Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 08:55, контрольная работа
Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции, например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго всегда соблюдались и соблюдаются до сих пор правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. В России этикету также уделялось много внимания. Например, уже в XVI веке был создан свод правил поведения для горожан - «Домострой», а в эпоху Петра I была издана книга для дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», где предписывалось быть вежливым и учтивым.
Введение………………..…………………………………………………………………………… 3
1.Нравственные основы этикета……………..……….………………………………….. 5
2. Основные принципы этикета……….…………… ……………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………………………… 15
Литература.…………………………………………………………………………………. ... 17
К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов. Он дерется с ними, называет их
неприличными словами. С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится, но в данном случае это не является неэтичным. В данном случае - нарушение этикета, но не этики. Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов.
Законы этики рассматривают проблему в более широком плане и не касаются таких
мелочей, как обиды из-за того, что кто-то не сказал «Спасибо» или «Пожалуйста» или не
отправил коллеге поздравление и др.
Каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обмена
подарками, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе. Например, не принято дарить часы ни на Востоке, ни на Западе. В Японии число четыре является несчастливым, поэтому японцам неприлично дарить набор, состоящий из четырех предметов, сервиз на четыре персоны и т.д. Незнание этикета, неловкость, неуверенность в себе мешают развитию беседы в нужном направлении, ограничивают инициативу и сковывают поведение человека в любой обстановке.
Сознавая, какие выгоды это может принести в будущем, японские фирмы ежегодно
обучают свой персонал хорошим манерам, правилам и формам общения, проводят консультации по этим вопросам для своих служащих. Они тратят на обучение этикету сотни миллионов долларов. Они справедливо полагают, что лучше сегодня потратить деньги на эти цели, чем завтра потерять потенциальных клиентов, рынки сбыта своей продукции. Из-за неумения своих сотрудников правильно одеваться, корректно вести себя друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону, правильно подобрать и расставить персонал, порой, рушатся карьеры. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько наносится травм из-за неправильного поведения или невоспитанности.
И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет
шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой. Нравственные качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению - вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.
Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Считается, что хотя этикет в конечном счете выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в традиционном обществе он, как правило, становится ритуалом, имеет чисто внешнюю, зачастую оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер. Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения в соответствии с приоритетами, принятыми в данном социуме. Однако нам представляется очевидным, что этикетный ритуал связан с нравственными нормами и воспитывает как совершающих его, так и наблюдающих, даже если они не являются носителями данного менталитета. То есть этикет не только имеет нравственную основу, но есть и обратная связь – соблюдение этикетных норм способствует воспитанию нравственности. Недаром в настоящее время традиционные ценности – уважение к гостю, к старшим, к семье, к матери и пр. – сохраняются (как это ни печально для европейцев!) в высокоритуализированных социумах или этносах, таких, как кавказские народы, мусульмане или иудеи. Как члену фольклорной экспедиции в 1991 году автору этой работы довелось побывать в нескольких семьях русских староверов, живущих в среднем течении Енисея. Бытовой уклад и нормы поведения в этих семьях разительно отличаются от привычных нам. Уважение к старшим возведено в культ – за 2 – 3 часа интервью никто из сыновей (взрослых мужчин 40 – 60 лет) ни разу не вмешался в речь отца, не перебил, не попытался заполнить паузу, пока основной рассказчик собирался с мыслями, как только глава семьи поднимался с места, вставали все присутствующие. Отношение к нам (посторонним) приветливое, без излишней эмоциональности, манеры приятные, спокойные, речь ясная, с полным отсутствием грубых слов (для сибирской деревни явление небывалое!); высочайшее уважение к труду, к окружающей природе. Можно предположить, что дети, выросшие в таких семьях, усвоили традиционные нравственные ценности через строгие правила поведения в числе прочих воспитательных приемов. В то время как мы, не имевшие перед глазами таких примеров поведения, легко перебиваем старших, повышаем голос на родителей, не считаем нужным тщательно подбирать слова в разговоре и пр.
Всем
известно без преувеличения
Среди граждан так называемых демократических стран, к которым себя относит и Россия, ритуальность утрачивает свое значение, на первый план выходит толерантность как признак свободного общества, зачастую в ущерб другим правилам поведения, прежде всего скромности. Мы полагаем, что в обществе, где ребенок воспитывается, в частности, на уважении к старшим, к родителям, реализуемом во многом через ритуалы, ему вряд ли придет в голову подавать в суд на свою мать за то, что она не позволяет завести домашнее животное (об этом случае сообщали электронные СМИ).
Итак,
воспитанность, порядочность, этикетность
конкретного индивида в конкретных обстоятельствах
находятся в нерасторжимой культурной
взаимозависимости с общей культурой
и нравственными нормами. Нравственные
же нормы понятны и неизменны, как правило,
в религиозном обществе. Несомненно, что
человек, всерьез задумывающийся о морали
и этике, рано или поздно приходит к религии,
находя в ней незыблемые истины. Такой
путь характерен для крупнейших ученых
и мыслителей всего мира и, в особенности,
России: « Основная, наиболее глубокая
черта характера русского народа есть
его религиозность, именно поэтому русский
человек обладает особенно чутким различением
добра и зла» (Лосский Н.О. Условия абсолютного
добра: Основы этики; Характер русского
народа. – М.: Политиздат, 1991. – С. 240).
2. Основные
принципы этикета.
