Автор работы: y*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:13, реферат
Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.
Введение
Невербальные средства общения
Особенности невербальной коммуникации
Функции невербальных сообщений
Социальное и психологическое значение мимики
Выражение лица (мимика)
Позы и жесты
Заключение
Список литературы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
И ИНФОРМАТИКИ
Факультет:
«УПРАВЛЕНИЕ И
ПРАВО»
Кафедра:
«иностранных
языков»
РЕФЕРАТ
По
дисциплине: «РУССКИЙ
ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ»
На
тему: «невербальные
средства общения»
Выполнила:
студентка 1курса
факультета УП1
спец. 080505
Клопкова Е. С.
Проверила:
преподаватель кафедры «Иностранных языков»
Польдяева
А. И
Москва – 2010 г.
Содержание.
Введение
Список литературы
Введение.
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.
Существует ряд подходов к невербальному общению: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный.
Наиболее древнее направление изучения невербального общения - изучение его в связи с речевым поведением человека.
Подход
к невербальному общению
Термин
«экспрессия» переводится на русский
язык как выразительность, яркое
проявление чувств, настроений. Экспрессия
толкуется также как
Экспрессивность означает степень выраженности того или другого чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. В отечественной психологии принят термин «выразительность движения», который используется для того, чтобы отделить от других видов движений движения, выполняющие функции выражения во вне психологических, личностных особенностей человека. В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д.
В
рамках психологии экспрессивного или
невербального поведения в
В
каждой из этих областей ставятся задачи
определить степень устойчивости взаимосвязей
между экспрессивным
Существуют две проблемы понимания невербального общения:
Невербальные средства общения.
Общение,
будучи сложным социально-
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинестетика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика - движение мышц лица; жестика - жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика - моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
2.Такесика - прикосновение
в ситуации общения:
3. Проксемика - расположение людей в пространстве при общении.
4. Физиогномика - учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.
5. Просодика
- ритмико-интонационное
Особенности невербальной коммуникации.
Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям.
Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия.
Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец - на нос.
В некоторых странах Африки смех - показатель изумления и замешательства.
Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.
В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) - это считается очень оскорбительным жестом.
Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение.
Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.
Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания.
Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так выражают скептицизм.
Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это - оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова «victory» - победа).
В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику.
В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему. Следует сменить тему разговора или вообще прервать его.
Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило.
У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо - если помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.
Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в различных странах.
Функции
невербальных сообщений
Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?
Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:
• темпераменте человека;
• его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
• его «Я»-образе и самооценке;
• его личностных свойствах и качествах;
• его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
• его социальном статусе;
• его принадлежности к определенной группе или субкультуре.
Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:
• желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);
• характере, или типе, отношений (доминирование--зависимость, расположение--нерасположение);
• динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.).
В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).
Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии.
Выделяют
несколько функций, которые невербальные
сообщения выполняют при
• дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;
• опровержения вербальных сообщений;
• замещения вербальных сообщений;
• регулирования разговора.