Портрет языковой личности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:22, статья

Описание

Речь человека – его визитная карточка. Она несет в себе информацию о самых различных чертах личности говорящего: о его происхождении, возрасте, профессии, образовании, интеллекте и т. д. Внимательно вслушиваясь в речь незнакомого собеседника, наблюдая его в разных коммуникативных ситуациях, мы можем составить портрет языковой личности.

Работа состоит из  1 файл

Портрет языковой личности студентов.docx

— 22.70 Кб (Скачать документ)

                            Ибрагимова Валерия  Рамильевна

                            Студентка НГТУ

                            Группа ЭМ-14

    Научный руководитель: Скибицкая И. Ю., канд. пед. наук, доцент 

          Портрет языковой личности студентов 

          Речь человека –  его визитная карточка. Она несет  в себе информацию о самых различных  чертах личности говорящего: о его  происхождении, возрасте, профессии, образовании, интеллекте и т. д. Внимательно вслушиваясь в речь незнакомого собеседника, наблюдая его в разных коммуникативных ситуациях, мы можем составить портрет языковой личности.

          Речевой портрет - это  реализация в речи языковой личности человека, то есть представление в  речи «многокомпонентного и многослойного  набора языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению  речевых поступков разной степени  сложности» (Караулов Ю.Н.)

          Общеизвестно, что  в современных науках, изучающих  человеческий язык, наметился определенный поворот от изучения языка самого по себе к изучению языка в говорящем  коллективе. Изучается не «просто  язык», а уделяется внимание говорящему человеку. Ю.Н. Караулов в своей работе [Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.] отмечает, что «нельзя  познать сам по себе язык, не выйдя  за его пределы, не обратившись к  его творцу, носителю, пользователю – к человеку, к конкретной языковой личности». Стремление ученых понять и  объяснить сущность языка, исходя из человека и его мира, предопределило появление понятия «языковая  личность». В то же время особый интерес  представляет собой описание конкретных языковых личностей, среди которых  как рядовые носители языка разных возрастных групп и социальных слоев, так и представители элитарной  речевой культуры.

          На наш взгляд, особого внимания заслуживают особенности речевого поведения современных студентов. Как отмечают многие современные исследователи речи молодежи (в том числе В.В. Химик, О.П. Ермакова, Е.Ф. Болдарева и т.п.), в речевом общении молодежи самыми заметными чертами являются креативный подход к нормам языка, разрушение стереотипности во всем. Студенты же как передовая часть молодежи, будущая интеллигенция, более всего склонны к исследованию возможностей языка и экспериментированию с его нормами.

          Студенчество - социально-возрастная группа, представляющая наибольший интерес  для нашего изучения, так как именно студенты быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них. Кроме того, члены данной группы являются будущими специалистами. Во время обучения в ВУЗе происходит становление и развитие языковой личности студента; будущие специалисты станут представителями интеллигенции, которая все же будет продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение языка в дальнейшем. Именно поэтому создание речевого портрета современного студента, чей речевой портрет во многом отражает нынешнюю языковую ситуацию и особенности речевой коммуникации не только сугубо молодежной сферы общения, но и коммуникативного пространства современного города в целом, представляется нам весьма актуальным.

          Материалом данной статьи послужили наблюдения за устной речью студентов Новосибирского Технического Государственного Университета и других новосибирских ВУЗов.

          Рассмотрим некоторые  конкретные примеры употребления лексических  единиц в речи студентов. Главная  черта речевого поведения студентов  – стремление сделать свою речь успешной, яркой, красочной и нетривиальной.

          Неотъемлемой частью речевого действия является обращение. Чаще всего студенты обращаются друг к другу по имени, употребляя форму  с суффиксом -к-: Катька, Сашка, Ленка, Олька.  Подобные обращения присутствуют как в речи молодых людей, так и в речи девушек. Обращает на себя внимание и все большее распространение в студенческой среде прозвищ: Толстый, Серый, Чапай. Употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом более характерно для девушек: солнышко, зайка, котенок. Обращение юношей часто включают слова-обращения сниженного стиля: братан, дружище, кореш, мужики.

          Безусловным началом  речевого контакта всегда выступает  приветствие. В молодежной студенческой среде для приветствия наиболее часто используются слова: Привет! Салют! Здорово! Также можно отметить слова-приветствия из других языков: Hello! Hi!

          Нередко в форме  приветствия задается риторический вопрос. Риторический вопрос, как правило, носит обобщающий характер, не предполагает информационно насыщенного ответа и касается жизни или состояния адресата в целом: Как дела? Как сам? Как твоё ничего? Как оно? Как жизнь молодая? Чё нового? Самые частые ответы на подобные вопросы: офигенно, лучше всех, окей.

          Собственно речевая  ситуация в молодежной студенческой среде незначительно отличается от речевой ситуации молодежной среды  в целом. Как правило, определенная социальная группа имеет «традиционный  набор» лексических единиц, имеющих  семантику, отличную от литературной, и понятных только данной группе. Так, например, лексемы «сдуть», «содрать», «слизать», «скатать» в студенческой речи имеют значение «воспользоваться шпаргалкой, списать»; лексемы «продинамить», «забить», «откосить» – «пропустить занятия».

          Категория оценки различных  ситуаций в речи студенческой молодежи может выражаться следующими словами. Положительная оценка выражается словами: классно, круто, прикольно, ништяк, обалденно, респект и уважуха, клёво. Слова и выражения типа фиолетово, параллельно, по барабану, по фигу, не колышет указывают на безразличное отношение студента к предмету или событию. Слова – отстой, стрёмно, лажа, примитив – несут в себе отрицательную оценку.

          Следует отметить, что в современной молодежной, в том числе и студенческой, среде очень часто употребляется некодифицированная, ненормативная лексика. Эта тенденция обусловлена снижением культуры общения в целом.

          Общение завершается  прощанием. Зачастую оно содержит пожелание  или напутствие собеседнику. Традиционно  в молодежной среде используются разговорные варианты прощаний: Пока! Удачи! Счастливо! Созвонимся! Пересечёмся! Увидимся!  Для прощания, так же, как для приветствия, студенты употребляют слова, заимствованные из других языков: чао, гудбай, ауфидерзейн, аревидерчи.

          Также можно добавить еще одну характерную черту для  студентов (в основном технических специальностей). Зачастую можно услышать такую фразу: «Зачем мне знать все правила русского языка и зачем мне вообще нужно его учить, если я учусь на технической специальности? Я же не филолог!». Студенты не часто задумываются над грамотностью и правильностью своей речи, списывая это на принадлежность к конкретной профессии и считая, что им это не понадобится.

          В заключение следует отметить, что основными особенностями современного студенческого лексикона являются следующие: студенческий жаргон, иностранные слова и сниженная лексика. Но, несмотря на то, что проанализированные лексические единицы «засоряют» литературную речь, в то же время они являются неотъемлемым атрибутом студенческой молодежной среды. 

          Список  литературы

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.
  2. Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания
  3. Статья из Интернета «Речевой портрет современного студента» [http://www.dissercat.com/content/rechevoi-portret-sovremennogo-studenta?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7]
  4. Статья из Интернета «Некоторые аспекты изучения языковой личности современного студента» [http://tomb-raider6.narod.ru/lib/mm/materialy_vtorogo_mezhdunarodnogo/nekotorye_aspekty_izuchenija_jazy.html]

Информация о работе Портрет языковой личности студентов