Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:11, курсовая работа
Достаточно часто мы высказываем свое критическое мнение в отношении других людей, а также получаем порцию критики сами. Значительная часть этих замечаний высказывается "за глаза", но с остальной частью приходится сталкиваться лицом к лицу. Границы критики простираются от легких "покалываний" (критических замечаний) - до жесткой критики-приказа. Есть ли люди, которым нравится критика? Наверное, нет. Однако одни умеют воспринимать ее правильно, а у других это не получается.
Введение 3
1. Понятие критики 4
2. Преимущества конструктивной критики 5
3. Правила критики 8
4. Формы конструктивной критики 11
5. Способы восприятия критики 12
Заключение 15
Список использованных источников
Возражение же неконструктивной критике всегда одни, и они не блещут особой оригинальностью. Если сделанное или написанное плохо, сделайте или напишите лучше.
Конструктивная критика - это не просто перечисление реально существующих недостатков. Их при желании можно найти абсолютно во всём! Надо всегда давать ответ на вопрос что с ними делать. Причём, очень важно - не в форме борьбы с чем-то! Бороться со своими недостатками - пустая трата кучи энергии.
Хвалить
легко — гораздо труднее
3. Правила критики
Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.
1.
Прежде всего, изъять из
2.
Замечания целесообразно
3.
Стремиться искренне и
4.
Проявить уважение к мнению
партнера, не отвергая его сразу
и резко, даже если оно вам
кажется абсурдным. Дайте
5.
Вести разговор в
6.
Если хотите указать человеку
на его ошибку, начинайте с
похвалы и искреннего
7.
Обращая внимание людей на
их ошибки, старайтесь делать
это в косвенной форме.
8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.
9.
Выдвигать свое мнение, (несогласие,
критику) нужно в порядке
10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь — сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10—30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.
11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.
12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.
13.
Вместе с критикой желательна
аргументированная самокритика.
14.
Сделайте так, чтобы
15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».
Важно
помнить и такую
Если
вы замечаете, что кто-то в споре
слишком разгорячился, лучше перенести
разговор на другое время.
4. Формы конструктивной критики
Очень
легко похвалить подчиненного. Гораздо
труднее сделать ему
-
Подбадривающая критика: «
- Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;
- Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;
- Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;
-
Критика-похвала: «Работа
-
Безличная критика: «В нашем
коллективе есть еще работники,
- Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;
-
Критика-сопереживание: «Я
- Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;
- Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)...»;
- Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;
- Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;
- Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»;
-
Критика-смягчение: «Что же
-
Критика-замечание: «Не так
- Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;
- Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;
- Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;
-
Конструктивная критика: «
-
Критика-опасение: «Я очень опасаюсь,
что в следующий раз работа
будет выполнена на таком
Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.
Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.
5. Способы восприятия критики
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.
- Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.
- Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.
- Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.
- Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.
-
Деловое восприятие критики не
должно зависеть от того, кто
(какой человек, с какими
-
Восприятие критики не должно
зависеть от того, в какой форме
она преподносится: главное,
-
Центральный принцип
-
Ценнейшая польза внешней
-
Любая критика требует
-
Полезное обращение к
-
Первый шаг правильного
- Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
- Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.
- Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.
-
Критика возможных негативных
последствий принятых мною
-
У критикуемого нет права на
обиду, он обладает лишь
-
Критикуемый имеет право на
контркритику. Он может активно
отстаивать свою позицию.
-
Большое количество
-
Если я сдержанно и по-
- Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.
-
Наиболее благоприятное
-
Признать критику — это значит
принять на себя
-
Даже если критикующий
Все
участники обсуждения любой проблемы
имеют одинаковые права и равно
подчиняются данным правилам.
Заключение
В деловой коммуникации критика «вплетена» в жизнь, поэтому важно корректно подходить к таким вопросам, как кто имеет право на критику, а кто – нет; о мере критики, о соотношении критики и дела; о зонах вне критики; о том, как осуществлять критику, не обидев критикуемого и не испортив с ним отношения.