Право на свободу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:41, реферат

Описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей. Еще в французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Право на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Этика.docx

— 31.89 Кб (Скачать документ)

       Понятно, что без выбора не  может быть и речи о свободе,  на отсутствие возможности выбора - весьма относительно, т.к. даже  в условиях жесткой детерминации  существует известная вариативность  поведения. В этом отношении  можно согласиться с экзистенциалистами: человек "брошен в свободу", поскольку обречен на выбор  (крайний пример - осужденный на  смерть все равно выбирает  форму поведения в оставшееся  время жизни), ведь отказ от  избрания какого-либо из альтернативных  вариантов деятельности, позиция  уклонения, недеяния тоже выбор. Поэтому, когда мы говорим об отсутствии возможности выбирать, то имеем в виду определенную систему отсчета, в рамках которой ничего не можем изменить, хотя наряду с ней всегда присутствует другая (или другие), позволяющая нам что-то предпочитать. (Например, человек, находящийся в тюрьме, не волен выбирать место своего пребывания, но может по-разному вести себя внутри навязанного ему пространства).

       Моральный выбор как способ  реализации нравственной свободы  обусловлен совокупностью факторов  объективного и субъективного  характера. Объективные обстоятельства  задают определенные внешние  параметры индивидуальным предпочтениям,  затрудняя или облегчая процесс  личностной самореализации. В рамках, например, тоталитарного социального  режима нравственно свободная  деятельность оказывается сложнореализуемой сверхзадачей и является уделом одиночек - людей сильных и самодостаточных. Кроме того, в любом обществе человек не гарантирован от столкновения с таким стечением обстоятельств жизни, которые зададут ему немыслимо трудные условия морального выбора. Но внутри объективно обусловленных границ вариативность поведения зависит уже от самого человека, поэтому в сходных ситуациях разные люди делают разный выбор. (Кстати, субъективный фактор, всегда имеющий в мире морали особое значение, в данном случае способен влиять на внешние параметры выбора. Можно, например, признавать их незыблемость или стремиться к расшатыванию, расширению или прорыву сквозь них. Кроме того, если их все же нельзя изменить, можно модифицировать свое отношение к ним: равнодушно отвергнуть, стоически принять, приспособиться к ним, приспособить их к себе и т.д.) Индивидуальные ценностные ориентации, эмоциональные и психологические особенности, личностная готовность к свободе или напротив, неспособность к ней, - все это сообщает процессу морального выбора уникальный характер, в котором, тем не менее, можно обнаружить и некоторые общие проявления.

       Одно из них связано со спецификой  взаимоотношения между стратегическим  и ситуативным выбором, которые,  в идеале, должны быть гармонично  взаимосвязаны, но в действительности  часто противостоят друг другу,  порождая новые антиномии свободы.  Стратегический выбор касается, прежде всего, "выбора себя", т.е. созидания человеком своей  "самости". Этот аспект свободы далеко не всегда осознается и находится в противоречии с имеющей широкое распространение установкой на проявление в свободной деятельности уже сформированной, ставшей, а не становящейся, "самости". Такая установка фиксирует несомненную значимость моральной определенности личности, устойчивости ее ценностных представлений, но, с другой стороны, неминуемо ограничивает ее свободу не коей завершенностью внутреннего нравственного самоопределения и может провоцировать моральный догматизм, отказ от бесконечного процесса "переделывания себя" и, следовательно, самосовершенствования. Впрочем, предпочитая упоминавшуюся альтернативную установку, т.е. рассматривая себя как-то, что еще предстоит создать, человек также не застрахован от риска, который в этом случае связан с эмоциональной тяжестью собственной незавершенности, подверженности безудержному релятивизму, с "неуютностью" вечного поиска и вечной неудовлетворенности. Выбор той или другой жизненной стратегии является актом нравственной свободы "по большому счету" и сразу же обременяет его субъекта таким же по масштабу грузом ответственности за свою судьбу, нисколько не подслащивая эту "пилюлю" обещаниями непременного счастья и благополучия. Поэтому любой, жаждущий свободы, должен быть готов принять не только ее радостные, но и трагические проявления.

