Основные категории эстетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:53, реферат

Описание

Духовно-практическое же освоение в эстетическом аспекте во второй группе следует понимать как определенный результат взаимодействия объективного состояния и субъекта социальной жизни, как нечто третье, в котором они своеобразно соединяются и отражаются в категориях эстетического идеала, вкуса и чувства.Наконец, категории третьей группы: искусство, художественный образ, творчество отражают те явления, в которых реализуется творческая природа человека; в эстетическом аспекте раскрывается субъект социальной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Эстетическое как универсальная категория эстетики………………………….4
2.Эстетические категории отражающие духовно-практическое освоение
мира………………………………………………………………………………….8
3.Эстетические категории отражающие мир субъекта социально-духовной жизни………………………………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

реферат по эстетике.docx

— 42.97 Кб (Скачать документ)

 

2.Эстетические  категории отражающие духовно-практическое освоение мира

 

Эти группы эстетических категорий, будучи более непосредственным отражением духовно-практического освоения действительности человеком, специфически соединяют в себе содержание категорий объективного состояния и мира субъекта социально-духовной жизни.

Вместе с тем первая категория этой группы  эстетический идеал как бы впитывает в себя содержание категорий эстетического вкуса и эстетического чувства, становясь по объему и содержанию наиболее широкой, и тем самым, в обратной субординации, воздействует на них и корректирует их содержание и объем.

Эстетический идеал является такой категорией в этом ряду, в которой еще основательно выражена объективная социальная и духовная сущность человека. Онтологическая сущность эстетического идеала заключается в том, что в нем концентрированно выражено поступательное развитие общества в конкретно-чувственном, образном раскрытии совершенства человека и природы.Социально-объективное еще определяет здесь критерии совершенства и гармонии (прекрасного).

В этом смысле эстетический идеал является своеобразной доминантой, организующей структуру эстетического  сознания определенной эпохи. И это  делает его единством действительного  и должного при определяющей роли последнего.

Но идеал вообще, а эстетический идеал в особенности как конкретно-чувственное  бытие сущности, не может быть только должным. Эстетический идеал это не только «путеводная звезда», но и самая действительность, понятая в развитии; в этом диалектическая основа его существования.

В том же случае, когда  в эстетическом идеале начинает доминировать момент идеализации или приземления  объективной реальности, его онтологическая структура разрушается.

Феноменологически эстетический идеал существует как исторически конкретный образ совершенной жизни, человека и природы.

Наиболее полно феноменология  эстетического идеала, конечно, выражается в искусстве, в образах совершенного человека как социально-природного существа.

В гносеологическом аспекте эстетический идеал есть представление о совершенной жизни, т.е. конкретно-обобщенное. Это нечто аналогичное конкретному, которое в понимании К. Маркса возникает в процессе научного познания, идущего от конкретно-отдельного к абстрактному и от него к конкретно-всеобщему. Но, в отличие от научного конкретно-всеобщего, конкретно-обобщенное в эстетическом идеале есть единство чувственного и абстрактного, в котором действительность не принижается, но и не превращается в нечто эфемерное. В истинном эстетическом идеале воплощено единство познания действительности и предвосхищение будущего. В таком понимании эстетического идеала снимается кантовская антиномия должного и действительного.

Эстетический вкус является такой категорией, которая объединяет в себе эстетический идеал и эстетическое чувство, это как бы связующее звено между социальным миром, природой и человеком.

Особенно полно это  выражается в онтологии эстетического вкуса, который, с одной стороны, является способностью высказывать суждение об эстетических достоинствах предмета, с другой — переживанием, рефлексией, эмоцией, в которой реализуется субъективное и индивидуальная неповторимость личности.

Феноменологически эстетический вкус выражается в многообразии индивидуальных рационально-эмоциональных оценок, в «антиномии» всеобщего и единичного, которая разрешается через диалектическое единство воплощенных в нем эстетического идеала и эстетического чувства. Всеобщность идеала здесь оказывается необходимым условием существования эстетического вкуса личности, социальной группы. И в этом смысле обыденное суждение о том, что о вкусах не спорят, верно на уровне суждения об индивидуальном эстетическом вкусе, но оно неверно в принципе, когда речь идет о социально-природной сущности эстетического вкуса.

