Нравственно - деловые качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:16, контрольная работа

Описание

цель контрольной работы – изучить нравственно – деловые качество руководителя, а так же рассмотреть проблемы формирования трудового коллектива. Задачи:
-познакомится с понятием руководителя, рассмотреть его нравственно – деловые качества;
- проанализировать использование, применение навыков руководителя при формировании трудового коллектива;
- после окончания исследования, сделать выводы, дать заключение о видимых проблемах в настоящем. О проблемах формирования трудового коллектива.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
1.Нравственые и нравственно – деловые качества руководителя.
1.1.Нравственно-психологические качества руководителя……..
2.Формирование трудового коллектива
2.1.Понятие трудового коллектива и его виды……………………
2.2. Психологические особенности трудового коллектива………
Заключение………………………………………………………….
Список используемой литературы………………

Работа состоит из  1 файл

этика..doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)
y">     Ответственность. Хороший руководитель понимает, что только он и никто более несет ответственность за судьбу своей организации. Ни в коем случае он не станет винить во всем различные обстоятельства, и что еще хуже – перекладывать ответственность на подчиненных.

     Умение  распределять задания. Каждый получает задание точно по своим возможностям и знает, что ему надлежит сделать. Требуется распределить усилия так, чтобы никто не перерабатывал, и никто не бездельничал. Не следует требовать от сотрудников того, что выходит за рамки их возможностей.

     Решительность. Хороший руководитель понимает, что любое решение лучше бесконечных сомнений и шараханий из стороны в сторону.

     Беспощадность. Это качество не всегда принимается с готовностью. Опыт показывает, что настоящий лидер не должен знать жалости к разгильдяям, бездельникам и тем, кто не болеет за дело. В фирме, где служат не приносящие пользы люди, снижается качество всей работы. Без элемента страха нет власти.

     Формирование  морального – психологического климата  составляет центральный аспект управления. Любые проблемы должны решаться с  учётом социальных и психологических  последствий, с учётом реально существующих в данном коллективе людей, их психологии, т.е. стремлений, взглядов, представлений и т.д. 

           2.ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА.

           2.1. Понятие трудового коллектива и его виды.

       В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным ресурсом предприятия, особо важное значение приобретает деятельность каждого члена коллектива. Среди факторов, способствующих трудовой активности людей или, наоборот, препятствующих этому, важную роль играет их межличностная совместимость.

     Совместимость как процесс взаимной деятельности реализуется в течение определенного отрезка времени и характеризуется адаптивными личностными возможностями членов группы.

     В настоящее время, вопрос управления персоналом организации встает особенно остро, поскольку каждая организация  старается максимально оптимизировать свою деятельность, сделать ее более эффективной. Для осуществления целей предприятия необходимо общее усилие персонала. И управление коллективом играет в этом важнейшую роль.

     Изучение  формирования трудового коллектива важно, так как, используя различные методы и средства воздействия и влияния на индивидов и трудовые коллективы, руководители направляют их усилия на решение общих задач предприятия.

          Чтобы эффективно управлять коллективом,  необходимо знать, что такое  коллектив, как он формируется и развивается, какие бывают коллективы. 

       Трудовой коллектив—это  группа трудящихся  людей, объединенных  общей работой,  интересами и целями. Условия существования человека заставляли его работать сообща там, где один человек физически не мог выполнить необходимую работу (уборка урожая, строительство жилища, дорог, водоканалов, военное дело и т.д.). Развитие производительных сил приводит к тому, что основой любого производства материальных благ становится трудовой коллектив.

          Коллективный труд позволяет:

    • передавать свои знания и умения другим членам коллектива;
    • решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально;
    • более полно использовать индивидуальные способности каждого человека;
    • подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности. И даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

          Возросший профессиональный уровень трудящихся заметно облегчает организацию и координацию работы коллектива.

          Группы в структуре организации.

          В системе управления персоналом  следует учитывать психологические  характеристики и особенности  работников для совершенствования  социально-психологического взаимодействия  персонала. Социально-психологическое  взаимодействие персонала необходимо рассматривать и использовать с позиций: социально-экономических, организационно-управленческих, производственно-информационных, нормативно-правовых, индивидуальных, групповых и т.д.

          В практике отношений наиболее  важными являются внутригрупповые  взаимодействия работников, которые могут проявляться в форме сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, и в форме соперничества, состязательности и конкуренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодействие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженности и несовместимости членов группы по какому-то существенному признаку или производственному фактору, либо смешанное состояние.

          Взаимодействие руководителей предприятия  и его подразделений со своими работниками также происходит в сложном сплетении личностно-контактных и безличных форм отношений и соединяет в себе как формальные, так и неформальные взаимоотношения на различных уровнях управления. Каждый работник, член первичного производственного коллектива включен в сложную систему управленческих взаимоотношений на всех уровнях управления.

         Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять следующим признакам: наличие общей цели у всех ее членов, психологическое признание членами группы друг друга. Отождествление себя с группой, наличие определенной культуры, выраженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов.

         Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует изменению работника, поскольку, участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен приспосабливаться к групповым нормам.

               В зависимости от характера  самого коллектива его влияние на личность может быть позитивным или негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив может разлагающе влиять на личность, вынуждать ее к асоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним, слабая, наоборот, сама ему подчиняется, растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии.

          Каждый коллектив так же индивидуален, как и отдельный сотрудник. Коллектив, имеющий длительную историю развития. Имеет устойчивые традиции. Коллектив недавно созданный не имеет сформированных традиций, устоев, поведенческих норм и стандартов.

          Взаимоотношения внутри коллектива  и коллектива с руководителем  могут быть по-разному эмоционально  окрашены. Женщины более эмоциональны, чем мужчины, поэтому общение  с женским коллективом (полностью или в основном) или отдельной его представительницей требует от руководителя большей эмоциональной окрашенности его публичных выступлений (совещания, собрания и т.п.) и личной беседы. Коллективы, смешанные по полу более продуктивны, менее конфликтны: причина этого — желание представителей обоих полов выглядеть в глазах другого пола более выгодным образом.

          Особенности межличностных отношений,  конфликтные ситуации, соотношение  социальных ролей и другие  характеристики коллектива, особенности  воздействия на него, зависят от сферы его деятельности (производство, научные исследования, торговля и т.д.).

          Изменение поведения в коллективе  возможно влиянием на конкретную  личность и с помощью изменения  внешней среды работника, через  использование одновременного воздействия на личность и внешнюю среду (эффективное управление группами людей, изменение установок межличностных отношений и т.д.).

 

          2.2. Психологические особенности трудового коллектива Морально – психологические проблемы формирования трудового коллектива.

          Все трудовые коллективы различаются  по психологическим особенностям. Работники коллективов реагируют  на внутренние и внешние события  по-разному, проявляют различную  степень сплоченности, целеустремленности  и результативности в решении возникающих проблем. На это влияют среди других и психологические факторы, позитивное проявление которых во многом зависит от менеджеров.

          К психологическим факторам относятся:

        - морально-психологический климат в коллективе;

        - сплоченность работников;

        - психологическая совместимость людей в коллективе;

        - уровень психологического давления коллектива на своих членов, степень конформизма.

          Морально-психологический климат в коллективе.

          На формирование морально-психологического  климата в коллективе воздействуют многие обстоятельства и побудительные мотивы деятельности людей: главные цели, ради которых создан и работает данный коллектив; способы и средства достижения поставленных целей; общепринятые нормы и правила взаимоотношений; справедливое, с точки зрения каждого работника, распределение работы и обязанностей и др.

     Что же обуславливает развитие морально – психологического климата коллектива? Выделяют пять таких факторов:

     1.   Межличностные отношения, в том числе с руководителем.

     2.   Стиль руководства.

     3.      Воздействие физической среды (санитарно-гигиенические условия, средства технической эстетики)

     4.   Организация труда.

     5.   Система стимулирования.

     Руководитель  должен быть максимально приближен  к своим подчиненным, он должен уметь правильно организовать рабочий процесс.

     Ведь  при желании и соответствующих  усилиях руководитель может создать  в коллективе прекрасный психологический климат и, вместе с тем, ему ничего не стоит (также при соответствующих условиях) сделать жизнь сотрудников невыносимой.

     Благоприятный морально – психологический  климат – одно из важнейших условий  эффективности производственной деятельности.

     Важное  значение для создания благоприятного психологического климата в коллективе имеет стиль руководства. Каждому нравится демократичный начальник, никто не любит окриков и грубостей. Но такой руководитель возможен лишь в коллективе, где морально-нравственные нормы находятся на высоком уровне. Это порождает определенные, устойчивые и прочные правила поведения членов коллектива, их внутренние убеждения по отношению к работе и своим товарищам.

          Благоприятный климат в коллективе позволяет значительно поднять эффективность труда, создать атмосферу взаимной поддержки и помощи, где сообща вырабатываются пути решения проблем и добиваются их разрешения. Неблагоприятный климат, «плохое» настроение работников резко снижают результативность труда, создают множество проблем для руководителей.

          Таким образом, морально-психологический  климат трудового коллектива  при его благоприятном характере способствует созданию такого психологического состояния его членов, при котором люди удовлетворены своей работой, а коллектив постепенно сплачивается и работает наиболее эффективно.

     Морально  – психологический  климат – это интегральный параметр жизнедеятельности коллектива, включающий в себя поведенческие, познавательные и эмоциональные компоненты. Климат коллектива составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности.

Информация о работе Нравственно - деловые качества руководителя