Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:53, реферат
Духовно-практическое же освоение в эстетическом аспекте во второй группе следует понимать как определенный результат взаимодействия объективного состояния и субъекта социальной жизни, как нечто третье, в котором они своеобразно соединяются и отражаются в категориях эстетического идеала, вкуса и чувства.Наконец, категории третьей группы: искусство, художественный образ, творчество отражают те явления, в которых реализуется творческая природа человека; в эстетическом аспекте раскрывается субъект социальной жизни.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Эстетическое как универсальная категория эстетики………………………….4
2.Эстетические категории отражающие духовно-практическое освоение
мира………………………………………………………………………………….8
3.Эстетические категории отражающие мир субъекта социально-духовной жизни………………………………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………...17
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-
Юридический факультет
Кафедра управления персоналом
Специальность «Управление персоналом»
Специализация «Служба персонала и кадровое консультирование»
Реферат
по дисциплине: Эстетика
на тему:Основные категории эстетики
Выполнила:
Бурова Тамара Константиновна
Студентка 3 курса, гр. 29УПЗУ
Оценка:________________
_______________/______________
Сдано «____»_______________ 201___г.
Методист______________________
Москва 2011г
Содержание
1.Эстетическое как универсальная категория эстетики………………………….4
2.Эстетические категории отражающие духовно-практическое освоение
мира…………………………………………………………………
3.Эстетические категории
отражающие мир субъекта
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Эстетические категории - это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия. Все группы эстетических категорий находятся в определенной субординации и координации. Выделяются три группы категорий, которые можно обозначить как отражающие:
1 — объективные состояния,
2 — духовно-практическое освоение мира
3 — мир субъекта социальной жизни.
В первой группе категорий
отражены именно объективные состояния,
а не объективные отношения, так
как объективность указывает
на нечто существующее вне, до или
после практики и отражения, в
то время как объективность
Духовно-практическое же освоение в эстетическом аспекте во второй группе следует понимать как определенный результат взаимодействия объективного состояния и субъекта социальной жизни, как нечто третье, в котором они своеобразно соединяются и отражаются в категориях эстетического идеала, вкуса и чувства.Наконец, категории третьей группы: искусство, художественный образ, творчество отражают те явления, в которых реализуется творческая природа человека; в эстетическом аспекте раскрывается субъект социальной жизни.Таким образом, качественные особенности этих трех групп эстетических категорий характеризуются отражением определенных сторон эстетического предмета, тем многообразием мира, который эстетически осваивается, познается и преобразуется человеком.
Целью моей работы является рассмотрение и анализ содержания основных категорий эстетики.
Эстетическое, в широком смысле, есть совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного, социального или духовного бытия.
Поэтому свойством эстетического обладает не только гармоническое (прекрасное, эстетический идеал, искусство), но и дисгармоническое (возвышенное, ужасное, уродливое, низменное, трагическое), так как и в том и другом наиболее полно выражается сущность данного рода бытия.
Эстетическим является не только прекрасное (что не вызывает сомнений), но и уродливое, и низменное, и трагическое в том случае, если в нем наиболее совершенно выражена его сущность — сущность рода.
Онтологическое значение эстетического заключается в том, что оно является бытием совершенного, феноменологическое — в многообразии явлений, обладающих этим свойством как полнотой существования, социологическое — в том, что предмет эстетики в этом случае приобретает большую широту и глубину, становясь, фигурально выражаясь, более демократичным.
Эстетическое как совершенное
обнаруживается и возникает в
результате материально-духовной практики
человечества, т.е. оно имеет двоякое
происхождение: с одной стороны,
оно объективно и осваивается
и преобразуется в практике (например,
прекрасное в природе и обществе),
с другой — оно есть объективированный
результат этой практики (например,
в эстетическом идеале и искусстве).
В результате такого «столкновения»
в процессе духовно-практического
освоения мира, объективного состояния
и субъекта социальной жизни, природного
(материального) и идеального (духовного)
возникает и функционирует
Эстетическое есть результат материально-духовной практики человека, оно не является только проекцией идеала на «потухшую» природу, оно есть совершенно новое, специфическое реальное образование, своеобразная «вторая природа», возникшая как органический сплав объективного и субъективного.
Диалектика взаимосвязи
объективно-эстетического с
«Вторая природа», возникающая в процессе этой практики, существует также независимо от человека и становится объектом эстетического познания и преобразования. Человек, творя по законам красоты, вместе с тем объективирует и превращает все созданное в предмет эстетического познания и совершенствования.
Эстетическое в
Специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре деятельности: цель - действие - операция эстетическая деятельность развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу.
А.В. Луначарский в свое время писал: «Эстетическая деятельность — это стремление к гармонии впечатлений, переживаний», и в этом смысле она есть проявление позитивного совершенства. Но все же главная ее особенность связана не только с переживаниями и впечатлениями, а с действием, развертывающимся через общественные и индивидуальные интересы, потребности, способности, чувства человека.
Под эстетическими категориями,
отражающими объективные
Первую такую категории прекрасное следует определить как совершенное гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, выражена тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. В досократовской философии она имела космический характер. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным.
Красота есть преображение материи через воплощение в ней сверх материального начала.
Ужасы, болезни, войны
в произведении искусства
Возвышенное. Прекрасное основано на чувстве удовольствия, возвышенное неудовольствия. Бёрк стремился доказать абсолютный контраст прекрасного и возвышенного, доказывая что с безобразное вполне совместимо с идеей возвышенного. В английской эстетической мысли категория возвышенного получила больше распространение.
И Кант, который сопоставил эти две формы эстетического, отмечал, что если прекрасное доставляет наслаждение само по себе, то возвышенное доставляет удовольствие, только будучи осмыслено с помощью идей разума. Так как воздействие возвышенного не непосредственно, а преломляется через разум, то в отличие от прекрасного, которое в природе обнаруживается только в предметах отличающихся совершенством формы, чувство возвышенного может порождаться и предметами бесформенными хаотичными.
Ф. Шиллер анализируя чувство возвышенного, выделил в нем три составные части. Во-первых, явление природы как сила, неизмеримо превосходящая человека. Во-вторых, отношение этой силы к нашей физической способности к сопротивлению. В-третьих, отношение ее к нашей моральной личности и к нашему духу. Таким образом, чувство возвышенного возникает вследствие действия трех последовательных представлений: объективной физической силы, нашего объективного физического бессилия и нашего субъективного морального превосходства.
Трагическое. Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека, восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования.Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного.
У Шиллера основой трагического является конфликт нравственной и чувственной природы человека. В статье «О трагическом искусстве» он писал, что в основе трагических эмоций лежат следующие условия. Во-первых, предмет нашего сострадания должен быть родственен нам в полном смысле этого слова, а действие, которое должно вызвать сострадание, должно быть нравственным, то есть свободным. Во-вторых, страдание, его источники и степени, должны быть полностью сообщены нам в виде ряда связанных между собой событий. В-третьих, оно должно быть чувственно воспроизведено, не описано в повествовании, но непосредственно представлено нам виде действия».
Комическое. Существуют различные трактовки места комического в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному: например, немецкий писатель и теоретик искусства Жан-Поль определил комическое как «оборотную сторону возвышенного». Но многие авторы считают его категорией эстетики, имеющей такое же значение, как и все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки - от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых.Теоретическое осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и иронии. В «Филее» Платон определяет комическое как душевное состояние являющееся смесью печали и удовольствия. В диалоге Платона «Пир» Сократ проводит идею связи трагического и комического. Аристотель говорит о комедии как «насмешливых песнях, которые изображают действия людей негодных».
Таким образом, анализ эстетических категорий, отражающих объективные состояния, позволяет обнаружить своеобразие проявления эстетического как совершенного в их сущности, показать многообразие форм проявления, феноменологию этой сущности в категориях прекрасного, возвышенного, трагического и комического, раскрыть их гносеологическое и социальное значение.