
задачи, но и проблема научной политики,
которую в нашем столетии все так или иначе
пытаются решить.
5. Лидерство и современность.
Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.
Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки.
Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты – важная общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту) создает условия для подготовки людей, способных занять в государстве видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства.
Лидер (или будущий лидер) должен научиться
принимать решения, избегать крайних,
безвыходных ситуаций либо, напротив,
создавать неизбежную, но выгодную совокупность
обстоятельств. Он должен уметь, как говорил
У. Черчилль, извлекать пользу из самых
невыгодных положений. Особое искусство
лидера - обращать в союзников скрытых
и даже явных противников.
Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку политика - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидерыноваторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Их мастерство предполагает широкие связи с другими новаторами. Они инициативны и восприимчивы к инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не подавляют.
Сочетание
объективных сил, политических обстоятельств,
сложившихся в обществе традиций политической'
деятельности создает лидера, но только
при особом его складе. Иначе он остается
руководителем, служащим, хотя и высокопоставленным.
Возможна, впрочем, и другая эволюция политика.
6. Лидер или руководитель.
Лидер - ведущий или идущий впереди (от англ. to lead - вести). Но все ли руководители - лидеры? Иначе говоря, кого из них и почему можно так назвать? Не проще ли обойтись привычным понятием начальник или руководитель, прежде очень распространенным? Итак, почему все-таки лидер?
Так или иначе, понятия "лидерство" и "руководство" имеют принципиально разные социальные, политические и, естественно, психологические значения. Суть различий - в характере и направлении выдвижения "номера первого". Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается "снизу", более или менее демократически. Руководитель же напротив, назначается "сверху", так или иначе, навязывается. Это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен "сверху.". Иными словами, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же - вектором противоположного направления.
В советской социальной психологии было
принято различать эти понятия иначе.
Под лидерством имелась в виду характеристика
психологических отношений, возникающих
в группе "по вертикали", т.е. с точки
зрения отношений доминирования и подчинения.
Понятие же "руководство" относилось
к организации деятельности группы, к
процессу управления ею.
7. Природные свойства лидеров.
Многие тысячи, даже десятки тысяч людей активно занимаются политической деятельностью в каждой стране. Они выдвигаются из всех
слоев общества. Подавляющее большинство их сознает свою огромную ответственность. Но вряд ли берут ее на себя только ради возможных власти, славы и богатства, так как наделен заполучить их далеко не всегда оправдываются.
Но если некоторые люди решаются, значит они чем-то отличаются от всех остальных. В чем их отличие от других и что их роднит?
Видимо,
общим у них яляется
Каждый лидер своеобразен как феномен политики. Но при всем разнообразии политических лидеров у них всех можно обнаружить важные общие свойства.
Во-первых,
- инициативу или принятие на себя ответственности
за инициативу политических действий,
направления и мобилизации политической
силы. При этом нельзя утверждать, что
лидерам свойственно глубокое да еще диалектически-
Во-вторых, - готовность нести ответственность за своих последователей, за свою организацию, ее политическую силу, за все общество. И здесь, как и в первом свойстве, многие можно объяснить только пассионарностью.
В-третьих, - обладание определенной политической интуицией. Она позволяет схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать. Интуиция оказывается гораздо важнее научных знаний, теоретической подготовки. Выдающиеся политические лидеры не были учеными, политологами, даже если их именовали "корифеями всех наук".
В-четвертых, - способность убеждать, скорее - увлекать людей. Это, наверное, тоже дар пассионарности. Конечно, этими свойствами лидеры наделены в различной пропорции.
Кроме того, свойства лидера умножаются или ослабляются в зависимости от того, каково его непосредственное окружение, на какую организацию он опирается, обладает ли и в какой мере властью, особенно - государственной.
Первая ступень селекции политического лидера - деятельность в своей политической организации. В случае успеха она становится его опорой, трибуной, а иногда и трамплином.
Вторая
ступень селекции - проверка идейно-политической
ориентации и программы лидера на соответствие
устремлениям общества в конкретной ситуации.
При зтом в некоторых ситуациях успехом
пользуются даже совершенно фантастические
ориентации и бессвязные программы.
8. Литературный пример лидерства
“Госпожа
Простакова” является явным лидером
в комедии Фонвизина “Недоросль”. В качестве
художественной детали была выбранна
скалка (грозное орудие для битья!). Госпожа
Простакова управляет домом, заведует
всем тем, чем должен управлять глава семейства:
“То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”.
Никто
не смеет противиться её власти:
“Разве я не властна в своих
людях?”
В характере
Простаковой четко проявляются
черты деспотизма, иногда необходимые
лидеру: “Да которая бестия без моего
спору отдаёт тебе письма?”
Она хитра,
умеет “ладить” с людьми, что
тоже не помешает лидеру: речь её меняется
в зависимости от того, к кому
она обращается (“Вор”, “каналья”,
“бестия” - слугам; “милости просим”
- гостям и “нужным людям”).
Госпожа
Простакова страстно отстаивает свои
представления о нормах жизни. В
основе позиции Простаковой –
доминирование силы, грубый захват
инициативы любой ценой. Вечно на
страже собственной правды, фонтанирующая
энергией, поразительно уверенный в себе
лидер, Простакова формулирует жизненные
принципы своего мира и своего клана, быт
“старинных людей”. Она – бесспорный
лидер в комедии.
II
группа. “Митрофан”
Художественная деталь – кувшин кваса. Была выбранна именно эта делать, так как Митрофан выпил “целый кувшинец” кваса, это подтверждают слова Еремеевны: “Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил”. Есть еще одна причина нашего выбора: Митрофана ничего, кроме еды, не интересует.
Митрофана считается лидером комедии. Если бы не избалованность и не лень, он мог бы показать себя с лучшей стороны.
Главная
его лидерская черта –
Он резок, решителен, груб: “Да отвяжись, матушка, как навязалась …” (матушке); “Убирайся, дядюшка, проваливай!” (Скотинину).
В решении кардинального вопроса своей судьбы он, внешне следуя материнским наставлениям и оставаясь достойным утешением родительницы, отступает от нее и от традиций, ею освещаемых.
Стремясь устроить свою судьбу, Митрофан как бы меняет на протяжении пьесы несколько “ролей”. Начав с бездумности сластолюбивого юнца (“разнежась”, говорит он Скотинину о своем будто бы давнем намерении жениться на Софье), он сталкивается с яростным сопротивлением соперника и, в свою очередь, начинает все более жестоко противостоять любому, кто встанет на его пути. Мы заметили, что сакраментальная фраза “Не хочу учиться – хочу жениться” заслонила от читателей предшествующую, гораздо более характерную фразу – ответ героя на реплику Простаковой: “Придет час воли Божией” - “Час моей Воли пришел!” Митрофан, произнесший эти слова, внезапно превращается в Наполеона, отвергающего все возможные, принятые законы.