Невербальные средства общения

Автор работы: y*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:13, реферат

Описание

Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.

Содержание

Введение
Невербальные средства общения
Особенности невербальной коммуникации
Функции невербальных сообщений
Социальное и психологическое значение мимики
Выражение лица (мимика)
Позы и жесты
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

невербальные средства общения.docx

— 37.97 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ 
 

Факультет: «УПРАВЛЕНИЕ И  ПРАВО» 

Кафедра: «иностранных языков» 
 

РЕФЕРАТ 

По  дисциплине: «РУССКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ» 

На  тему: «невербальные средства общения» 
 

Выполнила:

студентка 1курса

факультета  УП1

спец. 080505

Клопкова Е. С.

                                                                                                                                              
 

Проверила:

преподаватель кафедры «Иностранных языков»

Польдяева А. И 
 

Москва  – 2010 г.

 

 

Содержание.

Введение

  1. Невербальные средства общения
  2. Особенности невербальной коммуникации
  3. Функции невербальных сообщений
  4. Социальное и психологическое значение мимики
  5. Выражение лица (мимика)
  6. Позы и жесты
  7. Заключение

Список литературы

 

Введение.

     В социальной психологии принято рассматривать  общение как особый вид психологической  деятельности, результатом которой  являются образования и изменения  в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной  сфере личности, изменения в области  ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.

     Невербальное  общение - это такой вид отношения, для которого является характерным  использование в качестве главного средства передачи информации организации  взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления  влияния на другого человека невербального  поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.

     Существует  ряд подходов к невербальному  общению: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный.

     Наиболее  древнее направление изучения невербального  общения - изучение его в связи  с речевым поведением человека.

     Подход  к невербальному общению формируется  на стыке проблем психологии невербального  общения, невербальной интеракции, невербального  поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимодействия и межличностного познания.

     Термин  «экспрессия» переводится на русский  язык как выразительность, яркое  проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного  наблюдения психологических особенностей личности.

     Экспрессивность означает степень выраженности того или другого чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. В отечественной  психологии принят термин «выразительность движения», который используется для  того, чтобы отделить от других видов  движений движения, выполняющие функции  выражения во вне психологических, личностных особенностей человека. В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д.

     В рамках психологии экспрессивного или  невербального поведения в качестве отдельных объектов изучения выделено индивидуальное экспрессивное невербальное поведение диады, группы, лиц.

     В каждой из этих областей ставятся задачи определить степень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками личности и группы, определить невербальные коды, способы  их фиксации, установить особенности  декодирования, толкования экспрессивных  кодов личности на примерах моделей  поведения.

Существуют две  проблемы понимания невербального  общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно дифференцировать эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».
 
 
 
 

 

Невербальные  средства общения.

     Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по следующим  основным каналам: вербальному и  невербальному.

     Исследования  показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки интонации - 38%, неречевое  взаимодействие - 53%.

     Невербальные  средства общения изучают следующие  науки:

1. Кинестетика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика - движение мышц лица; жестика - жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика - моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2.Такесика - прикосновение  в ситуации общения: рукопожатия,  поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

3. Проксемика - расположение людей в пространстве при общении.

4. Физиогномика - учение о выражении характера  человека в чертах лица и  формах тела.

5. Просодика  - ритмико-интонационное оформление  речи 

 

Особенности невербальной коммуникации.

     Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти  не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты  во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда  не знают или не понимают, о чем  идет речь - пожимают плечами. Однако нередко  одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь  и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям.

     Жест, которым русский демонстрирует  пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия.

     Говоря  о себе, европеец показывает рукой  на грудь, японец - на нос.

     В некоторых странах Африки смех - показатель изумления и замешательства.

     Жители  Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции  и Италии этот жест означает, что  у человека что-то болит.

     В Греции и Турции официанту ни в  коем случае нельзя показывать два  пальца (например, имея в виду две  чашечки кофе) - это считается  очень оскорбительным жестом.

     Довольно  часто один и тот же жест имеет  не только различное, но и прямо противоположное  значение.

     Образовав колечко из большого и указательного  пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.

     Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания.

     Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так  выражают скептицизм.

     Иногда  даже незначительное изменение жеста  может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и  среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута  к собеседнику, это - оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова «victory» - победа).

     В общении мы не придаем особого  значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или  подарок левой рукой. У тех, кто  исповедует ислам, она считается  нечистой, и вы можете нанести оскорбление  собеседнику.

     В любой культуре жесты неискренности  связаны с левой рукой. Она  выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит  не то, что думает, или просто негативно  относится к происходящему. Следует  сменить тему разговора или вообще прервать его.

     Для американца отказ разговаривать  с человеком, находящимся с ним  в одном помещении, означает крайнюю  степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило.

     У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших  помещениях, либо - если помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет  означает, что его хозяин на месте  и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны  из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает  у служащих определенный стереотип  поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации  рабочего пространства принципиально  иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая  настежь дверь символизирует  крайнюю степень беспорядка.

     Таким образом, не зная различий невербального  общения разных народов, можно попасть  в неловкую ситуацию, обидев или  оскорбив собеседника. Во избежание  этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях  в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в  различных странах.

  

Функции невербальных сообщений 

     Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

     Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:

• темпераменте человека;

• его эмоциональном  состоянии в данной ситуации;

• его «Я»-образе и самооценке;

• его личностных свойствах и качествах;

• его коммуникативной  компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);

• его социальном статусе;

• его принадлежности к определенной группе или субкультуре.

     Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:

• желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);

• характере, или типе, отношений (доминирование--зависимость, расположение--нерасположение);

• динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.).

     В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая  им регулировать взаимодействие. Она  включает сведения о включенности в  данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

     Невербальная  и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии.

     Выделяют  несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции:

• дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;

• опровержения вербальных сообщений;

• замещения вербальных сообщений;

• регулирования разговора.

Информация о работе Невербальные средства общения