Нравственное состояние российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:17, реферат

Описание

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание. Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Симптомы моральной деградации………………………………….……..4
Причины и последствия падения нравов……………………………...….9
Пути возрождения нравственности…………………………………...…13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 53.19 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...……3

  1. Симптомы моральной деградации………………………………….……..4
  2. Причины и последствия падения нравов……………………………...….9
  3. Пути возрождения нравственности…………………………………...…13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе  общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые  разрушают социальные связи и  нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание. Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

 

 

 

 

  1. Симптомы моральной деградации

 

Несмотря на экономические  успехи (докризисные), внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции, общее состояние современного российского  общества последних лет выглядит очень тревожным. Так, количество убийств  на 100 тыс. жителей в нашей стране почти в 4 раза больше, чем в США  и примерно в 10 раз превышает их распространенность в большинстве  европейских стран. По количеству самоубийств  Россия в 3 раза опережает США, занимая 2-е место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодёжи в возрасте до 17 лет. По индексу коррупции за 6 лет (2002-2008 гг.) Россия переместилась с 71-го на 147-е место в мире, а общий объем коррупционного оборота в РФ оценивается экспертами в 250 - 300 млрд. долл. в год. Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о массовом «нежелании жить», то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни. В совокупности приведённые данные выстраиваются в целостную картину (табл. 1), свидетельствующую о болезненном состоянии общества, но удивительно, что в общественном сознании они воспринимаются с меньшей остротой, чем, скажем, количество медалей, выигранных на Олимпиаде .

Таблица 1. Показатели состояния  современного российского общества (2006 г.)

Показатель

Значение

показателя

Место России по данному  показателю

Смертность от убийств (на 100 тыс. жителей)

20,2

1-е место в Европе  и СНГ

от самоубийств (на 100 тыс. жителей)

30,1

2-е место в Европе  и СНГ (после Литвы)

от случайных отравлений алкоголем (на 100 тыс. жителей)

23,1

1-е место в Европе  и СНГ

от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. жителей)

17,5

3-е место в Европе  и СНГ (после Литвы и Латвии)

Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении (число лет)

66,6

Последнее место среди  стран с развитой и переходной экономикой

Естественный прирост  населения (на 1 тыс. жителей)

-4,8

Одно из последних мест в Европе (перед Болгарией и  Украиной)

Число детей, оставшихся без  попечительства родителей (на 100 тыс. жителей)

89

2-е место в Восточной  Европе и СНГ (после Литвы)

Количество разводов на 1 тыс. жителей)

4,5

1-е место в Европе

Число абортов на 1000 женщин (в возрасте 15 – 49 лет)

40,6

1-е место в Восточной  Европе и СНГ

Доля детей, родившихся у  женщин, не состоявших в браке (%)

29,2

9-е место в Восточной  Европе и СНГ

Индекс Джини (индекс концентрации доходов)

0,4

1-е место среди стран  с развитой и переходной экономикой

Индекс коррупции (от 0 до 10 баллов, чем выше балл, тем ниже уровень коррумпированности)

2,3

143 позиция в мире (наряду  с Гамбией, Индонезией и Того) из 180 возможных


Приведенные в таблице 1 показатели дополняются другими данными, демонстрирующими, какое общество мы построили под  красивыми лозунгами свободы  и демократии:

  • ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;
  • каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;
  • ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;
  • насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;
  • более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;
  • около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;
  • детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек;

В современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов. Количественные данные могут быть дополнены и бытовыми иллюстрациями из жизни общества: по-прежнему широко распространена практика криминальных «крыш», рейдерства, «чёрного риэлтерства», финансовых «пирамид», различных видов мошенничества и т.п. Организованная преступность фактически легализована, а так называемые «авторитетные бизнесмены» - по существу, легализовавшиеся воры -устраивают публичные презентации своих «литературных» произведений, в которых наемные литераторы красочно живописуют их криминальные похождения, коррупция воистину тотальна, причем продаются как сами чиновники всех уровней власти, так и административные должности; в школах можно купить наркотики; публичная речь, в том числе на телевидении и радио, изобилует ненормативной лексикой и блатным жаргоном; бомжи - непременный атрибут вокзалов, поездов, метро и т.п.

Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как  ученики избивают своих учителей, пожилых людей убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами; пьяные матери выкидывают из окон своих младенцев; существует работорговля (в XXI веке!), причём в прямом, а отнюдь не в метафорическом смысле слова; развязно-агрессивные  юнцы демонстративно не уступают места  в транспорте пожилым людям, а  порой и способны убить за сделанное им замечание; широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение, а типичной реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал ... хохот. Все это - не сцены из «фильмов ужасов», а наша жизнь. Поражают не только сами подобные явления, но и толерантность к ним, восприятие их как привычных, а не как из ряда вон выходящих, как нормы нашей жизни.

При всем разнообразии описанных  явлений, а также процессов, характеризуемых  приведенными выше статистическими  данными, их можно подвести под общий  знаменатель, которому название «моральная деградация» современного российского общества или, используя известное выражение Э. Гидденса, «испарение морали». Отмечается, что «нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу» . И закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, «порча нравов» расценивается ими в качестве одного из худших результатов наших реформ .

Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных  наук. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания»; социологи показывают, что «в конце XX - начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения; акцентируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков - его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др.; экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия»; искусствоведы констатируют, что «у нас сформировалась тотально аморальная система»; философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего.

Рис. Динамика нравственного состояния современного российского общества

Институт психологии РАН в русле развиваемой в нем количественной макропсихологии разработал индекс нравственного состояния общества (ИНСО), основанный на интеграции таких показателей, как количество (на 100 тыс. жителей): 1) убийств и 2) беспризорных детей, 3) индекс коррупции, 4) индекс Джини, выражающий неравномерность распределения доходов.

Обращает на себя внимание и тот факт, что количественно  оцененное нравственное состояние  нашего общества в первые годы реформ ухудшалось высокими темпами, что свидетельствует  о связи его ухудшения именно с реформами и с сопутствовавшими им событиями, а в течение последующих  лет хотя и обнаруживало нелинейную, «волнообразную» динамику, уступало уровню 1990 г. почти в 2 раза.

  1. Причины и последствия падения нравов

 

Среди основных причин падения  нравов в пореформенной России обычно отмечаются следующие. Общее ослабление контроля над поведением граждан, трансформация  которого, как показывает история  и опыт других стран, характерны для «турбулентных», изменяющихся обществ, и неизбежно сопутствуют радикальным реформам. Нравственные качества реформаторов, многие из которых были рекрутированы в «демократы» из партийных и комсомольских работников, превратили ресурс административной власти в доступ к собственности и свою личную безнравственность обобщили в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики.

Специфический характер «трех  источников и трех составных частей»  современного российского бизнеса, которыми послужили:

а) бывшие советские «цеховики», т.е. подпольные производители товаров и услуг;

б) представители криминального  мира, в советские годы облагавшие данью «цеховиков» и применившие свой опыт в условиях рыночной экономики;

в) партийные и комсомольские  работники, с поразительной легкостью  сменившие социалистическую мораль на псевдокапиталистическую, а, по сути, на криминальную.

Распространение в начале 1990-х гг. таких иделогем, как «можно все, что не запрещено законом», «надо жить по закону, а не по совести», «главное деньги, и неважно какими путями они заработаны» и др., по существу, отрицающих всякую мораль, - решение давней российской альтернативы «по совести или по закону?» в пользу последнего и приведшее к тому, что наше общество стало жить и не по совести, и не по закону, а «по понятиям» 

Криминализация (не только в  общепринятом - рост преступности и  др., но и в расширенном смысле слова -криминализация «всей общественной жизни»), включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т.п.), ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т.д.

Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными  людьми современной России, которые  сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали.

Информация о работе Нравственное состояние российского общества