Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:09, реферат
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
1.Этика
1.1. Происхождение термина «этика», использование его для обозначения науки и развитие его содержания
1.2.Словарь
2.Эстетика
2.1.Структура эстетической сознательности и ее виды
2.2.Словарь
2.3.Виды искусства
Список литературы
Художественная
модель жизни в реалистическом искусстве
изоморфна, подобна действительности.
Однако искусство не тождественно реализму.
Романтический или
В «Тезисах
о Фейербахе» К. Маркс поставил мышление
в связь с общественной практикой.
Эта теоретическая идея звучит особенно
актуально в наше время в связи
с открытиями в психологии и физиологии
высшей нервной деятельности, показывающими,
что структура психики
Животному присущ приспособительный характер деятельности, человеку — преобразовательный, что привело к созданию совершенно новой по структуре, по функциям, по характеру психики. Долгое время психическую деятельность человека рассматривали как зеркальное отражение мира, как снятие слепков, снимков с действительности. При этом не учитывалась активность человеческого сознания, творящего мир. К процессу познания и преобразования окружающего подключен весь прошлый опыт человека. Восприятие, ощущение, а тем более представление и оценка — это сложнейший динамический процесс, включающий обратную связь.
Искусство прошлого видело в психике человека зеркало, отражающее мир. У Л. Стерна, Г. Филдинга, Ч. Диккенса герой видит предмет или другого человека и по поводу их высказывает свои соображения. Человек был равен себе. Л.Н. Толстой стал рисовать людей в движении, в процессе. Их внутренний мир течет, то мелеет, то углубляется. Лежащий на поле Аустерлица Андрей Болконский вначале мыслью своей как бы отталкивается от облачка и от дерева, которое он видит вдалеке. Но потом в это мышление втягивается весь его предшествующий жизненный опыт. Другими словами, перед нами реальная картина движения психики человека, диалектика его души. Реализм XIX в. показал, что сознание человека формируется в процессе общественной практики и вбирает в себя весь жизненный опыт. И личность меняется. Болконский на разных страницах романа разный. Это не просто общение с миром, это — взаимообогащение. Герой влияет на мир, и мир воздействует на героя. Сознание отражает и творит мир, и мир преобразует это сознание.
Французский психолог А. Пьерон называл новорожденного «кандидатом в человеки». Он становится полноценным представителем человеческого рода, лишь, когда присваивает некоторый минимум социально-исторического опыта.
Мышление человека решает четыре задачи: 1) критическое «снятие», концентрация, систематизация социально-исторического опыта; 2) выражение его в таких формах, которые могут присвоить люди; 3) постижение действительности в свете этого опыта и на основе новых требований общественной практики; 4) создание проектов преобразования действительности.
Многообразие
мира и общественных потребностей человека
вызывает к жизни многообразие форм
общественного сознания. Искусство
появилось для решения
У человека две системы оценок: по объективным значениям (оценка объектов с точки зрения их значимости в общественном производстве) и по личностным смыслам (в соответствии с индивидуальным опытом человека, соединяющим в себе субъективное и исторически обусловленное). Эстетическая оценка является личностной и отражает исторически обусловленную, устойчивую, необходимую связь субъекта с объектом. Через личное отношение раскрывается общечеловеческая ценность прекрасного предмета, его объективная значимость.
Искусство
формирует аудиторию и
Искусство
втягивает свою аудиторию в выработку
идей и заставляет воспринимающего
присваивать художественные идеи в
личностной форме. Отсюда вытекает инвариантность
и множественность
Актер, например,
может выразить жизнь только через
себя, только через свое тело, свой голос,
свою интонацию, он присваивает опыт
отношений тысяч людей и
Художественный образ не только обладает всеми чертами конкретности представления, но и содержит в себе в снятом виде результаты мыслительной деятельности. Для художественного мышления специфична образность, сочетающая обобщенность и конкретность с личностной формой. Искусство воссоздает жизнь в ее целостности, дабы продлить, расширить, углубить реальный жизненный опыт общественного человека.
Высшие, социальные эмоции являются формой выражения, закрепления и оценки социально-исторического опыта отношений. Художественный образ исторически приспособлен для закрепления и выражения такого опыта. Человеческая психика дает оценки: 1) по значению, фиксируемые в понятиях, суждениях, умозаключениях (сфера науки), 2) по личностным смыслам, выражаемым в личностных чувствах. Причем следует различать обыденные чувства и художественные, которые являются продуктом глубокого обобщения, осмысления опыта отношений (сфера искусства). Искусство несет не обыденные, а художественные эмоции. В обыденных эмоциях переплетаются биологический и социальный опыт; художественные эмоции социальны. Биологическое в них если и присутствует, то только как фон или как элемент. В обыденных эмоциях много сиюминутного, случайного; художественные эмоции фиксируют социально-историческое, необходимое, устойчивое, важное для множества людей.
Обыденные эмоции могут быть и положительными и отрицательными. Советский психолог Л.С. Выготский назвал художественные эмоции умными. Это социально ценные эмоции, обобщающие опыт отношений, их переживание доставляет эстетическое наслаждение. Обыденные эмоции существуют изолированно, художественные — только в художественной системе. Не освоив эту систему, ничего нельзя ни понять, ни пережить в искусстве.
Самый сложный образ опыта — представления — переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение широчайших слоев общественной практики. Представление содержит в себе как значение, так и смысл осваиваемого явления. Для того чтобы художественные представления стали достоянием аудитории, их надо объективировать. Художественный образ и есть объективация системы художественных представлений.
Понятийное начало присутствует и в художественном мышлении — порой в скрытом, а иногда и в явном виде. Концептуальное содержание художественного произведения сложно по структуре и складывается из объективированных в образе представлений и идей.
2.2 Словарь
1. Мера
есть результат выявления в
процессе освоения человеком
мира внутренних возможностей
предмета так или иначе
2. Прекрасное
– это самое широкое
Безобразное – эстетическое свойство предметов, естественные, природные данные которых при современном уровне развития общества и его производства имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.
3. Возвышенное
- эстетическое свойство
Героическое – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.
Низменное
– крайняя степень
4. Трагичное
(трагедия) – философское искусство,
ставящее и решающее высшие
метафизические проблемы жизни
и смерти, осознающее смысл бытия,
анализирующее глобальные
Комическое – выражает общественно ощутимое, общественно значимое противоречие, несоответствие явления или одной из его сторон высоким эстетическим идеалам.
Драматическое – высшая форма проявления комического.
5. Эстетические
чувства – это реакция
6. Эстетический
вкус – система эстетических
предпочтений и ориентаций, основанная
на обобщенной и творческой
переработке исторически
7. Эстетический
идеал – представление о
8. Художественный образ – форма мышления в искусстве.
9. Творчество
– процесс создания
10. Искусство – это отстоявшаяся, выкристализавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом; это гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества.
2.3 Виды искусства
Виды искусства:
Список литературы