Основные категории эстетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:53, реферат

Описание

Духовно-практическое же освоение в эстетическом аспекте во второй группе следует понимать как определенный результат взаимодействия объективного состояния и субъекта социальной жизни, как нечто третье, в котором они своеобразно соединяются и отражаются в категориях эстетического идеала, вкуса и чувства.Наконец, категории третьей группы: искусство, художественный образ, творчество отражают те явления, в которых реализуется творческая природа человека; в эстетическом аспекте раскрывается субъект социальной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Эстетическое как универсальная категория эстетики………………………….4
2.Эстетические категории отражающие духовно-практическое освоение
мира………………………………………………………………………………….8
3.Эстетические категории отражающие мир субъекта социально-духовной жизни………………………………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

реферат по эстетике.docx

— 42.97 Кб (Скачать документ)

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра управления персоналом

Специальность «Управление персоналом»

Специализация «Служба персонала и кадровое консультирование»

Реферат

по дисциплине: Эстетика

на тему:Основные категории эстетики

 

Выполнила:

Бурова Тамара Константиновна

Студентка 3 курса, гр. 29УПЗУ

Оценка:________________

                                                               Преподаватель

_______________/_____________________________/

                                            (Подпись)                   Кружилова Т.В.  

                                                                                  ст.препод.          

                                                                «______»_________________201___г. 

 

Сдано «____»_______________ 201___г.

 

Методист______________________________            ______________

                                   (ФИО)                                                    Подпись                                      

 

 

 

 

Москва 2011г

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Эстетическое как универсальная категория эстетики………………………….4

2.Эстетические  категории отражающие духовно-практическое освоение

 мира………………………………………………………………………………….8

3.Эстетические категории  отражающие мир субъекта социально-духовной  жизни………………………………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………….16

Список используемой литературы………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эстетические категории - это наиболее общие признаки, с  помощью которых описываются  процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы  художественного восприятия. Все группы эстетических категорий находятся в определенной субординации и координации. Выделяются три группы категорий, которые можно обозначить как отражающие:

1 — объективные состояния,

2 — духовно-практическое  освоение мира

3 — мир субъекта социальной  жизни.

В первой группе категорий  отражены именно объективные состояния, а не объективные отношения, так  как объективность указывает  на нечто существующее вне, до или  после практики и отражения, в  то время как объективность указывает  на процесс или деятельность. Это  прекрасное, возвышенное, трагическое  и комическое.

Духовно-практическое же освоение в эстетическом аспекте во второй группе следует понимать как определенный результат взаимодействия объективного состояния и субъекта социальной жизни, как нечто третье, в котором  они своеобразно соединяются  и отражаются в категориях эстетического  идеала, вкуса и чувства.Наконец, категории третьей группы: искусство, художественный образ, творчество отражают те явления, в которых реализуется творческая природа человека; в эстетическом аспекте раскрывается субъект социальной жизни.Таким образом, качественные особенности этих трех групп эстетических категорий характеризуются отражением определенных сторон эстетического предмета, тем многообразием мира, который эстетически осваивается, познается и преобразуется человеком.

Целью моей работы является рассмотрение и анализ содержания основных  категорий эстетики.

  1. Эстетическое  как универсальная категория эстетики

 

Эстетическое, в широком  смысле, есть совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного, социального или духовного бытия.

Поэтому свойством эстетического  обладает не только гармоническое (прекрасное, эстетический идеал, искусство), но и дисгармоническое (возвышенное, ужасное, уродливое, низменное, трагическое), так как и в том и другом наиболее полно выражается сущность данного рода бытия.

Эстетическим является не только прекрасное (что не вызывает сомнений), но и уродливое, и низменное, и трагическое в том случае, если в нем наиболее совершенно выражена его сущность — сущность рода.

Онтологическое значение эстетического заключается в  том, что оно является бытием совершенного, феноменологическое — в многообразии явлений, обладающих этим свойством  как полнотой существования, социологическое  — в том, что предмет эстетики в этом случае приобретает большую  широту и глубину, становясь, фигурально выражаясь, более демократичным.

Эстетическое как совершенное  обнаруживается и возникает в  результате материально-духовной практики человечества, т.е. оно имеет двоякое  происхождение: с одной стороны, оно объективно и осваивается  и преобразуется в практике (например, прекрасное в природе и обществе), с другой — оно есть объективированный  результат этой практики (например, в эстетическом идеале и искусстве). В результате такого «столкновения» в процессе духовно-практического  освоения мира, объективного состояния  и субъекта социальной жизни, природного (материального) и идеального (духовного) возникает и функционирует совершенно новый объективный феномен —  эстетическое.

Эстетическое есть результат  материально-духовной практики человека, оно не является только проекцией  идеала на «потухшую» природу, оно есть совершенно новое, специфическое реальное образование, своеобразная «вторая  природа», возникшая как органический сплав объективного и субъективного.

Диалектика взаимосвязи  объективно-эстетического с эстетическим познанием заключается также  в том, что общественная практика — это единый процесс воздействия  на человека объективных эстетических сторон действительности и их раскрытия  и преобразования по законам красоты.

«Вторая природа», возникающая  в процессе этой практики, существует также независимо от человека и становится объектом эстетического познания и  преобразования. Человек, творя по законам  красоты, вместе с тем объективирует  и превращает все созданное в  предмет эстетического познания и совершенствования.

Эстетическое в действительности не есть нечто застывшее и неизменное, оно изменяется и совершенствуется в процессе исторического развития природы, и главным образом человеческого  общества. Объективность эстетического  доказывается не только практикой общественного  развития, но и великими достижениями современной науки.

Специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре деятельности: цель - действие - операция эстетическая деятельность развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу.

А.В. Луначарский в свое время писал: «Эстетическая деятельность — это стремление к гармонии впечатлений, переживаний», и в этом смысле она есть проявление позитивного совершенства. Но все же главная ее особенность связана не только с переживаниями и впечатлениями, а с действием, развертывающимся через общественные и индивидуальные интересы, потребности, способности, чувства человека.

Под эстетическими категориями, отражающими объективные состояния, понимают такие наиболее фундаментальные, узловые понятия эстетики, в которых  в эстетическом аспекте отражено многообразие совершенного, существующего вне нас в природе, в обществе и в общественном сознании. Сюда входят такие категории, как прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.

Первую такую категории прекрасное следует определить как совершенное гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, выражена тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. В досократовской философии она имела космический характер. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным.

Красота есть преображение материи через воплощение в ней  сверх материального начала.

 Ужасы, болезни, войны  в произведении искусства могут  быть преобразованы так, что  становится предметом эстетического  наслаждения, в литературе, в музыке, живописи и т.д .

Возвышенное.  Прекрасное основано на чувстве удовольствия, возвышенное неудовольствия. Бёрк стремился доказать абсолютный контраст прекрасного и возвышенного, доказывая что с безобразное вполне совместимо с идеей возвышенного. В английской эстетической мысли категория возвышенного получила больше распространение.

  И Кант, который сопоставил эти две формы эстетического, отмечал, что если прекрасное доставляет наслаждение само по себе, то возвышенное доставляет удовольствие, только будучи осмыслено с помощью идей разума. Так как воздействие возвышенного не непосредственно, а преломляется через разум, то в отличие от прекрасного, которое в природе обнаруживается только в предметах отличающихся совершенством формы, чувство возвышенного может порождаться и предметами бесформенными хаотичными.

Ф. Шиллер анализируя чувство возвышенного, выделил в нем три составные части. Во-первых, явление природы как сила, неизмеримо превосходящая человека. Во-вторых, отношение этой силы к нашей физической способности к сопротивлению. В-третьих, отношение ее к нашей моральной личности и к нашему духу. Таким образом, чувство возвышенного возникает вследствие действия трех последовательных представлений: объективной физической силы, нашего объективного физического бессилия и нашего субъективного морального превосходства.

Трагическое. Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека, восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования.Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного.

У Шиллера основой трагического является конфликт нравственной и чувственной  природы человека. В статье «О трагическом  искусстве» он писал, что в основе трагических эмоций лежат следующие  условия. Во-первых, предмет нашего сострадания должен быть родственен нам в полном смысле этого слова, а действие, которое должно вызвать  сострадание, должно быть нравственным, то есть свободным. Во-вторых, страдание, его источники и степени, должны быть полностью сообщены нам в виде ряда связанных между собой событий. В-третьих, оно должно быть чувственно воспроизведено, не описано в повествовании, но непосредственно представлено нам виде действия».

Комическое. Существуют различные  трактовки места комического  в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию  полярную трагическому или возвышенному: например, немецкий писатель и теоретик искусства Жан-Поль определил комическое как «оборотную сторону возвышенного». Но многие авторы считают его категорией эстетики, имеющей такое же значение, как и все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки - от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых.Теоретическое осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и иронии. В «Филее» Платон определяет комическое как душевное состояние являющееся смесью печали и удовольствия. В диалоге Платона «Пир» Сократ проводит идею связи трагического и комического. Аристотель говорит о комедии как «насмешливых песнях, которые изображают действия людей негодных».

Таким образом, анализ эстетических категорий, отражающих объективные  состояния, позволяет обнаружить своеобразие  проявления эстетического как совершенного в их сущности, показать многообразие форм проявления, феноменологию этой сущности в категориях прекрасного, возвышенного, трагического и комического, раскрыть их гносеологическое и социальное значение.

Информация о работе Основные категории эстетики