Невербальные средства общения и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:00, реферат

Описание

Каждый день мы встречаем множество людей: на улице, в магазинах, на работе. А задумывались ли вы над тем, почему один человек нам приятен в общении, а второй вызывает явную антипатию? Ответ прост. Внешний вид каждого из нас состоит из множества деталей: это стиль и цветовая гамма одежды, обувь, головной убор, прическа, аксессуары, украшения. Сюда же относится походка, позы, телосложение, жесты, эмоциональность, используемые в речи слова и интонации, мимика. Одним словом – невербальные и вербальные средства общения.

Содержание

o Введение…………………………………………………………………….2
o Цели и задачи……………………………………………………………….3
o Характеристика и определения общения…………………………………4
o Виды общения………………………………………………………………6
o Средства общения. Невербальная коммуникация. Её основные знаковые системы………………………………………………………………………7
o Типы жестов…………………………………………………………………9
o Зональные пространства…………………………………………………...10
o Понятие невербального общения…………………………………………..11
o Вербальные и невербальные компоненты коммуникации……………….12
o Уровни анализа невербального общения………………………………….13
o Типичные жанры речевого этикета………………………………………..14
o Этикет………………………………………………………………………..15
o Речевой этикет………………………………………………………………16
o Основные функции…………………………………………………………18
o Этикет общения. Порядок представлений и знакомств………………….19
o Голос, тон. Извинения……………………………………………………...22
o Как начать беседу……………………………………………………………22
o Как продолжить беседу……………………………………………………...24
o Несколько советов……………………………………………………………24
o Как закончить беседую………………………………………………………25
o Чего в разговоре лучше избегать……………………………………………25
o Вывод………………………………………………………………………….28
o Список используемой литературы………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

РУССКИЙ,РЕФЕРАТ.docx

— 590.50 Кб (Скачать документ)

    1. Интимная зона (от 15 до 46 см). 
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.

    2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра) 
Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль - вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

    3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров) 
На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.

    4. Общественная зона (более  3,6 метра) Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

 

                        

 

Понятие невербального общения

    Невербальное  общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

                             

Существуют две  проблемы понимания невербального  общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно дифференцировать эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека».

           Вербальные и невербальные компоненты коммуникации:

В структуру  речевого общения входят:

1. Значение и  смысл слов, фраз (“Разум человека  проявляется в ясности его  речи”). Играет важную роль точность  употребления слова, его выразительность  и доступность, правильность построения  фразы и ее доходчивость, правильность  произношения звуков, слов, выразительность  и смысл интонации.

2. Речевые звуковые  явления: темп речи (быстрый, средний,  замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный,  прерывистый), тембр (раскатистый,  хриплый, скрипучий), интонация, дикция  речи. Наблюдения показывают, что  наиболее привлекательной в общении  является плавная, спокойная,  размеренная манера речи

3. Выразительные  качества голоса:

    • характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.
    • разделительные звуки — это кашель;
    • нулевые звуки — паузы;
    • звуки назализации — “хм-хм”, “э-э-э” и др.
 
 

 

                                         Уровни анализа невербального общения:

Типы  и виды коммуникаций Области научного знания и  группы Приемы  и средства
1. Фонационные средства а) экстралингвистика (внеречевая система) 
 
б) паралингвистика (околоречевая система) 
в) просодия
  • пауза; темп речи; вздох; плач; кашель; 
    гелоскопия
  • вокальные качества голоса; диапазон; тембр
  • фразовое ударение, синтагматическое уда- 
    рение, логическое ударение; тон; интонация
2. Оптико - кинетические 
средства
а) выразительные движения 
б) физиогномика 
в) окулесика или окуломантия
  • мимика; жесты; позы; осанка; походка
  • внешние признаки лица: нос, уши, глаза; френология
  • направление взгляда, длительность и частота
3. Знако - символические 
средства
а) системология 
б) графология 
в) актоника 
г) гастика 
д) хирософия и подомантия 
 
 
е) стерномантия 
ж) онихомантия 
з) нумерология 
и) молеософия
  • предметы окружающие человека в жизни
  • особенности почерка
  • поступки человека
  • пища, напитки
  • особенности формы рук, флексорных линий и 
    холмов на ладони; дерматоглифика; линии на 
    ступнях ноги
  • особенности формы и объема груди женщины
  • особенности формы и цвета ногтей
  • дата рождения, фамилия и имя человека
  • родинки
4. Тактильные средства 
(обоняние, осязание, слух 
и вкус)
а) гаптика или такесика 
б) сенсорика 
в) аускультация 
 
г) одорика (ольфакция)
  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное 
    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды...
5. Пространственно - времен- 
ные средства
а) проксемика 
 
б) хронемика
  • расположение собеседников и дистанция 
    между ними
  • способ использования времени: монохронный тип 
    (возможен только один вид деятельности в одно и то 
    же время) и полихронный (несколько дел)

Этикет

   Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.( По словарю С.Ожегова)

   Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

   Этикет – это предписание, исходящее из того, что если человек хочет занимать определенное место в обществе, то он должен своим поведением, и речевым в том числе, оправдывать  ожидания этого общества.

 

   На  сегодняшний момент существуют такие  виды этикета, как:

  • Речевой этикет
  • Столовый этикет
  • Свадебный этикет
  • Траурный этикет
  • Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)
  • Дипломатический этикет
  • Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)
  • Религиозный этикет
  • Служебный этикет
  • Телефонный этикет

   Более подробно, рассмотрим речевой этикет.

 
 
 

  Речевой этикет

     Специфика речевого этикета:

   В русский  язык слово «этикет» вошло в XVIII веке при Петре I, когда установились широкие культурные и политические связи Росси с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей. В них подробно указывалось как следует вести себя в обществе. В 1717 году была издана переводная книга «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».

    Учиться хорошим манерам жизненно необходимо. Проявление хорошего тона должно быть обычной нормой поведения. Культурному  человеку необходимо не только знать  и соблюдать нормы этикета. Умение подать себя и произвести хорошее  впечатление позволит вам приобрести уверенность и свободно чувствовать  себя в любом обществе. Этикет помогает «сгладить острые углы», смягчить противоречия, призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию, служит средством создания образа в данной культуре и в данной ситуации.

    Владение  речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и  уважение. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении  оставляет у клиентов и партнеров  благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

    Речевой этикет – это совокупность всех речевых средств и их использование в тех или иных ситуациях, разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

     Речевой этикет – это национально-специфичные правила поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом, ситуациях вежливого контакта с собеседником.

    Основы  служебного этикета были заложены «Генеральным регламентом Петра I», где были собраны наиболее апробированные зарубежные этические нормы. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создавал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества, как:

    • Тактичность
    • Предупредительность
    • Терпимость
    • Доброжелательность
    • Выдержанность
    • Умение слушать
 

 Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. 
     
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. 
     
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. 
     
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Информация о работе Невербальные средства общения и этикет