Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:46, курсовая работа
В этических явлениях присутствуют два момента:
личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);
объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика принципов общественной морали…………...5
ГЛАВА 2. Этические принципы и моральные проблемы в деятельности сотрудников полиции………………………………………………………………12
ГЛАВА 3. Мотивация поведения, психологические установки и направленность личности…………………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………
Федеральное Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра
Уголовного права, процесса, криминалистики
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
на тему: Основная
характеристика принципов общественной
морали
Выполнил_____________
Проверил______________ доцент
Бурвиков Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Общая характеристика принципов общественной морали…………...5
ГЛАВА 2. Этические
принципы и моральные проблемы в деятельности
сотрудников полиции……………………………………………………………
ГЛАВА 3. Мотивация
поведения, психологические установки
и направленность личности…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….21
ВВЕДЕНИЕ
В этических явлениях присутствуют два момента:
личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);
объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).
Первый
из отмеченных моментов относится к
характеристике морали, второй - нравственности.
Отличительная особенность
Специфика морали - в её фундаментальности - она делает возможными все прочие отношения между людьми, она заключается в особой нацеленности людей друг на друга, на сотрудничество. В этом смысле, следует согласиться с великим Конфуцием, который говорил, что основой всякой добродетели является человеколюбие. Если есть человеколюбие, то все остальные качества производны, и наоборот, если нет человеколюбия, то все поступки и отношения обесцениваются.
Необходимо
различать три измерения
Универсальное измерение. Согласно этому измерению, мораль стремится выделить фундаментальные принципы, постоянные ценности, которые должны управлять действиями человека: например, уважение к другим людям, любовь к ближнему, как к самому себе, и т.д. Эти предписания действительны для любого общества, любого времени, любого места. Однако они недостаточны для того, чтобы конкретно определить путь, по которому следует идти.
Частное
измерение. В этом измерении мораль
стремится перевести
Особые
измерения. Мораль учитывает уникальность
каждой личности, каждой ситуации. Здесь
она стремится найти то, что
окажется действительно возможным
в конкретной ситуации. На этом уровне
мораль разрешает конфликты между
такими нормами и ценностями, которые
нельзя соблюсти одновременно; учитывая
это, она стремится к компромиссу.
Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.
Мораль
зависит от условий человеческого
бытия, сущностных потребностей человека,
но определяется уровнем общественного
и индивидуального сознания. Наряду
с другими формами
Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.
Регулятивная
функция считается ведущей
Воспитательная
функция морали состоит в том,
что она участвует в
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.
Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).
Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.
Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения".
Моральные
отношения возникают между
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные
нормы – это социальные нормы,
регулирующие поведение человека в
обществе, его отношение к другим
людям, к обществу и к себе. Их
выполнение обеспечивается силой общественного
мнения, внутренним убеждением на основе
принятых в данном обществе представлений
о добре и зле, справедливости
и несправедливости, добродетели
и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.
В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.
Информация о работе Основная характеристика принципов общественной морали