       Стратегический выбор связан  также с вопросом о допустимости  выбора зла, который был предельно  заострен Н. Бердяевым, сформулировавшим  так называемую "трагедию свободы": вынужденное добро не есть  добро, а свобода выбора предполагает  возможность выбора зла. Теоретическая  модель ответа на этот вопрос  может выглядеть следующим образом:  имея потенциальную возможность  выбора зла, нравственно полноценная  личность избирает добро. Именно  с таким выбором соотносится  нравственная свобода. Для человека, приобщенного к смыслу морали, выбор добра более вероятен, чем  для человека, усвоившего только  исторически конкретное ее значение. Тем не менее, степень риска  в принципиальном выборе между  добром или злом достаточно  велика и определяется множеством  разнородных параметров, анализ  которых - задача не столько  теоретическая, сколько практическая.

       На свой "страх и риск" осуществляется  человеком и ситуативный выбор,  в котором особенное значение  может при обретать случайность, нередко разрушающая самую продуманную стратегию. Антиномии нравственной свободы ситуационного уровня обнаруживаются в моральных конфликтах. Понятие морального конфликта, в его узком значении, определяют как такую ситуацию, в которой человек должен сделать выбор между взаимоисключающими формами поведения, т.е. по принципу "либо-либо". Так называемые "сильные" конфликты (или "пограничные ситуации", если пользоваться экзистенциалистской терминологией), предлагающие человеку выбор между двумя чрезвычайно значимыми для него ценностями (крайний его вариант - выбор между жизнью и смертью или на грани жизни и смерти), обладают ярко выраженным драматизмом, поскольку всегда связаны с жертвой, утратой. Представляя возможность свободы, они требуют за нее такую высокую плату, которая часто оказывается непосильной для человека, мучительно ощущающего в данном случае "бремя свободы", а не ее "благо". Высокая степень риска в таких ситуациях связана не только с трудностями эмоционально-нравственного неприятия выбора (например, когда можно спасти от смерти только одного из двух любимых людей, обрекая тем самым другого на гибель) и грузом ответственности, но и с непредсказуемостью последствий, которые невозможно просчитать заранее (эта особенность, кстати говоря, присутствует в моральных конфликтах различной степени "тяжести"). Вместе с тем, именно трагизм "пограничных ситуаций" раскрывает глубинные тайны свободы, перемещает индивида из обыденного пространства в мир "подлинности", позволяет выявить - порой неожиданную для него самого "самость", проверить свою способность и право быть свободным.

       Свобода как "благо" имеет,  конечно, иную эмоциональную окраску,  основанную на моральной удовлетворенности  человека своими поступками, которые  выражают его собственные нравственные  пристрастия и одновременно не  противоречат "моральному закону". Вероятно, именно это имел в  виду Кант, отмечая, что "темперамент  добродетели - радостный". Когда  моральная необходимость вследствие  интериоризации перестает быть указанием извне, а становится внутренним повелением, тогда деятельность в контексте этого повеления воспринимается как нравственно свободная, не стесненная необходимостью и, следовательно, приносящая особую, моральную радость.

       Многочисленные аспекты свободы  (намеченные здесь и оставшиеся  за пределами рассмотрения), а  также сопровождающие их различные  эмоциональные состояния, в действительности  тесно переплетены и представлены  во множественности индивидуальных проявлений. Их общее, сущностное основание удачно сформулировано в русской идеалистической этике: нравственная свобода есть "вольный отказ от своеволия", т.е. такой способ моральной самореализации, который предполагает добровольное отстранение личности от произвола, поскольку вседозволенность извращает нравственное бытие субъекта и разрушает смысл морали.

       Степень и специфика нравственной  свободы прямо связаны с ее  неизменной спутницей - нравственной  ответственностью, выражающей способность  личности самостоятельно управлять  своей деятельностью, отвечать  за свои поступки. Умение принимать  на себя груз ответственности  свидетельствует об уровне нравственного  развития человека и справедливости  его претензий на обладание  свободой в обыденном существовании  люди зачастую оказываются в  плену иллюзорной ориентации, побуждающей  их стремиться к свободе и  всячески уклоняться от ответственности,  придумывая для этого различные  способы и прибегая к "защитной  мотивации". Однако самые изощренные  изобретения не могут изменить  непреложно действующую закономерность: чем большей степенью свободы  располагает человек, тем большую ответственность он должен нести, поэтому стремление убежать от ответственности означает и бегство от свободы, а вместе с этим - неизбежность моральной деградации.

       Являясь разновидностью социальной  ответственности и, вместе с  тем, пронизывая собой все виды  человеческой деятельности, нравственная  ответственность включает в себя  целый комплекс достаточно сложных  и отнюдь не однозначно решаемых  вопросов. Их осмысление предполагает  конкретный анализ внешних и  внутренних обстоятельств нравственного  поведения, тесно связанный с  проблемой моральной оценки. 
 
 
 


Информация о работе Право на свободу