К числу основных принципов следует отнести в первую очередь так называемое золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Важнейшими принципами этикета являются также приоритет старшего и приоритет женщины.
В современном этикете выделяют четыре основных принципа:
1. Принцип гуманизма и человечности, который воплощается в требованиях быть вежливым, тактичным, корректным, учтивым, любезным, скромным и точным. Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев — вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности. Общие принципы культуры поведения конкретизируются в этих требованиях этикета. Быть вежливым – значит быть доброжелательным, приветливым. В реализации этого принципа важную роль играет речевой этикет, который регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу. Наличие готовых стереотипов поведения вообще и речевого поведения в частности избавляет человека от необходимости конструировать каждый раз заново схемы общения. С другой стороны, само разнообразие поведенческих тактик обеспечивается тем, насколько велик выбор стереотипов, т. е. какие возможности предоставляет человеку система этикета. В поведенческих стереотипах в обобщенном виде присутствует социальный опыт. С их помощью и через их посредство человек конкретизирует и типизирует не только ситуацию общения в целом, но и коммуникативные роли партнеров, в том числе и свою собственную роль.
При неприязненном личном отношении этикет требует быть как минимум корректным, уметь держать себя в рамках приличий в любых ситуациях. В известной голливудской комедии «Французский поцелуй» есть показательная в этом плане сцена в парижской гостинице. Прибывшая в Париж американка настойчиво, грубо и очень громко, привлекая всеобщее внимание, пытается получить у администратора конфиденциальную информацию, после серии вежливых отказов начинает бить кулаком по стойке, сильно мешая окружающим. Администратор, улыбаясь, произносит: «Благодарю Вас, мадам, за этот чарующий урок наших культурных различий».
Немаловажны мимика и жесты, особенно улыбка. В Японии, например, с недавних пор для работников метрополитена необходимо пройти тест на специальном аппарате, определяющем степень искренности улыбки в процентах. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.
Важны внимание, скромность, тактичность и деликатность. Как антипример, можно упомянуть современные российские СМИ, которые в большинстве своем абсолютно утратили эти свойства, многочисленные шоу зачастую обсуждают темы, даже упоминание о которых недопустимо в малознакомой компании с точки зрения этикета.
2. Принцип целесообразности действий, в соответствии с которым этикет позволяет человеку вести себя разумно, просто и удобно для него самого и для окружающих. Надо отметить, что в большинстве случаев, само зарождение норм этикета диктовалось целесообразностью. Можно в связи с этим вспомнить этикетное правило, согласно которому при рукопожатии мужчина должен снимать перчатку. Эта норма зародилась в средние века с их тревожной ментальностью, когда всякий незнакомый человек на дороге воспринимался как источник смертельной опасности. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что у него нет оружия и таким образом демонстрировал свое миролюбие. Так удавалось ослабить чувство тревоги, которое, как мы знаем сегодня, приводит к сильнейшему стрессу. Этой же цели служило этикетное правило, требующее при приветствии снимать рыцарский шлем: обнажение головы делало человека уязвимым, что так же показывало отсутствие у него агрессивных намерений.
Правила современного этикета по сравнению с требованиями аристократического (придворного) этикета разумны, просты и удобны. Там, где речь идет о костюме или приеме пищи, при незнании этикетных норм, можно руководствоваться целесообразностью. Как сесть в машину или на стул, куда положить сумку, как есть в ресторане тортильяс или суши, можно решить, представив себя со стороны. Если требуется рассадить гостей за столом, то здравый смысл подскажет развести подальше людей, не симпатизирующих друг другу.
В качестве примера реализации принципа целесообразности можно привести позволительные отступления от этикетных норм в отношении одежды. Так, даже строгий этикет государственных приемов допускает возможность при определенных условиях (жаркая погода, плохое самочувствие и пр.) ослабить галстук или снять пиджак, поскольку это целесообразно и не оскорбляет общественный вкус. Однако появившаяся в последнее время тенденция среди мужчин появляться на улице летом с голым торсом непозволительна с точки зрения этикета, поскольку нельзя в поведении руководствоваться только своими интересами, игнорируя окружающих, для которых полуобнаженный человек на улице неприличен, нескромен и часто просто неэстетичен.
3. Принцип красоты, или эстетической привлекательности поведения. Требования эстетической привлекательности поведения направлены на ограничение проявлений человеческой физиологии в межличностном общении, на обуздание природных инстинктов и страстей, отвечают насущным гигиеническим потребностям в чистоте и опрятности.
Это тот принцип этикета, соблюдение которого дается большинству из нас (российских граждан) с трудом. Правилам поведения в различных ситуациях (в гостях, за столом, в театре и пр.) необходимо учиться с детства, наше же обучение красивому поведению, как правило, ограничивается информацией о том, что ложку нужно держать в правой руке и не лазить пальцем в нос на публике, полученной в детском саду. Эстетические требования к правилам поведения направлены на ограничение проявлений человеческой физиологии в межличностном общении, на обуздание природных инстинктов и страстей, отвечают насущным гигиеническим потребностям в чистоте и опрятности.
В части эстетической привлекательности поведения большое значение имеет этикетная атрибутика, к которой относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
В
частности, принцип красоты
Книжный и журнальный рынок России дает широчайшие возможности всем желающим ознакомиться с формальными правилами поведения и стиля, количество литературы на эту тему очень велико, ценовой диапазон широкий.
Информация о работе Нравственные основания и принципы этикета