Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа
Первый из Основных принципов независимости судебных органов, принятый ООН, гласит: «Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов» . В России действует масса нормативно-правовых актов провозглашающих и гарантирующих реализацию принципа независимости суда.
Введение. Независимость судебных органов. 2
Реальное обеспечение независимости суда и судей в современной России. 4
Заключение 12
Список используемой научной литературы 13
Оглавление
Введение. Независимость судебных органов. 2
Реальное обеспечение независимости суда и судей в современной России. 4
Заключение 12
Список
используемой научной литературы 13
Введение. Независимость судебных органов.
Первый из Основных принципов независимости судебных органов, принятый ООН, гласит: «Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов» .1 В России действует масса нормативно-правовых актов провозглашающих и гарантирующих реализацию принципа независимости суда.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121). В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Анализ
нормативной базы и литературных
источников по данной тематике позволяет
дать следующее определение
Независимость - это комплексный (межотраслевой) правовой институт, состоящий из совокупности юридических норм, закрепляющих специальный правовой режим процессуальной деятельности судей, в целях осуществления на основе закона, профессионального правосознания и в условиях, исключающих постороннее на них воздействие, беспристрастного и справедливого правосудия.
Цель моей работы - используя научные статьи охарактеризовать проблемы реального обеспечения независимости судей в современной России.
Задачи:
Актуальность темы обусловлена тем, что не до конца сформирована нормативная база, не разрешено большое количество вопросов обеспечения независимости судей.
Принятые в России стандарты суверенности суда, подкрепленные установленными конституционными гарантиями, недостаточны для обеспечения реальной независимости.
Важно
подчеркнуть, что даже совершенный
закон не в силах предотвратить
его нарушения. «Учреждая демократически-
Указанный правовой институт призван регулировать две основные составляющие:
1)
внешнюю (или охранительный
2) внутреннюю (или поведенческий аспект самих судей).
Сказанное можно охарактеризовать таким образом: законодатель должен, во-первых, закрепить порядок общения всех субъектов социальных связей - граждан и должностных лиц, включая сотрудников судебной системы, с судьями, в производстве которых находятся конкретные дела. При этом, применяя правовые средства в виде запретов и ответственности, нужно создать служителям Фемиды такие охранительные условия, которые исключали бы постороннее воздействие на них с целью принятия неправосудных актов.
Во-вторых,
следует нормативно урегулировать
поведение самих судей. При этом
законодатель может разумно сочетать
правовые стимулы и ограничения,
чтобы поведение носителей
Основная цель названного правового института - создание благоприятной юридической среды, которая наряду с личностно-нравственными качествами судей позволяла бы им объективно и качественно рассматривать и разрешать споры, принимая по каждому делу законные, обоснованные и справедливые судебные акты.
Необходимо так же учесть, что содержание независимости судей непременно имеет личностный, нравственно-психологический аспект. Справедливое разрешение конкретных юридических споров во многом определяется нравственными качествами носителей судебной власти, их способностью противостоять попыткам неправомерного вмешательства в процессуальную деятельность. Как верно отмечает И.Б. Михайловская, "независимость - это внутреннее, психологическое состояние, отражающее систему ценностей, разделяемых данным лицом, и находящееся вне сферы правового регулирования"3.
Анализ
действующего законодательства, научных
публикаций, а также юридической
практики свидетельствует о том,
что в обсуждаемой области
имеется множество проблемных вопросов,
требующих дополнительного
Выделим некоторые из них.
1.
Весьма важное значение в
2.
Согласно действующим
Поэтому
требуется реализация комплекса
мер по совершенствованию всего
правового механизма
Юридической практике одной из западных стран известен факт, когда госслужащий в статусе федерального Министра был отправлен в отставку за безобидный, казалось бы, по нашим меркам, телефонный звонок в суд. Министр, всего-то, пытался выяснить дату рассмотрения судебного дела. Специальная комиссия по расследованию этого случая пришла к выводу, что чиновник действовал за пределами предоставленных ему служебных полномочий.
Необходимо в Общих принципах служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 16 июля 2009 г., сформулировать жесткий запрет вмешательства чиновников в судебную деятельность, а в КоАП РФ - норму с санкцией в виде дисквалификации за такие деяния.
Безусловно,
заслуживает поддержки и
3.
В современной России
В связи с этим требуется реализация дополнительных мер правового, организационного и экономического характера по обеспечению безопасности судей, членов их семей, усиления охраны зданий судов, их технической оснащенности.
4.
Согласно конституционному
В последнее время все активнее и не без оснований поднимается проблема оказания влияния на судей со стороны должностных лиц судебной системы9.
В связи с этим вносятся предложения об изменении способа наделения их полномочиями. Указанную идею поддержал Уполномоченный по правам человека в РФ10. Правда, он полагает необходимым избирать председателей судов населением из числа действующих судей. Представляется, что в целом указанная инициатива заслуживает поддержки. В то же время трудно согласиться с тем, чтоб руководители судов избирались на соответствующей территории. Как известно, в истории нашей страны опыт получения судебных полномочий непосредственно от населения уже имелся. Он не совсем оправдал себя, поскольку этот процесс в большей степени походил на отчет судей перед избирателями. Более оптимальным вариантом, по мнению теоретиков, стало бы избрание руководителей судов самими судьями из числа назначенных в соответствующий суд. Такой способ получения руководителями судов полномочий оправдал себя многолетней практикой организации и функционирования Конституционного Суда РФ. Правда, совсем недавно процедуры назначения Председателя Конституционного Суда и его заместителя были изменены. Эти новации далеко неоднозначно восприняты юридическим сообществом, поскольку унификация законодательства, как основная мотивация внесенных в Федеральный конституционный закон поправок, не является столь весомым и убедительным аргументом.
5.
В последние годы с помощью
средств массовой информации
в общественном сознании