Поэтому развитой эстетический вкус в значительной степени определяется исторически конкретным эстетическим идеалом.

В гносеологическом аспекте эстетический вкус есть, условно говоря, некое «абстрактное», в котором присутствует в снятом виде социальное и природное содержание эстетического чувства, так как вкус еще не есть конкретно-обобщенное, т.е. эстетический идеал. Он является как бы субординирующим гносеологическим звеном между ними; «абстрактным моментом», тяготеющим к полноте эстетического идеала, но еще не оторвавшимся от эстетически-чувственного.

В социальном аспекте категория эстетического вкуса органически связана с проблемой полноты эстетического бытия личности, т.е. с проблемой эстетического воспитания, с процессом формирования социально-природного и духовного совершенства человека. Здесь очень важно подчеркнуть, что эстетический вкус как некая целостность, как субординация эстетического идеала и эстетического чувства формируется не только искусством, но и всей духовно-практической деятельностью человека. И в этом смысле чеховская «формула» «В человеке все должно быть прекрасно: и мысли, и лицо, и одежда» раскрывает существенные признаки развитого эстетического вкуса. Таким образом, в категории эстетического вкуса в социальном смысле зафиксирована практика духовно-природного совершенствования человека. Социальная проблема формирования всесторонне и гармонически развитого человека в значительной степени реализуется через развитой эстетический вкус, через богатство его социальной, духовной и физической жизни.Эстетическое чувство как эстетическая категория являет собой удивительное сочетание природного и социального. И в этом смысле в эстетическом чувстве заключены потенциальные возможности как эстетического вкуса (а через него и эстетического идеала), так и художественно-эстетической деятельности, оно является эмоциональным выражением и побуждением к действию.

Онтологически эстетическое чувство есть способность непосредственной эмоциональной реакции на эстетически значимый объект. Причем эта реакция не носит еще оценочного характера, она присутствует в нем в снятом виде как интуитивное обнаружение совершенного в объективной реальности.

Эстетическое чувство  есть переживание, которое включает в себя как важнейший элемент  эстетическое наслаждение, но не сводится к нему, оно так же «антиномично», как и эстетический вкус. Хотя в конечном счете и отрицательное переживание должно привести в эстетическом чувстве к активному действию, к оптимистически-эмоциональному отношению к миру.

Феноменологически эстетическое чувство раскрывается через различные аспекты способности человека переживать безграничное совершенство природы, богатство социальной и духовной жизни человека. А в наиболее полном своем проявлении пробуждает творческое воображение, являющееся одним из стимулов художественного познания и процесса создания произведения искусства.

Таким образом, художественная фантазия, как и воображение вообще, органически вплетаются в процесс эстетического переживания, в природу эстетического чувства. И в этом наиболее полно проявляется структурирующая природа эстетического чувства, которое является как начальным этапом эстетического отношения к миру, так и его завершением в эстетической деятельности вообще и конкретно в художественном творчестве.

 

3.Эстетические  категории отражающие мир субъекта  социально-духовной жизни

 

Искусство, художественный образ и творчество являются эстетическими категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способность, т.е. совершенство человека. В них зафиксировано то, что в его эстетической практике в значительной степени зависит от социальной деятельности человека и его сознания. Но это отнюдь не означает, что эти категории лишены объективного содержания. Оно присутствует в них, но в снятом виде, в законах искусства, художественном образе и творчестве.

Искусство развивается на конкретной национальной почве; исторические судьбы, уровень развития данной нации  определяют национальную специфику  взаимодействия народно-мифологического  и социально-актуального слоя.

Мировая художественная культура складывается из достижений демократических  традиций искусства каждого народа, каждой нации на основе их свободного развития и взаимообогащения.

Таким образом, онтология  категории «искусство» в процессе исторического развития обогащается  и углубляется, приобретая новое  содержание.

Предметом искусства является человек, существующий как единство его социальной и духовной жизни, конкретно выражающейся в его  интеллектуальном, эмоциональном и  физическом бытии. Даже в тех видах  и жанрах искусства, в которых  человек непосредственно не присутствует (музыка, декоративно-прикладное искусство, пейзаж, натюрморт), его совершенство и универсальность отражены через  предмет искусства как такового.

Феноменологическое значение искусства реализуется в произведении художника, который достигает значительных успехов только в том случае, если он, с одной стороны, схватывает глубинные основы народно-мифологического сознания, соединяет их с социально-актуальными проблемами жизни, тем самым проникая в сущность искусства, с другой — неповторимо индивидуально воспроизводит предмет искусства. Феноменологическое богатство и многообразие произведения искусства реализуется через его видовое, родовое и жанровое существование, а также через исторически конкретную систему художественной культуры той или иной эпохи.

Произведения искусства  не существуют вообще, существуют картина, поэма, роман, симфония, романс, скульптура, кинофильм. Причем все это многообразие жанров, родов и видов искусства, реализуемое в произведении искусства, создает условия для функционирования и непрерывного развертывания художественной культуры человечества.

Через многообразие произведений искусства обеспечивается не только его историческое существование, но и своеобразие и неповторимость художественной культуры той или иной исторической эпохи.

Социальное назначение искусства заключается в том, что оно через отражение своего предмета целостно, универсально воздействует на человека. В искусстве воплощены универсальность и совершенство человека, оно несет в себе высокие социально-духовные ценности, создает образно-эмоциональную картину совершенного мира. Искусство формирует гуманистические принципы, отвечая тем на самые сокровенные вопросы человеческого бытия (о смысле жизни, смерти, счастье, долге, подвиге), и общение с ним позволяет человеку развернуть богатство его духовного мира.

Поэтому искусство не только отражает результаты развития общества, но и воздействует на атмосферу социально-духовной жизни в целом.

Художественный образ  — это эстетическая категория, в которой отражена объективная действительность через специфические законы искусства и художественного творчества.

Онтологический художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное (типизация, символ) эстетически совершенное отражение предмета искусства. И поэтому в художественном образе эстетическое приобретает специфическое качество, которое обусловлено не только законами искусства, но и отражаемым миром.

Феноменологическая сторона художественного образа органично отражает его сущность главным образом через типическое как многообразие исторически конкретного художественного мышления, выраженного в художественном методе, стиле, индивидуальной художественной манере.

Социальное значение художественного образа заключается в том, что он раскрывает перед человеком диалектику единичного и всеобщего, и, следовательно, через раскрытие этой диалектики, богатства и полноты жизни художественный образ способствует формированию диалектического богатства духовной жизни личности, а через нее и всего общества.

Художественный образ, в  социальном аспекте, это мир многообразной, неповторимой и совершенной духовной жизни, под воздействием которой  формирует и реализует себя человек  как гармонически и всесторонне  развитая личность.

Следовательно, в категории  художественного образа еще в  большей мере, чем в категории  искусства, отражены субъективные, личностные, индивидуальные формы жизни. Онтология художественного творчества определяется тем, что художник находится между объективной действительностью, которую он должен познать и освоить, и художественным произведением, которое он должен создать. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.Важной закономерностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции на действительность и эмоциональное отражение мира.

 

 

Заключение

 

В заключение можно сделать  следующие выводы:

Эстетические категории - это наиболее общие признаки, с  помощью которых описываются  процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы  художественного восприятия.

Эстетическое, как универсальная  категория эстетики есть результат  материально-духовной практики человека, которое осваивается, изменяется и  совершенствуется в процессе исторического  развития природы, и главным образом  человеческого общества.

Среди групп эстетических категорий выделяются три, которые  можно обозначить как категории, отражающие объективные состояния  человека, духовно-практическое освоение им окружающего мира и мир субъекта социальной жизни.

К эстетическим категориям, отражающим объективные состояния, относятся понятия прекрасного, возвышенного, трагического и комического.

Эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира, включают в себя категории  эстетического идеала, эстетического  вкуса и эстетического чувства.

Информация о работе Основные категории эстетики