Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:00, реферат
Каждый день мы встречаем множество людей: на улице, в магазинах, на работе. А задумывались ли вы над тем, почему один человек нам приятен в общении, а второй вызывает явную антипатию? Ответ прост. Внешний вид каждого из нас состоит из множества деталей: это стиль и цветовая гамма одежды, обувь, головной убор, прическа, аксессуары, украшения. Сюда же относится походка, позы, телосложение, жесты, эмоциональность, используемые в речи слова и интонации, мимика. Одним словом – невербальные и вербальные средства общения.
o Введение…………………………………………………………………….2
o Цели и задачи……………………………………………………………….3
o Характеристика и определения общения…………………………………4
o Виды общения………………………………………………………………6
o Средства общения. Невербальная коммуникация. Её основные знаковые системы………………………………………………………………………7
o Типы жестов…………………………………………………………………9
o Зональные пространства…………………………………………………...10
o Понятие невербального общения…………………………………………..11
o Вербальные и невербальные компоненты коммуникации……………….12
o Уровни анализа невербального общения………………………………….13
o Типичные жанры речевого этикета………………………………………..14
o Этикет………………………………………………………………………..15
o Речевой этикет………………………………………………………………16
o Основные функции…………………………………………………………18
o Этикет общения. Порядок представлений и знакомств………………….19
o Голос, тон. Извинения……………………………………………………...22
o Как начать беседу……………………………………………………………22
o Как продолжить беседу……………………………………………………...24
o Несколько советов……………………………………………………………24
o Как закончить беседую………………………………………………………25
o Чего в разговоре лучше избегать……………………………………………25
o Вывод………………………………………………………………………….28
o Список используемой литературы………………………………………….29
1.
Интимная зона (от 15
до 46 см).
Из всех зон эта самая главная, поскольку
именно эту зону человек охраняет так,
как будто бы это его собственность. Разрешается
проникнуть в эту зону только тем лицам,
кто находится в тесном эмоциональном
контакте с ним. Это дети, родители, супруги,
любовники, близкие друзья и родственники.
В этой зоне имеется еще подзона радиусом
в 15 см, в которую можно проникнуть только
посредством физического контакта. Это
сверх интимная зона.
2.
Личная зона (от 46
см до 1,2 метра)
Это расстояние, которое обычно разделяет
нас, когда мы находимся на коктейль - вечеринках,
официальных приемах, официальных вечерах
и дружеских вечеринках.
3.
Социальная зона (от 1,2
до 3,6 метров)
На таком расстоянии мы держимся от посторонних
людей, например, водопроводчика или плотника,
пришедшего заняться ремонтом в нашем
доме, почтальона, нового служащего на
работе и от людей, которых не очень хорошо
знаем.
4. Общественная зона (более 3,6 метра) Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
Понятие невербального общения
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Существуют две проблемы понимания невербального общения:
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и
смысл слов, фраз (“Разум человека
проявляется в ясности его
речи”). Играет важную роль точность
употребления слова, его
2. Речевые звуковые
явления: темп речи (быстрый, средний,
замедленный), модуляция высоты голоса
(плавная, резкая), тональность голоса
(высокая, низкая), ритм (равномерный,
прерывистый), тембр (раскатистый,
хриплый, скрипучий), интонация, дикция
речи. Наблюдения показывают, что
наиболее привлекательной в
3. Выразительные качества голоса:
Уровни анализа невербального общения:
Типы и виды коммуникаций | Области научного знания и группы | Приемы и средства |
1. Фонационные средства | а) экстралингвистика (внеречевая система) б) паралингвистика (околоречевая система) в) просодия |
|
2.
Оптико - кинетические средства |
а) выразительные движения б) физиогномика в) окулесика или окуломантия |
|
3. Знако
- символические средства |
а) системология б) графология в) актоника г) гастика д) хирософия и подомантия е) стерномантия ж) онихомантия з) нумерология и) молеософия |
|
4. Тактильные
средства (обоняние, осязание, слух и вкус) |
а) гаптика
или такесика б) сенсорика в) аускультация г) одорика (ольфакция) |
|
5. Пространственно - времен- ные средства |
а) проксемика б) хронемика |
|
Этикет
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.( По словарю С.Ожегова)
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Этикет – это предписание, исходящее из того, что если человек хочет занимать определенное место в обществе, то он должен своим поведением, и речевым в том числе, оправдывать ожидания этого общества.
На сегодняшний момент существуют такие виды этикета, как:
Более подробно, рассмотрим речевой этикет.
Речевой этикет
Специфика речевого этикета:
В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII веке при Петре I, когда установились широкие культурные и политические связи Росси с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей. В них подробно указывалось как следует вести себя в обществе. В 1717 году была издана переводная книга «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Учиться хорошим манерам жизненно необходимо. Проявление хорошего тона должно быть обычной нормой поведения. Культурному человеку необходимо не только знать и соблюдать нормы этикета. Умение подать себя и произвести хорошее впечатление позволит вам приобрести уверенность и свободно чувствовать себя в любом обществе. Этикет помогает «сгладить острые углы», смягчить противоречия, призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию, служит средством создания образа в данной культуре и в данной ситуации.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.
Речевой этикет – это совокупность всех речевых средств и их использование в тех или иных ситуациях, разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.
Речевой этикет – это национально-специфичные правила поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом, ситуациях вежливого контакта с собеседником.
Основы служебного этикета были заложены «Генеральным регламентом Петра I», где были собраны наиболее апробированные зарубежные этические нормы. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создавал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества, как:
Тактичность - это этическая норма,
требующая от говорящего понимать собеседника,
избегать неуместных вопросов, обсуждения
тем, которые могут оказаться неприятными
для него.
Предупредительность заключается в умении
предвидеть возможные вопросы и пожелания
собеседника, готовность подробно проинформировать
его по всем существенным для разговора
темам.
Терпимость состоит в том, чтобы
спокойно относиться к возможным расхождениям
во мнениях, избегать резкой критики взглядов
собеседника. Следует уважать мнение других
людей, стараться понять, почему у них
сложилась та или иная точка зрения. С
таким качеством характера, как терпимость
тесно связана выдержанность - умение
спокойно реагировать на неожиданные
или нетактичные вопросы и высказывания
собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении
к собеседнику, так и во всем построении
разговора: в его содержании и форме, в
интонации и подборе слов.