Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:09, реферат
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
1.Этика
1.1. Происхождение термина «этика», использование его для обозначения науки и развитие его содержания
1.2.Словарь
2.Эстетика
2.1.Структура эстетической сознательности и ее виды
2.2.Словарь
2.3.Виды искусства
Список литературы
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: Бизнес Технологии в Туризме
РЕФЕРАТ
тема: «Основы этики и эстетики»
дисциплина: Основы эстетики
Выполнила студентка 5 курса
Беляева А.А.
г. Москва
2011 год
Содержание
1.Этика
1.1. Происхождение термина «этика»,
1.2.Словарь
2.Эстетика
2.1.Структура эстетической
2.2.Словарь
2.3.Виды искусства
Список литературы
1. Этика
обозначения науки и развитие его содержания
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх — природный аффект, память — свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость — свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
Для точного
перевода аристотелевского понятия
этического с греческого языка на
латинский Цицерон
Оба этих
слова, одно греческого, другое латинского
происхождения, входят в новоевропейские
языки. Наряду с ними в ряде языков
возникают свои собственные слова,
обозначающие ту же самую реальность,
которая обобщается в терминах «этика»
и «мораль». Это — в русском
языке «нравственность», в немецком
языке «Sittlichlkeit». Они, насколько можно
судить, повторяют историю
В первоначальном
значении «этика», «мораль», «нравственность»
— разные слова, но один термин. Со временем
ситуация меняется. В процессе развития
культуры, в частности, по мере выявления
своеобразия этики как области
знания за разными словами начинает
закрепляться разный смысл: под этикой
главным образом
В целом
попытки закрепить за словами
«этика», «мораль», «нравственность» различный
содержательный смысл и соответственно
придать им различный понятийно-
В рамках
учебной дисциплины «этикой» называют
науку, область знания, интеллектуальную
традицию, а «моралью» или «
Что такое мораль (нравственность)? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали, что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль — больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Она выступает одновременно как: задача, которая требует для своего решения, помимо всего прочего, также и теоретического размышления. Мораль — не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности: философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.
Мы рассмотрим некоторые наиболее общие определения (характеристики) морали, широко представленные в этике и прочно закрепившиеся в культуре. Эти определения в значительной степени соответствуют общераспространенным взглядам на мораль. Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях: а) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта; 6) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому мы сведем общий анализ морали в две рубрики: моральное измерение личности и моральное измерение общества.
1.2 Словарь
Любовь — чувство, трудно поддающееся формальному определению. Как отношение между людьми любовь характеризуется высшей эмоционально-духовной напряженностью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека. Она не скована даже нравственными оценками и этим отличается от дружбы. Любят не «потому что», а «несмотря ни на что». Любовь, как интимное и глубокое чувство может быть устремленностью на др. личность, человеческую общность или идею (любовь к детям, родителям, Родине, жизни, истине и т.п.). Однако сущность любви наиболее полно проявляется в отношениях между людьми: самая яркая ее форма, загадочная и неотвратимая по силе воздействия,— индивидуальная половая любовь. Абсолютное приятие конкретного человека ведет к тому, что практикуемые правила поведения и оценки утрачивают здесь свою непререкаемость, становятся относительными, подчиненными конкретной человеческой связи. Любовь — одна из форм преодоления отчуждения человека от человека и потому она может быть признана вершиной нравственного отношения к человеку. Но, это такая вершина, с которой хорошо видна ограниченность всякой абстрактной морали. Любовь самозаконодательна, свободна. Отсюда проистекает ее трагичность, порожденная конфликтом «абсолютности» господствующих нравственных требований и их относительности в рамках любви. Трагическое начало несет в себе не только несчастная, но и счастливая, взаимная любовь, с еще большей силой выталкивающая любящих за рамки обыденного и общепринятого. Особая роль любви в нравственном очищении, приобщении к подлинным ценностям, воплощенным в идеях, боге или человеке, признавалась различными культурными традициями: на нее указывали Платон (приобщение к миру подлинных сущностей — идей через прохождение стадий любви), Августин («познаем настолько, насколько любим»), классики суфизма, нем. романтики Источник ценностно-познавательной способности любви раскрывает Фейербах - она «возвышает предмет до сущности, и, таким образом, предмет лишь как сущность становится объектом любви». Гегель подчеркивает преобразующую роль любви: «она снимает всю односторонность, все исключения, все границы добродетелей..» Познание любви в истории культуры осуществлялось не только как проникновение в ее сущность и обоснование открываемой в ней ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой любви. Тогда, по словам Маркса, «из любящего человека, из любви человека» делают «человека любви» (т. 2, с. 22), а любовь, преодолевающую отчуждение, саму превращают в отчужденную от человека абсолютную ценность и норму. Так, в христианстве любовь рассматривается как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные способности человека. Не только в религии, но и в ряде социальных утопий (Фейербах, Фурье и др.) понятие «любовь» используется для обоснования возможности воплощения должного путем эмоционально-ценностной перестройки. Важная линия осмысления любви в XIX в.— противопоставление ее буржуазному делячеству, прагматизму, подчеркивание ее способности вырвать человека из системы узких социально-политических и личных интересов, из функционально-ролевых отношений. Любовь - свободное проявление человеческой сущности: она не может быть предписана или принудительно преодолена. Любовь не подчиняется никакому нормированию, но в моральном принципе любовь, вменяемом человеку как его высший долг, находит выражение представление о человеке как свободной личности, принимающей на себя всю полноту ответственности. В конечном итоге в любовь проявляется стремление человека к целостности и обретению мира во всем его богатстве.
ДОБРО — одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категория этики, выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотнесенности с идеалом Противоположность добру — зло. Исторически первые представления о добре заключали идею ценного, полезного вообще, что отражало синкретичность образа жизни и сознания человека в первобытно-общинном обществе. В этом смысле понятие добро совпадало с понятием блага. Следы такого отождествления сохраняются в обыденном сознании до настоящего времени в живом русском языке, обозначаются термином «добро» не только моральные деяния, но и материальные блага («нажить добро »). С разделением труда и возникновением классовой цивилизации понятие «добро», с одной стороны, идеализируется, как бы отрывается от жизни людей, а с др. — приобретает специфически моральный смысл, это находит отражение в том, что добро противопоставляется практической целесообразности.
Так, религиозная
и идеалистическая этика
ЗЛО —
одно из основных понятий морального
сознания и этическая категория;
обозначает негативные стороны действительности,
деятельности людей и отношений
между ними. 3ло противоположно добру,
благу и в самом общем своем
определении есть то, что препятствует
удовлетворению интересов человека
и человечества; злое, плохое, отрицательное
подлежит устранению, если оно уже
возникло, и предотвращению, если его
еще нет. В этике моральное
зло традиционно
СМЫСЛ ЖИЗНИ
— понятие этики и морально-