Основная характеристика принципов общественной морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание

В этических явлениях присутствуют два момента:
личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);
объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика принципов общественной морали…………...5
ГЛАВА 2. Этические принципы и моральные проблемы в деятельности сотрудников полиции………………………………………………………………12
ГЛАВА 3. Мотивация поведения, психологические установки и направленность личности…………………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

Этика.docx

— 44.25 Кб (Скачать документ)

     Кратко  охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что  влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма  направленности. С психологической  точки зрения — это психическое  состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку  представленная в нем потребность  либо угасает, либо осознается, превращаясь  в желание.

     Желание — это осознанная потребность  и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

     Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда  в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к  деятельности.

     Наиболее  ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес —  это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание  целей деятельности и тем самым  способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно  интерес обнаруживается в эмоциональном  тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному  объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые  интересы, соответствующие более  высокому уровню познавательной деятельности.

     Интересы  являются важнейшей побудительной  силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту  как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая  выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует  подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной  из наиболее ярких характеристик  личности.

     Интерес в динамике своего развития может  превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует  направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

     Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал — это  конкретизируемая в образе или представлении  предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что  ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

     Убеждение — высшая форма направленности —  это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают  личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

     Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении  человека есть две функционально  взаимосвязанные стороны: побудительная  и регуляционная. Рассмотренные  нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

     Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением  потребности субъекта. Под мотивом  также часто понимают причину, лежащую  в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

     Термин  «мотивация» представляет собой  более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и  многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего  в научной литературе мотивация  рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность.

     Вопрос  о мотивации деятельности возникает  каждый раз, когда необходимо объяснить  причины поступков человека. Причем любая форма поведения может  быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и  конечного пунктов объяснения выступают  психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние  условия и обстоятельства его  деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Ничто не может происходить вне морали, т.е. вне круга ценностей, определяющих жизнь человека. Каждая личность, каждая группа, каждое общество - это определенная система норм, идеалов, запретов, которые  позволяют личности постепенно совершенствоваться в выбранном направлении. Мораль, таким образом, есть обязательное измерение  человеческого существования. Конечная цель морали - счастье человека, наиболее гармоничное развитие отдельной  личности и всех людей.

Одним из необходимых признаков истинной морали является вечность, неизменность ее принципов и категорий, в том  числе категорий добра и зла, которые являются наиболее общими и  фундаментальными понятиями этики.

Материальные  вещи, особенно те, что созданы человеком, склонны к изменениям. Более того, они должны изменяться и улучшаться. Человеческий гений постоянно изобретает лучшие вещи. Это составляет часть  прогресса, к которому человек по природе стремится в своем  творчестве.

Но моральные  принципы и ценности относятся к  иному порядку. Одни из них являются относительными, а другие - абсолютными  и неизменными. Они неизменны  потому, что в числе многих иных вещей не позволяют нам совершать  действия, которые направлены против нашего достоинства. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Афанасьева  О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – М.: Академия, Мастерство, 2001. – С.224
  2. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – С.288
  3. Боголюбов С.А. Этические и правовые вопросы предпринимательства: Практическое пособие / С.А. Боголюбов, Г.М. Волков, Б.А. Геренрот. – М.: Норма, 2008. – С.240
  4. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – С.320
  5. Гравицкий А. Основы деловой этики / А. Гравицкий. – СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2007. – С.190
  6. Губин В.Д. Основы этики: Учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. – С.224
  7. Гусейнов А.А. Античная этика / А.А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003. – С.270
  8. Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – М.: ТетраСистемс, 2008. – С.144
  9. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – С.416
  10. Егоршин А.П.Этика деловых отношений: Учебное пособие / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – М.: НИМБ, 2005. – С.416
  11. Канке В.А. Современная этика: Учебник. 2-е изд., стереотип. / В.А. Канке. – М.: Омега-Л, 2008. – С.400
  12. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2008. – С.432
  13. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник. 3-е изд., измененное / А.С. Кобликов. – М.: Норма, 2008. – С.176
  14. Кондрашев В.А.Этика: История и теория / В.А. Кондрашев // Кондрашев В.А. Этика: История и теория; Чичина Е.А. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 3 – 307.
  15. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. – Ростов-на-Дону: Феникс, ТетраСистемс, 2004. – 304 с.

Информация о работе Основная характеристика принципов общественной морали