Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание

Понятие правовой культуры достаточно детально рассматривается в различной учебной литературе. У разных авторов сформировано почти однозначное мнение по этому вопросу. Проблема же правовой культуры именно должностных лиц властных структур и государственных учреждений изучается современными юристами, политиками, правоведами, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц. 4
2. Функции правовой культуры должностных лиц. 12
3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц. 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курс.docx

— 52.85 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции правовой культуры должностных лиц.

 

Правовая культура в любой  её форме выполняет одновременно несколько специфических функций: познавательную, оценочную, праворегулятивную, ценностно–нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательная функция связана с объемом правовой информированности должностных лиц, уровнем правовых знаний, пониманием требований законодателя, умением анализировать. В современных условиях постоянно меняющегося законодательства и появления всевозможных «правовых новелл» должностным лицам необходимо быть в курсе изменений законодательства, быть «гибкими» и постоянно открытыми к восприятию новой правовой информации, необходимой для повседневной работы, проводить анализ новых правовых актов.

Аксиологическая функция состоит в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в умении анализировать собственную деятельность в сфере права. Нередко к основным нормативным актам имеется большое количество всевозможных комментариев, приложений, разъяснений и иных подобных трактовок. Так, практика применения нормативных актов нередко имеет отражение в пленумах судов, всевозможных разъяснениях, обзорах и т.п. Знание всех указанных вопросов способствует правильному применению должностными лицами норм права на основе корректной их оценки и зависит в первую очередь от правовой культуры должностного лица.

Регулятивная функция  правовой культуры должностных лиц  есть не что иное, как реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению  прав и обязанностей должностных  лиц. Регулятивная функция свидетельствует  не только о мере познания правовых ценностей, но и о мере их использования. Данная функция способствует появлению у должностных лиц  собственных правовых ориентиров, приобретению правового опыта и навыков.

Ценностно-нормативная функция  проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании людей, человеческих поступках, социальных институтах. Различные  правовые нормы и само право выступает  объектами оценки. Указанная функция также проявляется при изучении оценочного отношения личности к результату и целям её действий, к образцам поведения, предусмотренных нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в оценке общностью людей законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путём сопоставления с соответствующими правовыми ценностями.

Правосоциализаторская функция заключается в формировании правовых качеств личности. Не смотря на то, что правовая действительность оказывает влияние на формирование этих качеств, необходимо осуществлять целенаправленную правовоспитательную работу, мероприятия по организации юридического обучения, оказанию юридической помощи населению, активизации процессов самообучения личности.

Прогностическая функция  заключается в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей. Эта функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Коммуникативная функция  передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует  в массах уважительное отношение  к политическим учениям прошлого, обеспечивает общение граждан в  юридической сфере, существует через это общение и влияет на него. Также коммуникативная функция является необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

 

Процесс формирования правовой культуры должностных лиц сложен и многогранен, представляет собой  так называемое складывание «мозаики» правых знаний, правового поведения и общего понимания права в одно целое.

Любым должностным лицом является в первую очередь человек, выросший в определённой культурной среде, воспитанный в соответствии с принятыми в обществе ценностями.

В зависимости от социальной ценности права, то есть того, насколько  действенно защищаются интересы каждой отдельной личности, формируется  то или иное отношение к праву. В результате проверки опытом отношение  к праву складывается в определённые убеждения, жизненную позицию человека, формируется правовое качество личности. Это качество личности, степень уважения к праву, одобрительное отношение  к нему будет в дальнейшем определять поведение человека при решении  правовых вопросов, стремление соблюсти правовые нормы либо обойти их для  достижения нужной цели. Формирование уважительного отношения к праву  имеет большое значение для должностных  лиц государства, так как, являясь  руководителями государственных учреждений, различных ведомств и подразделений, они осуществляют регуляцию всей общественной жизни страны, обеспечивают соблюдение законности.

Так, процесс формирования уважения к праву не происходит автоматически. Для этого необходима эффективная система воздействия на жизнь людей, волю и сознание, эмоции и представления, чтобы обеспечить позитивное отношение к праву, верную его оценку и адекватное поведение самой личности. Уважение к праву следует рассматривать как широкое понятие, в котором правовые нормы и социальные ценности должны выступать во взаимосвязанном виде. Общее одобрительное отношение к действующему праву должно обеспечивать его последовательное соблюдение большинством граждан. Каждый человек, сталкиваясь с правовыми предписаниями относится к ним по-разному: одни из них он полностью или частично воспринимает, вторые отвергает как неприемлемые, к третьим относится безразлично. Однако для демократического общества, которое провозглашено в нашей стране, должно быть характерно понимание людьми важности и необходимости средств правового регулирования, что и обеспечит уважительное отношение людей к правовым предписаниям.

Уважение к праву возможно лишь на началах глубокого личного  убеждения человека в ценности провозглашаемых обществом правовых принципов. Следовательно, право должно выражать интересы и волю народа, а всякое внешнее воспитательное, просветительное и другое воздействие должно иметь в своей основе создание благоприятных условий для развития личной инициативы.

