Основная характеристика принципов общественной морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание

В этических явлениях присутствуют два момента:
личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);
объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика принципов общественной морали…………...5
ГЛАВА 2. Этические принципы и моральные проблемы в деятельности сотрудников полиции………………………………………………………………12
ГЛАВА 3. Мотивация поведения, психологические установки и направленность личности…………………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

Этика.docx

— 44.25 Кб (Скачать документ)

                                     Федеральное Государственное

 бюджетное  образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

Тульский  государственный университет

Кафедра Уголовного права, процесса, криминалистики 
 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

                                        Профессиональная  этика

на тему: Основная характеристика принципов общественной морали 
 
 
 
 

Выполнил_____________  студентка гр. Б761011 Гилева М.О. 

Проверил______________  доцент Бурвиков Н.В. 
 
 

 

                                                  

                                                            Тула 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Общая характеристика принципов общественной морали…………...5

ГЛАВА 2. Этические принципы и моральные проблемы в деятельности сотрудников полиции………………………………………………………………12

ГЛАВА 3. Мотивация поведения, психологические установки и направленность личности…………………………………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 
     

В этических  явлениях присутствуют два момента:

личный  момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);

объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Первый  из отмеченных моментов относится к  характеристике морали, второй - нравственности. Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное  и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

Специфика морали - в её фундаментальности - она  делает возможными все прочие отношения  между людьми, она заключается  в особой нацеленности людей друг на друга, на сотрудничество. В этом смысле, следует согласиться с  великим Конфуцием, который говорил, что основой всякой добродетели  является человеколюбие. Если есть человеколюбие, то все остальные качества производны, и наоборот, если нет человеколюбия, то все поступки и отношения обесцениваются.

Необходимо  различать три измерения морали.

Универсальное измерение. Согласно этому измерению, мораль стремится выделить фундаментальные  принципы, постоянные ценности, которые  должны управлять действиями человека: например, уважение к другим людям, любовь к ближнему, как к самому себе, и т.д. Эти предписания действительны  для любого общества, любого времени, любого места. Однако они недостаточны для того, чтобы конкретно определить путь, по которому следует идти.

Частное измерение. В этом измерении мораль стремится перевести фундаментальные  ценности в конкретные нормы, которые  их уточняют (например, нерасторжимость  брака). Эти нормы, разработанные  людьми, не универсальны и могут  изменяться, но при этом всегда стремятся  выразить фундаментальные ценности.

Особые  измерения. Мораль учитывает уникальность каждой личности, каждой ситуации. Здесь  она стремится найти то, что  окажется действительно возможным  в конкретной ситуации. На этом уровне мораль разрешает конфликты между  такими нормами и ценностями, которые  нельзя соблюсти одновременно; учитывая это, она стремится к компромиссу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика принципов  общественной морали.

     Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

     Мораль  – это один из способов регулирования  поведения людей в обществе. Она  представляет собой систему принципов  и норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном обществе понятиями  о добре и зле, справедливом и  несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

     Особенностью  морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения.

     Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые  в длительном процессе исторического  развития общества.

     Всякий  поступок, поведение человека может  иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное  содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно  воспроизводятся в обществе силой  традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

     Ответственность в морали имеет духовный, идеальный  характер (осуждение или одобрение  поступков), выступает в форме  моральных оценок, которые человек  должен осознать, внутренне принять  и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и  поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

     Мораль  зависит от условий человеческого  бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного  и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования  поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества  индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную  определенным социальным законам.

     Исследуя  вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую  и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

     Регулятивная  функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с  точки зрения учета интересов  других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через  индивидуальное поведение.

     Воспитательная  функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию  человеком своего достоинства, долга  перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту  функцию принято характеризовать  как гуманистическую. Она оказывает  влияние на регулятивную и другие функции морали.

     Мораль  рассматривают и как особую форму  общественного сознания, и как  вид общественных отношений, и как  действующие в обществе нормы  поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

     Нравственное  сознание является одним из элементов  морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

     Мораль  нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

     Выступая  против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович  писал: "Нравственное сознание –  это взгляды, убеждения, идеи о добре  и зле, о достойном и недостойном  поведении, а нравственность – это  действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение  людей, их взаимоотношения".

     Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей  нравственный характер. Они различаются  по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

     Нравственная  деятельность представляет собой объективную  сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

     Совокупность  поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято  называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного  облика.

     Нравственная  деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь  являются побуждения, которыми руководствуется  человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь  определенного идеала и т. д.

     В структуре морали принято различать  образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные  принципы, нравственные идеалы, моральные  критерии и др.

     Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в  обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного  мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений  о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели  и пороке, должном и осуждаемом. 

     Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в  определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих  регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

     В отличие от простых обычаев и  привычек, когда люди однотипно поступают  в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

Информация о работе Основная характеристика принципов общественной морали