Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:07, контрольная работа
Биоэ́тика (от греч. др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
Биоэтика понимается как раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам. Само слово "этика" определяется как ответственность человека перед окружающими; таким образом, биоэтика понимается как область знаний о поведении человека по отношению к другим и как философское понятие, касающееся нравственной стороны поведения человека.
Понятие биоэтики …………………………………………………………………2
Ключевые вопросы биоэтики …………………………………………………….3
Социальная справедливость как проблема биоэтики …………………………..6
Положение биоэтики в России ….………………………………………………..8
Понятие, смысл и значение экоэтики ……………………………………………9
Библиография ……………………………………………………………………..14
Надеюсь, что примирение будет найдено, как находят друг с другом общий язык биоцентристы и экоцентристы. Надежду на примирение, т.е. на то, что цели Природы и населяющих ее разумных существ совпадут, дает тот факт, что "преобразователь и улучшатель Природы" - человек - появился ни как иначе, как в ходе эволюции, направляемой неведомым Разумом Природы. И что он, может быть, призван так Природу "улучшить", что смерть и страдания из нее уйдут, а Природа и ее свобода останется. И призван ни кем иным, как самой Природой. К сожалению, сейчас Человек действует совсем в другом направлении. Но как бы мы его не ругали, приходится признать, что его деятельность обеспечивает жизнь такому количеству высокоорганизованных существ, какого никогда не было на планете. Копытных в дикой природе - максимум несколько миллионов, крупных кошек - несколько десятков тысяч. Поголовье свиней в мире - несколько миллиардов, плюс столько же коров, плюс самого "венца творения" шесть миллиардов.
Человек
обречен на взаимодействие с Природой,
причем глубина этого взаимодействия
такова, что его можно назвать
преобразованием Природы. Человек
уже с начальных периодов своей истории
так преобразовал ее, что мы теперь живем
в преобразованном человеком мире. Утешением
может служить то, что не один Человек
преобразует Природу. Кораллы создали
острова, микроорганизмы и дождевые черви
- почву, а растения - воздух, которым мы
дышим (современный состав атмосферы).
Современная окружающая среда - это продукт
деятельности различных организмов, т.е.
результат "вмешательства" в нее.
Но на человеке лежит одна непреложная
обязанность - считать взаимодействующую
с ним Природу морально значимой, признавать
ее самодостаточную ценность. Исходить
не из собственных корыстных интересов,
а из принципов добра и справедливости.
В этом случае Природа предстает не как
материал, а как равноправный и уважаемый
партнер.
Критерием этичности поведения в отношении этих "себе подобных" собратьев по разуму и соседей по планете является категорический императив: "поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой". В.А. Ясвин предлагает руководствоваться критерием потребностей, специфических для разных существ . Но для адекватного пользования этим императивом и для определения этих потребностей приходится потрудится, представляя себя на место этого "соседа по планете", учитывая различие в своей и его природе. Это тем труднее, чем дальше эволюционное расстояние между человеком и его "братом по разуму".
Для близких животных одного с нами класса - млекопитающих - все понятно. Разум и иные психические способности, которыми так кичится человек, возникли не сразу. Если мы находим у животных аналогичные способности, то, очевидно, что эти способности имеют такую же природу, ту же психическую основу, что и способности человека. Сходные поведенческие реакции у людей и других высших позвоночных имеют общее психологическое содержание. Это - один из немногих мировоззренческих выводов, который можно считать научно доказанным. Посмотрите: у растений, цветов, камней, бактерий и клеток нашего собственного организма (а также популяций и народов) нет тех органов, которыми мы привыкли думать и чувствовать. И поведение их не имеет ничего общего с поведением человека или любого другого животного индивида (собаки, кошки, слона, медведя). Значит, это совершенно иное, и мы просто не можем понять, что. Кибернетические системы могут имитировать поведение и даже мышление человека, но совсем на другой, нежели у оригинала, основе. Это - всего лишь имитация. А то общее, что имеется в поведении высших позвоночных, зиждется на общей психофизиологической основе, следовательно, обладает внутренним, сущностным, содержательным сходством. Крики боли или радости всегда означают боль или радость - издал ли их человек или животное. Это - основа для их понимания потребностей этих существ.
С эволюционно далекими животными понимание все более и более утрачивается, пока не встает вопрос - а является ли данное существо индивидом, есть ли у него психические функции, чувства, воля к жизни? Такой критерий, как критерий сложности нервной системы, против которого возражает Ясвин, необходимо заменить критерием наличия нервной системы, который выявляет качественную грань, отделяющую индивида, как существо одушевленное и подобное в главном человеку, от "неодушевленных" сущностей (с правами совершенно иного). Современная наука выявила наличие психических функций как следствие наличия нервной системой трубчатого типа (т.е. как у позвоночных), и оставила открытым вопрос о нервной системе узелкового типа (т.е. как у членистоногих).
В
качестве принципа в отношениях с
существами, понимание с которыми
утрачено и потребности которых
не могут быть нами поняты, можно
выдвинуть презумпцию одушевленности
существа (т.е. считать его в чем-то себе
подобным животным индивидом, если не
доказано обратное) и стремится вести
себя в отношении него, как в отношении
себе подобного (например, воздерживаться
от употребления в пищу раков, устриц,
улиток и т.п.).
Библиография
Информация о работе Понятие биоэтики и экоэтики, их смысл и значение