Представляется, что проблема правовой культуры в России существует, есть необходимость инновационного реформирования не только материальной, но и духовной сферы (духовная сфера должна превалировать над материальной).

Широко распространено мнение о том, что "для нашей страны характерно развитие двух абсолютно  разнонаправленных, но в то же время  очень схожих по истокам своего образования  тенденций: переплетение, с одной  стороны, абсолютного правового нигилизма во всех его проявлениях, когда законы не ценят и не уважают, они откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, когда порой сам закон является по своей сути неправовым, когда девиантное поведение становится нормой, а не исключением; с другой стороны, для российского общества характерен и наивный правовой идеализм, граничащий с инфантилизмом, когда право, напротив, представляется сказочным эликсиром, неким аподиктическим знанием, способным одним махом разрешить все назревшие в стране проблемы".9

Не оспаривая данного  верного наблюдения, следует обратить внимание на то, что законодательство откровенно нарушается, не исполняется  и игнорируется обычно именно теми людьми, которые и должны эти законодательные  акты исполнять, показывать пример верного  служения долгу и закону. Причем введение психологической экспертизы, осуществляемой по желанию кандидата на должность, введение института двух поручителей за кандидата на должность, конкурсный отбор претендентов на должность, введение обязательности декларирования доходов за истекший год и другие барьеры, способные отсеять непригодных для прохождения государственной службы, к сожалению, пока что не дают того эффекта, который мы могли бы ожидать.

Представляется целесообразным принятие мер по созданию в России взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения каждого гражданина, которая включала бы в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения.

Правовое воспитание - это  целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных  лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов  и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в  целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических  норм. Другими словами, правовое воспитание – это формирование у граждан в обществе высокого уровня развития правовой культуры. Этот процесс осложняется не столько материальными возможностями, сколько тем, что теория государства и права не является единой, а включает различные взгляды и особенности многих правовых школ. Поэтому первой ступенью правового воспитания является создание доступной основной части населения правовой литературы, знакомящей их с основами теории государства и права. Составной частью процесса правового воспитания является подготовка профессиональных кадров различных видов юридических служб, государственных органов, образовательных учреждений. Формы правового воспитания – это способ внешнего выражения деятельности, с помощью проводится работа по воспитанию граждан в духе уважения к законам, строгого их исполнения, способствуют формированию у них развитого правосознания, прививают им навыки правомерного поведения и повышающие их социально-правовую активность.

В настоящее время выделяют следующие формы правового воспитания:

- формирование правосознания и правовой культуры в семье;

- обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;

- профессиональная правовая подготовка в вузах юридического  профиля;

-  выпуск и распространение  через розничную торговлю разнообразной  юридической литературы;

- самовоспитание;

- создание общедоступных  компьютерных баз данных (“Консультант-плюс”,  ”Гарант”, ”Кодекс”), а также распространение  правовой информации через Интернет.

- осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

Уровень правовой культуры не будет высоким, если будет базироваться только на знании действующего законодательства, поэтому целями правового воспитания являются:

А) достижение прочных знаний о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, не освобождает от ответственности за его нарушение;

Б) повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

В) создание устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, неотвратимости ответственности, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения права.

Несмотря на принимаемые меры, в обыденной жизни широко распространён правовой нигилизм, выражающийся в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву, что является следствием отсталости и правовой невоспитанности основной массы населения. В этом плане нельзя забывать об исторических особенностях правовой культуры в России, наследия советской системы. Ведь в условиях длительного подавления прав и свобод советский человек, чтобы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден был искать способы обойти закон, «обмануть начальника». Основным проблемным моментом в правовом воспитании остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности. Как уже отмечалось выше, процесс правового воспитания осуществляется не только учебными заведениями и государственными органами, но и их должностными лицами. Поэтому уровень правокультурности должностных лиц должен быть настолько высок, чтобы не только осуществлять свою деятельность в соответствии с правовыми нормами, но и передавать опыт своим подчинённым, подавать им пример уважительного отношения к закону.

Система правового воспитания должностных лиц предполагает освоение ими ранее базового уровня знаний по теории государства и права  и формирование позитивных взглядов, ценностных ориентаций, которые обеспечивали бы соблюдение, исполнение и использование  юридических норм. С учётом этого, правовое воспитание должностных лиц  в большей степени сводится к  своевременному обеспечению их правовой информацией, разъяснении принятых нормативно–правовых актов, разбору  спорных ситуаций, имеющих место  в сфере деятельности данного  лица. Для осуществления этой деятельности необходимо создание специальных подразделений  либо документальное закрепление функции  правового воспитания за уже существующим отделом. Так, в территориальных органах МВД кадровыми подразделениями полиции еженедельно с личным составом проводятся занятия в системе служебной подготовки – освещаются различные правовые вопросы, знание которых способствует правильному формированию правовой культуры.

Информация о работе Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования