Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:21, реферат
Конец XIX - начало ХХ веков обычно представляют в исследовательской литературе как период перехода от этики "классической" к "постклассической". Если первая может быть охарактеризована в самом общем виде как преимущественно созерцательная, рационалистическая, ориентированная на системосозидание и выявление родовой сущности человека, составляющей основу моральных ценностей, то вторая отличается иррационалистической установкой, эссеистической манерой выражения, поиском человеческой индивидуальности, тяготением к "живой", несхематизированной жизни.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕФЕРАТ
Основные
направления этики ХХ века
Выполнила: студентка второго курса
25 группы ДО
Березина
М. В.
Проверила: к. ф. н., доцент кафедры
гражданского процесса и правоохранительной деятельности
Морозова
А. И.
Тверь 2010 г.
Конец XIX - начало ХХ веков обычно представляют в исследовательской литературе как период перехода от этики "классической" к "постклассической". Если первая может быть охарактеризована в самом общем виде как преимущественно созерцательная, рационалистическая, ориентированная на системосозидание и выявление родовой сущности человека, составляющей основу моральных ценностей, то вторая отличается иррационалистической установкой, эссеистической манерой выражения, поиском человеческой индивидуальности, тяготением к "живой", несхематизированной жизни.
В ХХ веке продолжаются этические поиски в рамках научно-рационалистического подхода, которые основываются на позитивизме и прагматизме. Возникают новые философские системы иррационалистической этики. Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике религиозно-этические направления неотомизма и неопротестантизма.
Научно-рационалистическая линия в этике XX века развивается на основе аналитической философии позитивизма, которая видит свою задачу в разработке критериев научности и разграничения подлинно научных разработок и псевдонаучных религиозно-мифологических построений и на этой основе стремится вывести за рамки философского анализа гуманитарное знание, в том числе и этику. Аргументация различных научно-рационалистических концепций на основе позитивизма строится следующим образом:
Помимо научно-рационалистического направления в этике, существуют так же иррационалистическое:
Данное философское течение, выдвигает на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Источники экзистенциализма как особого направления мысли содержатся в учении Кьеркегора.
Кьеркегор утверждает, что экзистенция есть то, что всегда ускользает от понимания посредством абстракции. Отсюда вытекает тезис о неприменимости научного метода в самознании человека. Экзистенция есть "внутреннее", которое постоянно переходит во внешнее, предметное бытие. Он выделил три основные стадии восходящего движения к "подлинному существованию", т.е. к экзистенции: эстетическую, этическую и религиозную.
Принцип эстетической стадии - детерминация внешним, т.е. ориентация на "наслаждение", здесь выбор осуществляется лишь в самой примитивной форме.
Принцип этической стадии - долг. Это уже самоопределение субъекта, но пока еще чисто рассудочным способом, согласно предписаниям морального закона.
Абстрактность морального закона вполне преодолевается только на религиозной стадии существования, когда человек невероятным усилием воли отказывается от прежних привычек существования, всем существом своим принимает страдания как принцип существования и тем самым приобщается к доли распятого Христа.
Взгляды Кьеркегора долгое время существовали как феномен духовной жизни Скандинавских стран.
Прежде всего, экзистенциализм - это онтология, учение о бытии, а не о том что "надо" или следует делать человеку.
Экзистенциальное мышление развертывается исключительно в сфере бытия, а все остальные традиционные философские проблемы приобретают второстепенное значение как частные следствия из решения основной онтологической проблемы. Эта основная проблема - определение экзистенции в общей структуре сущего, т.е. конкретизация онтологической природы человеческой реальности в соотношении с остальными началами мироздания. Основное онтологическое определение экзистенции - "бытие между", его дал Кьеркегор.
Религиозные экзистенциалисты Бердяев, Ясперс, Марсель, Тиллих определяют природу иного как "трансценденцию", открывающуюся в акте веры. Божественное трактуется в духе "апофатичесокй теологии" не признающей никаких позитивных определений божества.
Определение трансцеденции через отрицание особенно характерно для Хайдегера, у которого трансценденция выступает как "ничто". У христианских мыслителей Бердяева, Марселя характеристика трансценденции носит отпечаток ценностей веры: веры, надежды, любви.
Неотомизм в рамках католического вероисповедания получил статус официальной этико-философской доктрины Ватикана. Его наиболее известные представители: Ж. Маритен, Э. Жилъсон, Й. Бохенъскип, К. Ранер, В. Тертых, папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) -- ставят перед собой задачу переосмыслить на основе новейших тенденций томизм -- наследие Фомы (Томаса) Аквинского. Они стремятся к объединению религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим миропониманием современной эпохи. Неотомизм активно использует идеи других этико-философских течений новейшего периода, особенно позитивистской и экзистенциалистской направленности.
Э. Жильсон (1884--1978) считает, что универсальный синтез религии и науки был достигнут в этике Аквината, а в Новое время возобладали деструктивные тенденции, что породило глобальные проблемы. Поэтому необходимо восстановить утраченное единство, гарантией которого является Бог. Единение «града земного» (наука и техника) и «града Божьего» (религия) воплощается в идеалах «интегрального гуманизма». К. Ранер (1904--1984) формулирует принцип «теологической антропологии», анализирует специфику человеческого «бытия в мире», состоящую, по его мнению, в постоянной открытости Божественному существованию.
В
рамках протестантского
НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ
Протестантская теология как одна из форм выражения религиозного сознания имеет ряд специфических особенностей. В значительной мере индифферентная к космологическим вопросам, проблемам гносеологии и научного познания, которые исторически включало в себя христианское богословие, она ориентирована преимущественно на деонтологическо-этическую проблематику, на вопросы бытия человека вообще (соотношение божественного и человеческого, способность человека познать бога, возможности мирской активности человека и его божественной определенности, значение религиозного настроения и т. п.). При этом протестантская теология в принципе отрицает необходимость какой-либо официально устанавливаемой философии (аналогичной, скажем, томизму в католицизме), равно как и какой-либо этической или политической программы или системы, соответствующей позиции протестантской церкви как таковой. Все это позволяет протестантизму более гибко реагировать на социальные п духовные требования времени, быть более созвучным в своих оценках господствующим светским идейным и философским взглядам, нежели, например, католическая теология, связанная определенными официально установленными догмами. Все это в полной мере относится и к современной протестантской теологии, в которой существует несколько течений, разнящихся между собой как отношением к так называемому классическому протестантизму, сложившемуся в период Реформации, так и трактовкой связи религии с проблемами современности.
В протестантской теологии можно выделить три основных направления, не равнозначные по своей влиятельности и ориентации.
Фундаменталистское направление
Первое направление определяется часто как «фундаменталистское». Оно ставит во главу угла вечность и неизменность библейских заповедей, перед лицом которых, с точки зрения приверженцев этого направления, все человеческие -- исторические и социальные установления людей, нормы их жизни и деятельности -- не имеют существ венного значения, представляются преходящими и извращенными. Некоторые сторонники этого направления склонны рассматривать запечатленные в Библии сказания (скажем, миф о сотворении мира и т. п.) как действительно имевшие место события, а священное писание как буквальное выражение «слова бога», не допускающее никакого произвольного толкования, связанного с условиями и обстоятельствами человеческой жизни. Фундаментализм выражал наиболее обскурантистские и реакционные тенденции в теологии протестантизма. Сейчас это направление практически сошло со сцены.
Модернизм
Второе направление (в противовес первому его иногда называют «модернизмом»), напротив, стремится подчеркнуть значение человеческого действия, культурных и научных достижений, социальных установлений людей, возводя над всем этим ореол божественности и высшего религиозного смысла. Мирские достижения людей рассматриваются здесь как отвечающие божественным замыслам, а само «священное писание» соответственно перетолковывается и приспосабливается к конкретным потребностям человеческой деятельности.
Направление это представляло собой довольно широкое духовное движение, господствовавшее в протестантизме на протяжении почти двух веков и начавшее сдавать свои позиции лишь в начале XX в. Его представители: в США-- У. Раушенбуш, Ш. Мэтьюс, Ф. Пибоди; в Европе -- А. Ритчл, Э. Трёльч, А. Харнак и др. По сравнению с многими другими течениями в христианстве данное направление отличается оптимистическим воззрением на человека и его исторические возможности. Многие его представители являются сторонниками общественного прогресса, приветствуют научные открытия (в частности, и всевозможные исторические исследования самого «священного писания», принимая в ряде случаев его научную критику), ратуют за всеобщее братство и равенство людей в обществе (некоторые теологи исповедовали идеи христианского социализма), за расцвет культуры, искусства и т. п. Недаром позднейшие критики этого направления назвали его «либеральным христианством», связывая его с гуманистическо-либеральной традицией прошлого.