Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:17, реферат
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание. Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Введение……………………………………………………………………...……3
Симптомы моральной деградации………………………………….……..4
Причины и последствия падения нравов……………………………...….9
Пути возрождения нравственности…………………………………...…13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
Упразднение социальных институтов морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., которые при всех их общеизвестных недостатках выполняли очень важную социальную функцию - морального контроля.
Не имея в данном контексте возможности для развернутого изложения и обсуждения этих причин, подчеркнем, что нравственное состояние общества, которое сторонники «экономического детерминизма» склонны игнорировать, относя, по их явно уничижительному выражению, к «так называемой социалке», имеет в системе социальных процессов, по-существу, многокомпонетный статус, представляя собой одновременно три аспекта:
а) индикатор состояния общества;
б) следствие происходящих в нем процессов;
в) основу того, что ожидает это общество в будущем. Последнее с особой отчетливостью проявляется в низкой рождаемости, которая в последние годы обозначается, в том числе и органами власти, в качестве одной из ключевых проблем современной России.
Как показывают исследования, чисто экономические меры стимуляции рождаемости могут дать ее прирост в пределах 15 - 20%, поскольку основное влияние на нежелание иметь детей оказывают неэкономические факторы. Среди них, как демонстрируют опросы, одно из первых мест занимает нежелание рожать их в такой стране, нравственное неблагополучие которой акцентируется респондентами. А. Ю. Шевяков приводит данные о том, что «изменения тенденций рождаемости и смертности в России на 85 - 90% обусловлены избыточным неравенством и высокой относительной бедностью населения», выражающими нравственное состояние нашего общества, и подчеркивает, что «связь между социально-экономическими факторами и демографическими показателями опосредована психологическими реакциями людей и вытекающими из этих реакций поведенческими установками». А В. К. Левашов «катастрофическую депопуляцию» современной России объясняет «нравственным разрывом между обществом и государством». В частности, перманентное ощущение безнравственности, враждебности и агрессивности окружающей среды вызывает у человека стресс, апатию, депрессию и т.п., в свою очередь, порождающие психические расстройства, заболевания нервной системы, сердечнососудистые, желудочно-кишечные и прочие болезни. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 45% до 70% всех заболеваний связаны со стрессом, а такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита обнаруживают от него прямую зависимость .
Падение нравов играет важную роль среди мотивов самоубийств, а также имеет прямое отношение к удручающей статистике наркомании, алкоголизма, несчастных случаев и др., являющихся основными проявлениями физического саморазрушения нашего общества.
Аналогичные закономерности прослеживаются и в истории, в частности, «история дает немало примеров, начиная с гибели Римской империи, когда в целом экономически благополучные государства погибали в результате падения морального уровня населения». А Б. Кузык на материале важнейших исторических циклов эволюции российского государства показывает, что каждому его политическому и экономическому подъему и спаду всегда предшествовал, соответственно, подъем или спад духовной жизни и нравственности.
Вопреки провозглашенному отечественными реформаторами тезису о «ненужности» морали для рыночной экономики, их тесная связь показана еще в классических трудах М. Вебера и его последователей. Очевидна она и для представителей современного российского бизнеса. Закономерность, состоящая в том, что «чем выше уровень духовно-нравственного развития основной массы населения, тем успешнее развивается экономическая и политическая система страны» , «состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности», получает множественные подтверждения. А полученные нами данные демонстрируют, что нравственное состояние российского общества, количественно оцененное описанным выше способом, обнаруживает высокие корреляции с различными показателями его инновационной активности (табл. 2).
Уровень нравственности оказывает существенное влияние и на социально-политические процессы. В частности, трудно не согласиться с тем, что «этика и есть сердце демократии», поскольку последняя предполагает доверие граждан к ее институтам, которое невозможно без подчинения деятельности этих институтов базовым этическим принципам.
Таблица 2. Связь нравственного состояния российского общества с показателями инновационной активности
Показатели инновационной активности |
Коэффициент корреляции Пирсона |
Число патентов (на 1 млн. жителей) |
0,539 |
Доля инновационной продукции в общем объеме продукции |
0,888 |
Число использованных передовых технологий (на 1 млн жителей) |
0,938 |
Число созданных передовых технологий (на 1 млн. жителей) |
0,574 |
Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, российское общество по-прежнему «травмировано хаосом», а одной из его главных проблем является не дефицит свободы, в котором нас постоянно обвиняют с Запада , а прямо противоположное - дефицит контроля, прежде всего, контроля внутреннего - нравственного. Данная ключевая потребность современного российского общества преломляется в массовом сознании: подавляющее большинство наших сограждан, как демонстрируют опросы, выступает за ужесточение законов, нравенственную цензуру СМИ и другие формы нравственного контроля. Аналогичные интенции наблюдаются в органах власти, а также в Общественной палате, члены которой заявляют, что «главная проблема современной России - падение морально-нравственной культуры», и т.д. Все это говорит о том, что в нашем обществе вызрела соответствующая потребность.
Разумеется, попытаться дать
простой ответ на традиционный российский
вопрос «Что делать?» применительно
к нравственному состоянию
Тем не менее, ключевые направления возрождения нравственности «действенной терапией упадка нравов» - можно наметить.
Во-первых, пересмотр понимания свободы, оставшегося нам в наследство от первых лет реформ и носящего в современной России крайне искаженный характер. Свобода предполагает ее разумные ограничения, вживленные в менталитет граждан, в терминах психологической науки, интериоризованных ими. Подобное понимание свободы, прописанное в трудах И. Канта, И. А. Ильина и других выдающихся мыслителей, следует вживлять в умы наших сограждан с помощью системы образования, которая с начала 1990-х гт. практически абстрагировалась от решения нравственных и воспитательных проблем.
Во-вторых, возрождение институтов морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют. Едва ли следует стремиться к созданию институтов, напоминающих советские партийные и комсомольские организации, однако и школы, и вузы, и общественные организации могли бы выполнять функции морального контроля, для чего им необходим мандат общества на их выполнение.
В-третьих, в условиях характерного для современного российского общества дефицита внутренних -нравственных регулятивов, следовало бы прибегнуть к их «экстернализации» путем придания моральным нормам статуса законов. Как пишет О. Т. Богомолов, «пока нравственные нормы и принципы не станут частью общей культуры, надо принуждать нарушителей порядка к законопослушанию, к соблюдению правил общежития, используя авторитет власти, печати, телевидения» .
В-четвертых, декриминализация нашего общества и его бытовой культуры. Неверно думать, что эта проблема имеет отношение только к правоохранительным органам. В частности, декриминализация массового сознания предполагает не только очищение нашей лексики от блатного жаргона и т.п., но и радикальное изменение системы отношений между населением и правоохранительными органами, в том числе и отношения к их информированию о нарушениях закона, которое в нашей культуре, под очевидным влиянием криминального мира, квалифицируются как «доносы». Отсутствует и такое понятие, как «профессиональный преступник», хотя значительная часть наших сограждан, находясь на свободе, способна заниматься только криминальной деятельностью и не скрывает этого.
В-пятых, широкое привлечение ученых - социологов, психологов и др. - к разработке законов, которая у нас считается сферой компетентности лишь профессиональных юристов и вездесущих политиков. Законы - это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками.
Легко спрогнозировать, какое яростное сопротивление подобные меры вызвали бы у наших псевдолибералов, предельно исказивших разумное понимание свободы, и тех криминализированных социальных слоев, которым это выгодно. Однако риск новых идеологических коллизий в данном случае явно оправдан, ведь «хотим мы это признать или нет, но нравственность действительно лежит в основе всего» и, в частности, «пора осознать, что в России нравственное воспитание, духовное возрождение - вопрос выживания нации и одна из необходимых предпосылок оздоровления экономики» .
Заключение
Нравственное состояние
современного российского общества-
тема, которую изучают ученые уже несколько
тысяч лет. За это время уже было более-менее
сформировано понятие о морали и моральном
поведении человека. Вопрос оставался
в том, как сформировать нравственное
поведение человека.
Значение
и функция начальной школы в системе непрерывного
образования определяется не только преемственностью
ее с другими звеньями образования, но
и неповторимой ценностью этой ступени
становления и развития личности ребенка.
Психологи установили, что именно младший
школьный возраст характеризуется повышенной
восприимчивостью к усвоению нравственных
правил и норм. Это позволяет своевременно
заложить нравственный фундамент развитию
личности. Стержнем воспитания, определяющим
нравственное развитие личности в младшем
школьном возрасте, является формирование
гуманистического отношения и взаимоотношения
детей, опора на чувства, эмоциональную
отзывчивость.
Целью нравственного
воспитания является формирование целостной,
совершенной личности в ее гуманистическом
аспекте.
Последнее предполагает:
1.Выработку понимания жизненной важности
морали;
2.Установку на выработку нравственного
самосознания (совесть);
3.Выработку стимулов дальнейшего нравственного
развития;
4.Выработку моральной стойкости, желание
и умения сопротивляться злу, искушению
и соблазну самооправдания при нарушении
моральных требований;
5.Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания
являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое
средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального
осуждения.
Моральное воспитание осуществляется
в тесном органическом единстве, во-первых,
с основной (профессиональной) деятельностью,
во-вторых, с воспитанием мировоззренческим,
к которому примыкают другие развитые
формы общения и деятельности: художественно-
эстетическая, политическая, правовая
и т.д.
Кроме педагогического воздействия на
формирование нравственных качеств личности
оказывают влияние многие факторы: социальная
среда, различные виды деятельности, ведущие
типы общения, полоролевые различия детей,
при этом каждый возраст вносит свой вклад
в формирование нравственного сознания
личности; социальная обстановка, сложившаяся
в нашей стране, накладывает отпечаток
на формирование личности.
Список литературы
Информация о работе Нравственное состояние российского общества