Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 08:55, контрольная работа
Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции, например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго всегда соблюдались и соблюдаются до сих пор правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. В России этикету также уделялось много внимания. Например, уже в XVI веке был создан свод правил поведения для горожан - «Домострой», а в эпоху Петра I была издана книга для дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», где предписывалось быть вежливым и учтивым.
Введение………………..…………………………………………………………………………… 3
1.Нравственные основы этикета……………..……….………………………………….. 5
2. Основные принципы этикета……….…………… ……………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………………………… 15
Литература.…………………………………………………………………………………. ... 17
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Профессиональная этика и
На тему:
“Нравственные основания и принципы этикета”
Выполнила:
Сочи, 2010
2. Основные
принципы этикета……….…………… …………………………………….
10
Заключение……………………………………………………
Литература.…………………………………………………
Введение
В современном обществе, когда многие вещи зависят от правильного поведения и умения расположить к себе собеседника, основы этикета являются неотъемлемой частью культуры общества. Знание основ правил поведения говорит не только о высоком интеллектуальном уровне человека, но и о его уважении к партнеру и хорошем воспитании. Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев - вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности.
Этикет в современном его понимании немыслим вне этики. В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете – эстетическая направленность, форма его проявления. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения и др.
Этикет – явление историческое. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты; вторая сторона свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения. Этикет – составная часть культуры человека и общества. В него входят требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых особое значение придается определенным нормам поведения.
С самых первых шагов человечество, чтобы выжить в борьбе с суровой природой, должно было объединить свои усилия. Личные интересы каждого нужно было согласовать, а порой и подчинять интересам племени, поэтому уже в первобытном обществе в процессе совместного труда вырабатывались определенные требования, нормы поведения, которым следовали все члены общества. Древнейшие своды правил поведения, дошедшие до нас, созданы 5 тыс. лет назад. В древнекитайской «Книге исторических преданий» перечисляются пять основных положительных человеческих качеств: мудрость, человеколюбие, верность, почитание старших, мужество. Нормы поведения отрабатывались столетиями и, в конце концов, слились в одно понятие «этикет» - кодекс поведения, совокупность норм и обязанностей, которым следуют люди в различных жизненных ситуациях.
Официально понятие «Этикет» вошло в обиход в 17-м веке, когда на одном из приемов во дворце Людовика XIV гостям были розданы описания правил поведения. В переводе с французского «этикет» означает «надпись», «ярлык», «порядок проведения определенных церемоний».
Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции, например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго всегда соблюдались и соблюдаются до сих пор правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. В России этикету также уделялось много внимания. Например, уже в XVI веке был создан свод правил поведения для горожан - «Домострой», а в эпоху Петра I была издана книга для дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», где предписывалось быть вежливым и учтивым.
Конечно, со временем понятие этикета и его содержание во многом изменились, однако, по-прежнему этикет является совокупностью правил поведения, регулирующих внешнее проявления человеческих взаимоотношений – обхождение с окружающими, формы общения, приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда.
Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что - не принятым.
Основы этикета достаточно просты: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр. Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно. Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
Целью
данной работы является
1. Нравственные
основы этикета.
Этикет в современном понимании рассматривается как «совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» (Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. – М.: Политиздат, 1989. – С.427).
Этика, нравственное поведение человека в обществе, его моральная нагрузка в целях удобства жизни среди себе подобных и природы суть основа этикета. Этикет как установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении его обитания на земле, не только несет в себе внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные.
Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов – нрав, обычай. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (например, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.
Задача рационального
обоснования моральных
высоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречат практической пользе. Опыт часто показывает расхождение нравственного совершенства и житейского благополучия, так как моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы, которую можно было бы решить раз и навсегда.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Л.Н. Гумилев считает, что этика, как отношение сущего к должному, меняется при смене фаз этногенеза. В фазе подъема этноса этика заключается в безусловном подчинении индивида принципам системы, соответственно правила поведения (этикет в современном понимании) подробно рассматривали реализацию этического императива «будь тем, кем должен». Соответственно в фазе стагнации и дальнейшего упадка этноса правила поведения отражали прямо противоположный императив – «будь тем, кем хочешь ». Правила поведения были неписаными законами, однако известен письменный свод правил – Яса Чингисхана, - в котором примерно три четверти законов направлены на наказание людей, не оказавших помощи товарищу. Например, если монгол едет по степи, встречает того, кто хочет пить, и не даст ему напиться – смертная казнь; если он едет в строю и впереди едущий соратник уронил что-либо, а монгол не поднял и не отдал – смертная казнь (Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – СПб.: СЗКЭО, Издательский Дом «Кристалл», 2002. – С.153). Соблюдение правил поведения, основанных на взаимовыручке и взаимопомощи, было необходимым условием существования монгольского этноса в то время; это один из немногих случаев в мировой истории, когда соблюдение нравственных норм законодательно регламентировалось.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор универсальных, общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, гостеприимство, понятия чести, достоинства, скромность, терпимость, благожелательность и др. Однако иерархия ценностей, культивируемых и традиционно поддерживаемых в том или ином обществе, как правило, имеет свои особенности. Принцип гостеприимства входит в моральный кодекс любого народа, но далеко не у всех он стоит на первом месте. Почитание родителей занимает одну из верхних строк в мусульманской системе моральных ценностей и весьма слабо выражено у европейских народов.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенный
идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.
Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности. В основе этикета лежит уважение к людям. Человек, если и не любит ближнего, обязательно должен уважать, это залог выживания всех, чтобы не было трагедии и гибели от тесноты и голода. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет, а правда не всегда бывает приятной.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Можно говорить о том, что при обучении этикету основной упор делается или на обучение технике, или на обучение нормам. При этом наблюдается следующая закономерность: для тех культур, в которых этикет не утерял связь с «корнями», где он тесно сопряжен с верованиями, религией, ритуалами, на первый план выходит обучение нормам. Там, где такие связи утрачены, внимание уделяется в основном внешней стороне поведения. Если в традиционном обществе этикет является непосредственной реализацией моральных ценностей, то в культуре современного европейского типа он чаще всего представляет набор технических приемов с примитивными формулировками типа: «Нужно делать так, потому что иначе — неприлично». Для носителя традиции изначален и наиболее значим даже не поведенческий текст сам по себе, а те механизмы, которые порождают текст и как бы остаются в его глубине: система ценностей, религиозные, нравственные, психологические и другие установки.
Информация о работе Нравственные основания и принципы этикета